Первый раз – в первый класс: как выбрать школу для ребенка

Первого апреля в нашей стране откроется запись детей в школы. А это значит, что у родителей будущих первоклассников осталось не так много времени для выбора образовательной организации. В первую очередь им предстоит определиться, будет ли ребенок учиться по месту прописки: в этом случае документы можно подать до 30 июня. При поступлении в школу другого района это нужно будет сделать с 6 июля по 5 сентября. В любом случае затягивать с выбором не стоит. А мы расскажем, на что в этом непростом и ответственном деле нужно обязательно обращать внимание. 

Сбор информации

Начать поиски школы стоит с мониторинга и сбора информации. В этом помогут отзывы, которые можно найти на сайтах образовательных организаций и родительских форумах. Также полезно будет поговорить с теми, чьи дети уже учатся в приглянувшихся вам школах или занимаются там в кружках и секциях. Главное, помните, что все отзывы надо «делить на 10». Люди с позитивным восприятием действительности их обычно не пишут, а негатив при желании можно найти везде.

Внимательно изучите сайты школ, посетите виртуальные экскурсии – сейчас их предлагают многие образовательные организации. Ну а перед тем как подавать документы, обязательно придите в школу сами, чтобы увидеть все своими глазами: ничто не сможет заменить вашего личного впечатления.

Расположение

Идеальный вариант, когда школа находится в пешей доступности от дома (это особенно важно в первые годы учебы). В противном случае трезво оцените свои силы и силы своего ребенка: сможете ли вы каждое утро вставать раньше и тратить время на изматывающую дорогу.

Охрана и безопасность

Как осуществляется пропуск в школу? Насколько легко попасть туда постороннему? Может быть, охранник только для галочки? Присоединитесь к родителям, которые встречают своих детей из школы, и посмотрите, как все устроено.

Учебный план

Выполнение домашнего задания для первоклассника должно занимать не более часа в день. В некоторых гимназиях задают столько, что вчерашний детсадовец сидит с уроками до ночи, а между тем 7–8-летний ребенок должен иметь возможность отдыхать от учебы, психологически «перезагружаться». Ему необходимо и поиграть, и погулять. К слову, социализация и развитие коммуникации, эмоционального интеллекта происходят именно в игре и непосредственном общении. Учитывайте все это, планируя отдать ребенка в спецшколу.

Продленка

Если родители работают допоздна, а бабушек и дедушек рядом нет, продленка очень выручает. Там ребенок сделает домашнее задание, поест, погуляет, и все это – под присмотром педагога. Однако в каждой школе могут быть свои нюансы, и выяснить их нужно заранее. К примеру, иногда оказывают только услугу присмотра и ухода. В этом случае никто уроки делать с ребенком не обязан. Кроме того, работа группы продленного дня может быть ограничена по времени: скажем, до 15–17 часов. Также услуга может быть платной.

Личность учителя

Один из самых важных факторов при выборе школы. Именно от первого педагога во многом зависит, втянется ли ребенок в процесс обучения, будет ли он иметь понятие о дисциплине и, по большому счету, каким человеком станет. Поговорите с родителями нынешних четвероклассников. Оцените, как дети ведут себя на перемене: окружают учителя, задают ли вопросы или избегают педагога.

Чтобы попасть в здание школы, нужно предъявить охраннику паспорт и объяснить, что вы пришли к директору или завучу. Как правило, этого достаточно. В некоторых образовательных организациях нужно заранее позвонить в администрацию и договориться о визите. В назначенное время вас встретит завуч у поста охраны и познакомит со школой.

Мнение родителей

Елена Трунина, многодетная мама, педагога для дочек специально не выбирала:

К кому была запись, к тому и пошли. Младшая попала к Татьяне Владимировне, с которой у нас до сих пор очень теплые отношения. Дочка закончила не только начальную, но и среднюю школу круглой отличницей, выигрывала городские олимпиады по разным предметам. Сына я потом специально отдала в первый класс на год позже, чтобы попасть к ней же. Он тоже учился очень хорошо, в девятом классе перешел в престижный физико-математический лицей, куда поступить очень и очень непросто. 

Марина Горячева, мама десятиклассника, также поначалу не знала, к какому учителю записать ребенка в первый класс. Помогли знакомые родители и учителя, которые все как один советовали Елену Юрьевну, очень хорошего, опытного педагога:

К ней была очередь, и те, кто пришел записываться на месяц позже, в ее класс не попали. Мне учительница сразу понравилась, у ребенка тоже контакт сложился. Все четыре года в начальной школе сын был отличником и победителем большинства олимпиад. Точно так же он учится и сейчас, уже участвует в итоговых турах всероссийских олимпиад. В классе много сильных учеников. Ребята каждый год обязательно приходят 1 сентября после линейки к Елене Юрьевне в гости.

Наталье Михайловой, маме одиннадцатиклассницы, в свое время, можно сказать, повезло: за два года до того, как ее дочь пошла в первый класс, рядом с их домом открылась новая школа. Идти до нее пять минут прогулочным шагом, никакую дорогу переходить не надо. Это и стало главным критерием при выборе, хотя был целый ряд и других плюсов:

Школа современная, прекрасно оборудована (что называется, по последнему слову техники), просторная, на территории есть свой стадион. Понравилось, что начальная школа в отдельном крыле. Конечно, я записала дочку сюда. Учителя выбирать не пришлось, так как первый класс здесь был только один. Дочка отличница, выигрывает городские олимпиады. Ее два раза звали в гимназию (туда нужно ехать 20 минут на маршрутке), но она решила остаться в своей родной школе.

Мнение учителя

Ирина Зимовилина, учитель начальных классов, одним из главных критериев при выборе школы называет местоположение, поскольку детям ездить из других районов тяжело. Она убеждена, что если ребенок будет уставать в дороге, не высыпаться, ничто его не порадует и не настроит на учебу.

Что касается личности учителя, то надо учитывать, что как профессионал педагог формируется только к 30–35 годам. Выпускник института имеет много знаний, амбиций, но не имеет опыта, а руководствоваться только теорией недостаточно. Важно совпадение темпераментов ученика и учителя. Школьнику, который медленно схватывает и долго думает, не подойдет педагог с быстрой речью. И наоборот.

Также необходимо трезво оценивать способности ребенка и не идти на поводу у своих амбиций. Нередко к нам, в обычную среднюю школу, приходят дети, которые не потянули нагрузку в гимназии или лицее. И сидят они с опущенными головами и потухшими глазами, потому что не верят в себя. Поэтому очень важно при выборе школы посмотреть на своего ребенка и увидеть его, а не свои интересы и желания.

Мнение психолога

Юлия Дердо, психолог и семейный консультант, подчеркивает, что выбор школы и первого учителя – ответственный шаг, который окажет влияние на всю дальнейшую жизнь ребенка. Школа – это место, где он получит образование, обретет друзей, где будет проходить формирование личности. Ориентироваться, по мнению эксперта, надо не на рейтинг школы, не на принятые в ней подходы к обучению, а на свои ощущения:

Вам – маме или папе – в этой школе должно быть комфортно. Если такого чувства нет, значит, атмосфера образовательной организации – какой бы прекрасной она ни была – входит в диссонанс с атмосферой вашей семьи. И раз вы, взрослый человек, испытываете стресс, то его будет чувствовать целый день ваш ребенок. Второй и самый важный критерий – личность учителя. Нужно, чтобы у вас сложился контакт, чтобы вы уважали этого педагога и доверяли ему воспитание ребенка. Третье, что нужно учитывать, – расстояние до школы. Пусть первоклашка погуляет лишний час на свежем воздухе, а не тратит это время на транспорт. Еще ребенку важно чувствовать себя самостоятельным – будет здорово, если он сможет добираться до школы сам пешком. 


Источник