Переход на смешанное обучение за пять шагов
Смешанное обучение помогает найти индивидуальный подход к каждому ученику и включить в урок даже самых скучающих детей, уверена учитель информатики екатеринбургской гимназии «Корифей» Татьяна Русских. Сейчас, когда многие учебные заведения то ли работают, то ли на дистанционке, этот формат может прийти на выручку. Какие шаги надо сделать?
Смешанное обучение — это сочетание классического аудиторного обучения с элементами цифрового. Я решила попробовать его, потому что поняла: все дети разные и становится невозможно вести уроки одинаково у доски, как раньше. Есть сильные ученики, им надо предоставить возможность работать самостоятельно, а слабым — уделить больше времени. Есть классы, в которых просто так что-либо рассказывать бесполезно, детей надо сразу же включать в практику и давать четкие инструкции: без полной нагрузки начинается хаос. При смешанном же обучении ученики и педагог работают в разных форматах и очень интенсивно.
Модели смешанного обучения
Ротация. Расписание занятий сочетает традиционное обучение и онлайн. Ученики попеременно участвуют в групповой работе, где выполняют задания самостоятельно или под руководством учителя, и пользуются онлайн-платформами. Ротация станций предполагает, что ученик в классе проходит через несколько «станций» — групповых проектов, в каждом из которых есть определенное задание от учителя, в том числе выполняемое с помощью компьютера и интернета. Индивидуальная ротация: в этой модели учитель устанавливает индивидуальное время для каждого ученика и ему не обязательно посещать все доступные «станции». Ротация лабораторий, когда ученик физически меняет помещение: например, переходит в компьютерный класс для онлайн-обучения. Перевернутый класс: когда теория изучается дома, с помощью цифровых ресурсов, а в классе учитель дает разъяснения.
Самостоятельно-смешанная. Ученики проходят онлайн-курсы дополнительно к традиционному обучению. Модель решает проблему предметов, которые не преподаются школой по различным причинам. Причем, ученики могут проходить курсы в помещении школы, например, в компьютерном классе.
Онлайн-тьютор. Ученики проходят весь курс через онлайн-платформу с возможностью поддержки от учителей. Личные встречи организуются с педагогом при необходимости.
Гибкая модель. Учебные материалы и инструкции доступны онлайн, а обучение проходит самостоятельно. Учитель в этой модели выступает в роли наставника и доступен на консультациях, в том числе групповых и онлайн, по расписанию. Кроме того, он проводит индивидуальные занятия.
Лаборатории. Все учебные программы реализуются через цифровую платформу, но в классе по расписанию.
Шаг 1. Обучить групповой работе и цифровой грамотности
Когда я попробовала смешанное обучение, то поняла, что так просто его не введешь. Прочитала книжки, познакомилась с опытом коллег, все подготовила, но, как запланировала, с первого раза не получилось.
Необходимо сначала изучить особенности класса. Дети могут быть не готовы работать в группах и самостоятельно без поддержки учителя. Педагог должен понимать, как ученики взаимодействуют, как воспринимают информацию. Я, например, начала проводить специальные уроки, посвященные только групповой работе. Вместе с ребятами учились друг друга слушать, постепенно пошел прогресс.
Элементарная цифровая грамотность должна быть у учеников: уметь войти в почту, зарегистрироваться, перейти по ссылке. Заранее готовлю детей работе с тем или иным приложением. Иначе урок уйдет на изучение инструмента, а не нового материала.
Шаг 2. Попробовать все инструменты на себе
Учитель готов будет вести уроки в смешанном формате тогда, когда он сам умеет работать в группе, владеет цифровыми инструментами, когда он в партнерских отношениях с учениками и другими учителями.
Сейчас тестируется вакцина от ковида на добровольцах, так вот учитель тоже должен все инструменты попробовать на себе. Тогда быстрее эту технологию схватишь. Я, например, все изучаю, но оставляю только то, что понравилось, где вижу реальный результат.
Шаг 3. Выбрать рабочую модель
Самое оптимальное и действенное в смешанном обучении для меня сегодня — это ротация станций и перевернутый класс, смена рабочих зон. Кроме того, я все эти модели перемешиваю на уроке. Ребятам нравится, а вот самостоятельную работу любят меньше. Дело, впрочем, не только в том, что нравится, но и то, что дает наилучший образовательный результат.
Например, ученики, которые не воспринимали информацию от учителя у доски. Им нужно было 3-4 раза послушать, прежде чем что-то понять. В таком случае я записываю объяснение нового материала или вопросов, которые обычно вызывают затруднения. Как правило, получаются небольшие ролики по 5- 7 минут. Теперь «перевернутый класс» рулит! Я почти не рассказываю материал у доски, ученики с ними знакомятся дома. А на уроке мы уже учимся применять новое на практике и решать более сложные задачи, разбираем все, что вызвало затруднение дома.
Почему работает ротация станций? Потому что всем теперь хватает моего внимания и оно распределяется правильно. Например, для некоторых олимпиадников групповая работа — каторга, они бы лучше сидели одни и решали задания за заданием. Сильные ученики понимают все буквально по щелчку пальца и идут работать самостоятельно. Вот более слабых учеников делю на группы, уделяю им больше времени. В рамках формата ребята работают в цифровой среде индивидуально, затем с учителем с использованием компьютеров или планшетов, потом еще выполняют групповое задание, где совместная работа приносит наибольший результат.
Оптимально делить класс на 3-4 группы. В них самостоятельно или с помощью учителя распределяются роли. Учитель готовит маршрутный лист, по которому они двигаются, решая задачи урока. Иногда это какой-то проект: даю тему, дети разбивают на этапы подготовки, сами проектируют результат, какие то вопросы мы вместе изучаем.
На уроках я чередую разные форматы и таким образом подбираю подходящий. Все должно быть в меру и чтобы не надоедало. Есть материал, когда проще посадить перед собой и рассказать, а потом уже отдельно работать с каждой группой по деталям.
Шаг 4. Изменить стиль общения
При смешанном формате отношение между учителем и учениками должны быть партнерскими, а не по схеме «учитель — выше всех остальных».
Смешанное обучение меняет и пространство урока. Можем двигать парты в классе, можем выходить за пределы кабинетов. Если нужно, и по школе бегать, искать нужную информацию, идти в библиотеку, на улицу и так далее. Все зависит от цели и какой результат хотим достичь. Учитель включает каждого ученика в учебный процесс самыми разными способами. Кстати, дети, которые были на смешанном обучении, легче адаптировались к дистанционному формату.
Традиционные уроки у доски моим детям уже не нравятся, они привыкли к новым форматам. С одной стороны, я их разбаловала. Но с другой, дети начинают тебя слышать, понимают, что просто отсидеть урок не получится. Если ребенок включен, то и результаты есть. Кто-то становится участником и даже победителем олимпиады, кто-то перестает боятся предмета и больше не говорит: «Я туда не пойду, я ничего не понимаю». Самое главное, они видят свои изменения относительно себя: «Я раньше это не умел, а сейчас могу сделать».
Шаг 5. Найти группу поддержки
Смешанное обучение на первых порах сложнее для учителя, который должен заранее все тщательно подготовить, все свои ошибки совершить. Нужно четко спланировать деятельность, нацелив ее на результат, подготовить материал. Хотя тех же видеороликов, различных рабочих листов, онлайн-тестов в сети сейчас очень много, но не все они, к сожалению, подходят именно к твоему занятию. Иногда проще самой записать на камеру объяснение и разработать задания.
Тяжело быть новатором в одиночку — лучше найти себе команду коллег-единомышленников. Например, эффективно внедрять смешанное обучение в параллели, где несколько педагогов будут работать в этом формате.
Ну и, конечно, очень важно, чтобы учителя поддерживала администрация школы. Если школа построена на классических принципах, а директор запрещает двигать парты в классе для проведения работы по группам, то модель смешанного обучения начнет буксовать.
Чек-лист для директора по внедрению смешанного обучения
✅ Собрать группу педагогов, которые готовы менять свои уроки и видят в новом формате необходимость.
✅ Провести обучение наиболее активных учителей, которые впоследствии станут «агентами изменений» по внедрению технологии смешанного обучения.
✅ Провести ревизию возможностей: наличие техники, помещений, действующих регламентов, которые могут, как помочь, так и помешать. Снять все барьеры.
✅ Поддержать педагогов, которые готовы первыми опробовать модель, например, в рамках одной параллели.
✅ Создать среду взаимного обучения и поддержки: группу в соцсети, регулярные собрания, обмен опытом
✅ Протестировать все инструменты технологии смешанного обучения, поучаствовав в занятиях в роли ученика самому или, может быть, даже провести его самостоятельно.