Педагоги отмечают увеличение рабочего дня и отсутствие доплаты

Общероссийский профсоюз образования организовал в сентябре проведение всероссийского опроса «Вызовы COVID-19: начало учебного года» среди педагогов из 80 субъектов РФ. Почти три четверти учителей отметили увеличение рабочего дня и времени пребывания в школе в связи с необходимостью соблюдать меры санитарно-эпидемиологической безопасности. При этом лишь каждый шестой опрошенный отметил, что в коллективном договоре образовательной организации предусмотрены доплата и иные меры социальной поддержки за переработку. Об этих и других результатах опроса читайте в нашей статье.

Состав участников опроса

Опрос проводился в онлайн-формате на сайте Общероссийского профсоюза образования и в социальных сетях с 9 по 19 сентября 2020 года. В нем приняли участие 4937 педагогов из 80 субъектов РФ. Наибольшее количество респондентов из регионов Республика Дагестан – 24,5%, Республика Башкортостан – 12,8%, Республика Калмыкия – 11,7%, Республика Бурятия – 8,8%.

48,2% респондентов – это учителя, работающие в образовательных организациях с наполняемостью от 300 до 1000 учеников; 29,9% преподают в школах, где учится 100–300 детей; 12,1% – педагоги малокомплектных школ; 11,9% опрошенных работают в образовательных комплексах с наполняемостью свыше 1000 учеников.

В опросе приняли участие примерно равное число педагогов из городских (51,7%) и сельских (48,3%) школ. 70,7% респондентов – учителя, реализующие программы основного и среднего общего образования; 29,3% – учителя начальных классов. 72,3% опрошенных выполняют функции классного руководителя.

Продолжительность рабочего дня

Ключевой пункт опроса касался организации учебного процесса с учетом рекомендаций Роспотребнадзора.

73,9% опрошенных отметили увеличение продолжительности рабочего дня. Из ответивших положительно 59,7% заявили об увеличении на 1–2 часа, 27,2% – на 2–4 часа и 13,1% – более 4 часов.

Среди причин увеличения продолжительности рабочего времени педагоги отметили:

Наименьший вклад в увеличение продолжительности рабочего времени, по мнению учителей, вносит количество уроков и перемещение между зданиями образовательной организации.

Дополнительная оплата и социальная поддержка

Общероссийский профсоюз образования считает, что ответы учителей на этот вопрос вызывают обеспокоенность, поскольку 57,6% респондентов сказали, что такие меры в коллективном договоре не предусмотрены, и почти 27% участвовавших в опросе ничего об этом не знают. Лишь 15,5% педагогов отметили, что доплата и меры социальной поддержки закреплены в коллективном договоре.

Влияние мер безопасности

Более 72% учителей заявили, что необходимость соблюдения мер санитарно-эпидемиологической безопасности приводит к сложностям при организации учебного процесса и/или к сокращению времени на обучение.

Кто обеспечивает соблюдение мер и кто должен это делать

Только 16,4% учителей сообщили, что безопасность участников образовательного процесса с учетом рекомендаций Роспотребнадзора обеспечивает технический персонал образовательных организаций.

При этом 9 из 10 педагогов считают, что протирать столы дезинфицирующим раствором и осуществлять ежедневную влажную уборку кабинетов должны специально назначенные работники.

Почти 7 из 10 участников опроса отмечают, что у них появились новые виды отчетности о реализации требований Роспотребнадзора.

Эффективны ли и достаточны меры Роспотребнадзора

Лишь каждый пятый из опрошенных учителей считает, что меры, предложенные Роспотребнадзором для обеспечения санитарно-эпидемиологической безопасности в образовательных организациях, можно назвать достаточными и эффективными.

Отношение к ВПР

Общероссийский профсоюз образования подчеркивает, что проведение в начале учебного года каких-либо проверочных мероприятий, в частности всероссийских проверочных работ (ВПР) в 5–9-х классах с 14 сентября, привело не только к нарушению адаптационного периода, но и к сбоям в дальнейшем обучении. В связи с ВПР возникли вопросы в отношении учебного расписания, которое и без того было очень сложно составить с учетом предусмотренных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

Чиновники, руководящие школьным образованием, в очередной раз проигнорировали мнение учителей и школьной администрации. Опрос показал, что более 80% педагогов считают педагогически нецелесообразным проведение ВПР. Последствия, несмотря на декларируемый безотметочный формат проведения, легко прогнозировать: потеря работоспособности, снижение мотивации и успеваемости, а также уровня физического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса.

Результаты опроса направлены чиновникам

Первый месяц нового учебного года оказался сложным для всех участников образовательного процесса: новые условия нахождения в школах, новый формат расписания учебных занятий, кружков и секций, обеспечение социальной дистанции на переменах и в столовой. Всероссийский опрос продемонстрировал, что чиновники недостаточно продумали вопросы организации учебного процесса в условиях сложной эпидемиологической ситуации.

Общероссийский профсоюз образования информирует, что итоги всероссийского опроса «Вызовы COVID-19: начало учебного года» направлены в Минпросвещения и Рособрнадзор.


Источник