Педагогический конкурс: как организовать и как выиграть
Юлия Персиянова — замдиректора по общим вопросам частной школы «Феникс» и одна из организаторов первого Всероссийского конкурса для педагогов частных школ «Вклад учителя» — рассказывает, как создать успешный педагогический конкурс, и делится секретами, которые помогут организаторам и участникам.
Матрица педагогического конкурса
Конкурс «Вклад учителя» придуман, чтобы создать сообщество учителей частных школ. Запустить обмен опытом, взаимные консультации, совместные проекты. Я курировала “Вклад учителя” с самого начала и до последней минуты и теперь знаю, что нужно сделать, чтобы педагогический конкурс такого формата успешно состоялся.
Главный секрет — на этапе подготовки выполнить все ключевые шаги.
Придумать название, логотип и слоган
Название, логотип и слоган — визитная карточка конкурса, его бренда. Они транслируют его смысл и ценности.
Мы выбрали название “Вклад учителя”, чтобы подчеркнуть, что педагог — это тот человек, который вносит вклад в будущее отдельного ученика, общества, государства. Именно благодаря вовлеченности каждого преподавателя в свою работу и развивается мир.
Логотипом конкурса стал метафоричный образ виноградной лозы. Многие называют его “рогатка”, а вначале мы даже шутили, что он подойдет еще и для винного завода, пока не прониклись точностью и красотой его смысла. Александр Кузьмин, еще один организатор конкурса, которому и принадлежала идея логотипа, провел целое исследование. Оказалось, что школа — это однокоренное слово со словом «школка», означающим грядку для выращивания саженцев виноградной лозы. Он посмотрел на рисунках, как их выращивают: саженцы обрезают в виде рогатинок. Немного фантазии — и рогатинкой стал не сам саженец, а подпорка. Так появился образ: учитель — опора для своих учеников. Молодые побеги — это новые знания, которые получает он сам в процессе саморазвития и которыми делится с ребятами. Когда ученики чувствуют поддержку педагога, они смело шагают вперед за новыми знаниями. Визуально подпорка напоминает букву У — Учитель — и тем самым подчеркивает метафору.
Слоган мы тоже формулировали так, чтобы в нем была лаконичность, глубина и точность посыла. Мы размышляли, чем отличаются частные школы от государственных, и пришли к выводу, что свободой. Педагоги частных школ более свободны в том, как выстраивать работу с учениками. Поэтому мы остановились на строчке «Пока свободою горим…» из стихотворения А. С. Пушкина.
Логотип конкурса «Вклад учителя»
Продумать механику конкурса
Следующий шаг — проектирование механики конкурса, которая бы соответствовала его задачам. Мы хотели не только выявить и наградить лучших, но и создать сообщество педагогов частных школ, чтобы преподаватели поддерживали друг друга, обменивались опытом, готовили совместные проекты. “Вклад учителя” состоит из трех основных этапов, по итогам которых жюри отбирает десять финалистов.
- Снять видеоролик на тему «Я в своей школе».
Задача — не просто рассказать о школе, в которой работает участник, а о своей роли в ней. В конкурсе принимали участие по несколько учителей из одной школы, поэтому важно было подчеркнуть именно свой вклад в ее развитие. Видеоролик был «входным билетом» в закрытое сообщество “Вклада учителя”.
2. Написать сценарий образовательного события.
Образовательное событие — формат взаимодействия учителей и учеников, в котором у каждого участника есть своя ответственная роль. Не просто зрителя, а именно участника, от действия/бездействия которого зависит, будет ли достигнута общая цель. В результате у нас появился целый сборник уникальных сценариев образовательных событий, который участники закрытого сообщества используют в своей работе.
3. Реализовать сценарий другого участника.
На этом этапе происходил активный обмен опытом. Например, учителю русского языка и литературы досталось задание создать чат-бота, и ей пришлось просить помощи у учителя информатики из своей школы. В итоге конкурс сблизил не только участников, но и школьные коллективы.
В финал попали десять участников. Далее финалистов ждали очные испытания: дебаты и педагогический стендап. Для подготовки к последнему финалисты даже прошли обучение у известного стендапера Виталия Коломийца. И это не просто веселье, ведь современному учителю необходимо обладать не только высокой профессиональной квалификацией, но и чувством юмора.
Рассказать о конкурсе
Следующий шаг — разработать маркетинговую стратегию и привлечь информационных партнеров. Это поможет распространить информацию о конкурсе и приведет лучших учителей-участников. Для этого мы создали сайт, где выложили подробные инструкции к каждому этапу, открыто описали критерии. Промокампанию запустили в соцсетях: Facebook , ВКонтакте. Мы регулярно выкладывали посты, рассказывали о конкурсе и его ярких участниках, привлекали внимание к нашему сообществу.
Организовать коммуникацию
Еще одна задача — придумать доступный и технически простой способ коммуникации, чтобы у участников была возможность связаться как с организаторами, так и с другими конкурсантами. На “Вкладе учителя” мы с самого начала открыли Телеграм-чат, в котором все могли общаться со всеми.
Еще на онлайн-этапах педагоги собрались в группы по интересам (театральная, литературная) и создавали свои проекты. В чате шло непрерывное общение: знакомство, поздравления с праздниками, поддержка. Например, одна из финалисток, учитель русского языка и литературы из Перми Светлана Силуянова каждое утро присылала коллегам «задобрики» — четверостишия с пожеланиями доброго утра. Чат участники активно используют и по окончании конкурса. Теперь он перерос в онлайн-сообщество. Кроме того, сохранился чат финалистов, а некоторые педагоги общаются друг с другом лично.
Лайфхаки для участников «Вклада учителя — 2022»
В 2022 году стартует новый сезон конкурса. Мы уверены, что сообщество педагогов частных школ пополнится новыми лицами и в нем будет место как сотрудничеству, обучению, так и неформальному общению.
Принять участие — уже отличный результат, но, без сомнения, каждым конкурсантом движет еще и желание одержать победу или занять призовое место. Есть несколько советов, которые помогут достичь этой цели.
Соблюдайте дедлайны
Всегда есть люди, которые пытаются «запрыгнуть в последний вагон»: совершенствуют свои работы до последнего, отсылая результат за минуту до окончания приема заявок. Делайте это заранее, чтобы иметь запас времени и наверняка не опоздать.
Внимательно читайте правила
Очень часто участники не видят условий: например, видеоролик для одного из этапов должен был длиться три минуты. Но были те, кто прислал запись на восемь минут. За несоблюдение условий можно лишиться баллов и вылететь из конкурса: даже ролики на 3 минуты 10 секунд помешали участникам пройти дальше.
Не бойтесь участвовать
Судьи и жюри — в основном директора школ разных регионов России. Они — обычные люди, заинтересованные в процветании российского образования, никто не считает себя «богами». Не преуменьшайте свои возможности: в конкурсе все на равных.
Не бойтесь шутить
Чем веселее педагог, чем он находчивее и креативнее, тем круче.
Не бойтесь задавать вопросы
Если вам что-то кажется непонятным, уточните у организаторов или задайте вопрос коллегам-участникам. Никто не посчитает, что вы досаждаете или мешаете работать: все открыты к обсуждению и взаимопомощи.
Не сдавайтесь
Даже если вы считаете, что у вас что-то не получается, не останавливайтесь на полпути. Идите вперед: практика показывает, что в конечном счете у всех все получается — приходят в голову свежие идеи, и готовая работа выходит очень даже неплохой.
Здраво оценивайте ситуацию
Помните, что мнение судей — сугубо субъективное. Один и тот же видеоролик (или одно и то же выступление) может одновременно понравиться и не понравиться разным членам жюри. Когда вы получаете не те оценки, которые ожидали, не стоит воспринимать это на свой счет и думать, что вы плохо справились. Один член жюри мог поставить за видео 10 баллов, а другой за ту же работу — 3, и это нормально.
Не идите на конкурс, если не разделяете его идеалов
Цель “Вклада Учителя” — запустить обмен опытом и совместные проекты. Если у вас нет цели учиться чему-то, осваивать новые навыки, сотрудничать с коллегами, то на конкурс идти не стоит.
Участвовать только ради призов — бесполезно. Были люди, которые стремились к победе и даже имели неплохие шансы, но из-за того, что не хотели развиваться, до финала не дошли.