«Педагоги в солдатских шинелях»
Урок мужества на основе архивных материалов, хранящихся в фондах местных музеев
Хренова Татьяна Николаевна, педагог-организатор, руководитель музея Центра детского творчества, г. Фурманов, Ивановская область
Цель: способствовать формированию патриотического сознания обучающихся, сохранению исторической памяти.
Задачи:
— приобщить учащихся к пониманию ценности человеческой жизни и значению подвига нашего народа в годы Великой Отечественной войны;
— развивать коммуникативные качества подрастающего поколения, стремление к познанию истории своей малой родины;
— воспитать уважительное отношение к людям старшего поколения, профессии учителя.
Участники: учащиеся школ № 1 и 10 (7-8 класс), ветераны войны и труда, родственники педагогов — участников Великой Отечественной войны.
При разработке сценария использованы подлинные документы, копии архивных документов, воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны, их родственников, фотографии и другие экспонаты, хранящиеся в фондах музея образования ЦДТ.
Ход урока:
Чтец 1: Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась…
Чтец 2: И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала,
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима.
Ведущий 1: 23 февраля в нашей стране отмечается всенародный праздник – День защитников Отечества. Он был установлен в РСФСР 27 января 1922 года. Первоначально 23 февраля именовался как «День Красной Армии и Флота», с 1946 по 1993 годы – «День Советской Армии и Военно-Морского Флота». С 2002 года по решению Государственной Думы Российской Федерации является нерабочим днем, и дата отмечается как «День защитника Отечества» в соответствии с Федеральным законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» (1995г.).
И в этот День защитника Отчизны,
Героев павших будем вспоминать.
Они для нас свои отдали жизни,
Чтоб мы могли Отчизну защищать.
Ведущий 2: Наш урок мужества «Педагоги в солдатских шинелях» мы посвящаем тем, кто от школьной доски ушел на фронт защищать нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков.
В нашем музее образования особое место занимает экспозиция, рассказывающая о педагогах, участниках Великой Отечественной войны. И это неслучайно. Война ворвалась в души людей. И не было ни одной семьи, которой бы она не коснулась.
Звучит отрывок из песни «Священная война»
Лозунги «Родина-мать зовет!», «Враг будет разбит! Мы победим!» стали для каждого человека самыми главными. И стар и млад встали на защиту Родины. «Все для фронта! Все для победы!» — эти слова стали смыслом жизни каждого.
Более ста педагогов защищали нашу Родину в составе вооруженных сил на разных фронтах, в составе различных родов войск. О каждом из них можно слагать легенды, писать повести и романы, так как один день, прожитый на войне, – это уже подвиг. Перелистаем страницы истории и вспомним имена тех, кто приближал день Победы, порой каждую минуту рискуя собственной жизнью.
Рассказы о педагогах – участниках войны сопровождаются показом фотографий, размещенных в экспозиции
Ведущий 3: Многим фурмановцам хорошо знакомо имя Александра Григорьевича Зайцева, бывшего директора средней школы №10 (его имя сегодня носит эта школа), почетного гражданина города Фурманова, педагога с большой буквы.
В 1938 году Александр Григорьевич окончил Кимрское педагогическое училище и по путевке ЦК комсомола был направлен работать в школу Приморского края (Дальний Восток). В 1940 году был призван в ряды Красной Армии и направлен в пробную роту по подготовке младших лейтенантов в город Иман, в 361-й стрелковый полк. В январе 1941 года был направлен учиться на военно-политические курсы младших политруков в г. Владивосток. В июле 1941года по окончании курсов он получает назначение в 37-й легкоартиллерийский полк комиссаром батареи. В феврале 1942 года был переведен в 87-ю стрелковую дивизию в 851-й отдельный минометный дивизион комиссаром батареи. В июле 1942 года дивизия участвовала в боях под Сталинградом. Осенью 1942 года Зайцев направляется политруком роты 1382-го стрелкового полка. В декабре 1942 года дивизия воевала против немецкой группировки Манштейна, идущего на помощь окруженным в Сталинграде немцам. После ранения в 1943 году он участвовал в боях за освобождение Белоруссии, Литвы, воевал в Восточной Пруссии, участвовал в войне против Японии на 2-ом Дальневосточном фронте. О славном пути воина говорят его награды: два ордена Отечественной войны 1-й степени, орден Отечественной войны 2-й степени, два ордена Красной Звезды, медали «За победу над Германией», «За победу над Японией», Монгольская памятная медаль в честь событий на Халкин-Голе.
Ведущий 4: Демобилизовался Александр Григорьевич в 1947 году. Работал завучем, директором школы. С 1960 года жил и работал в городе Фурманове: завучем, затем директором школы-интерната №1, а с 1970 по 1984 директором средней школы №10. За большой вклад в развитие образования он был награжден значком «Отличник народного просвещения». В 2000 году ему было присвоено звание почетного гражданина города Фурманова.
После смерти Александра Григорьевича родственники передали в дар музея некоторые вещи и документы, с которыми вы можете ознакомиться в экспозиции нашего музея.
Перед нами книга воспоминаний Александра Григорьевича. «Я хочу рассказать об офицерах, о сержантах и солдатах, о тех, кто воевал, переживал и видел войну, кто воевал, жил и думал о войне в окопах, траншеях и землянках без наката в три ряда… Сражаясь за каждую высоту, овражек, за каждую улицу, за каждый дом, мы не думали о смерти, мы думали о победе».
Чтец: Офицеров бывших не бывает,
Настоящие они всегда!
Пусть виски метелью заметают
Пройденных дорог ветра.
Сколько их легло в полях сражений,
Кто ведет тяжелым жертвам счет?
Только воевавший вместе с ними
Все оценит и поймет.
Сколько было их — красивых, сильных,
Тех, кто не вернутся никогда!
Офицеров бывших не бывает,
Настоящие они всегда!
Ведущий 1: Мы продолжаем наш рассказ о педагогах, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны. Фамилия Кореньковых известна не только в педагогических кругах. С уважением и любовью вспоминают многие фурмановцы Владимира Даниловича и Лидию Дмитриевну Кореньковых.
Владимир Данилович родился 15 июля 1920 года в деревне Шапчино Оршанского района Белоруссии. С детских лет мечтал стать учителем. В 14 лет поступил в Оршанский педагогический техникум. Трудовая биография началась в 1937 году. В семнадцать лет он — заведующий начальной сельской школы. Были в ней одна учительница и 62 ученика. Владимир Данилович поступает на исторический факультет учительского института города Орши. Вскоре получает назначение в Зубовскую среднюю школу. Казалось бы, главное дело своей жизни выбрано, и дальше все пойдет так, как планировал и мечтал. Но война внесла свои коррективы.
Ведущий 2: В ноябре 1939 года молодой сельский учитель был призван в армию. Служил в войсках ПВО, год учился в школе младшего командного состава. Закалился, стал хорошим солдатом. На фронте Владимир Данилович Кореньков с самого первого дня войны.
В трудные дни 1941 года, когда смертельная опасность нависла над Москвой, войска ПВО отражали многочисленные налеты фашистской авиации. Полк, в котором служил младший командир Кореньков, был размещен на юго-западном направлении обороны Москвы. Войска ПВО во взаимодействии с военно-воздушными силами Московского военного округа сорвали воздушное направление противника на столицу. Итоги боев были опубликованы в газете «Красная звезда» в феврале 1942 года. За боевые заслуги полк был награжден орденом Ленина, а в конце 1942 года удостоен звания гвардейского и стал называться первым гвардейским ордена Ленина путиловско-кировским полком.
День Победы В.Д.Кореньков встретил в Подмосковье, где стоял полк. 24 июня 1945 года он принимал участие в Параде Победы в Москве. Грудь отважного воина украшали двенадцать правительственных наград и знак «Отличник ПВО». За каждой наградой – страницы героической биографии ветерана войны.
Ведущий 3: После демобилизации вместе с женой Владимир Данилович приехал в город Фурманов. Стал учителем истории мужской средней школы №1. Заочно учился в Ивановском педагогическом институте. В 1949 году был переведен в мужскую семилетнюю школу №4, а через три года стал ее директором.
С 1955 года до ухода на пенсию Владимир Данилович возглавлял среднюю школу №9. В 60-е годы горком партии и исполком городского Совета учредили переходящее Красное Знамя среди школьных коллективов, «девятой» оно вручалось тринадцать раз! И это за двадцать лет его директорства.
Решением Фурмановского районного Совета Ивановской области четвертого созыва от 26 апреля 2006 года № 70 муниципальному образовательному учреждению средней школе №9 присвоено имя бывшего директора школы, участника Великой Отечественной войны Коренькова Владимира Даниловича.
Бывшие выпускники школы №9 к 80-летию любимого директора посвятили эти строки.
Чтец: Вы для себя избрали путь нелегкий,
Став учителем и взрослых, и детей.
Всех учили Вы своим примером
Без вычурных педагогических затей.
В класс входили строгим и изящным,
Добротою покоряли детские сердца.
И был Ваш труд тяжелый не напрасным:
Мы помним Ваши вдохновенные слова.
— От Белого моря до Черного моря
Раскинулась наша большая страна.
Любите, ребята, Советскую Родину,
На свете такая держава одна!
Ведущий 4: Участницей Великой Отечественной войны была и супруга Владимира Даниловича Лидия Дмитриевна. Родилась она в городе Фурманове 12 февраля 1922 года. Сначала училась в начальной школе №2, что находилась на Верхнем Дворе, а затем – в средней школе №4 (ныне основная общеобразовательная школа №8). С самого детства мечтала быть учителем. И мечта осуществилась. Окончив Шуйское педагогическое училище, она стала работать учителем начальных классов в Костромской области.
Говорят, «у войны не женское лицо», но «без женщин в сорок пятом, может быть, и не было б весны». Зимой 1941 года вместе с коллегами-педагогами ее направили на строительство оборонительных укреплений по берегу Волги под Кинешмой. А в апреле 1942 года взяли в действующую армию. Сборы были недолгими, попрощалась с родными, подругами, и через пару дней поезд мчал ее в сторону Москвы. И сразу начались занятия по боевой подготовке. Первые месяцы постоянно находились в состоянии, близком к полной боевой готовности.
А служить ей пришлось в зенитно-артиллерийском полку, где старшиной зенитно-прожекторной роты был Владимир Данилович Кореньков, ее непосредственный командир и начальник. Именно здесь, а не в школьном коридоре или заседании педагогического совета встретила Лидия Смирнова свою любовь. И когда отпраздновали победу, с разрешения командира они поженились по-фронтовому. В конце 1945 года после демобилизации приехали в Фурманов, и в городском загсе оформили брак вторично.
Ведущий 1: Лидия Дмитриевна начала работать учителем начальных классов в восьмилетней школе №4, а в 1948 году была переведена в среднюю школу №8, где проработала 28 лет. За заслуги в области народного образования в 1966 году Лидии Дмитриевне было присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР». В 1967 году как ветеран труда удостоена занесения в областную Книгу почета работников народного образования Ивановской области. В 1968 году была делегатом Всесоюзного съезда учителей от Ивановской области.
Супруги Кореньковы, воспитавшие четверых детей, коллеги – оба педагога, пришедшие в школу по зову сердца и преданные своей профессии. Супруги Кореньковы — однополчане, вставшие на защиту Родины в грозные сороковые. Среди педагогов нашего города она — единственная участница Великой Отечественной войны. 12 февраля 2018 года ей исполнилось 96 лет.
На наш урок мужества мы пригласили старшую дочь супругов Кореньковых Людмилу Владимировну Коренькову, ветерана педагогического труда, бывшего заместителя директора по УВР средней школы №7
Выступление Людмилы Владимировны
Ведущий 2. Маклашин Александр Андреевич родился в многодетной крестьянской семье в 1912 году. Окончив Середскую мужскую школу второй ступени, поступил учиться на физико-математический факультет Ярославского педагогического института. По окончании был направлен на работу в город Котлас, где обучал грамоте взрослое население на курсах ликбеза (ликвидация безграмотности).
В августе 1933 года вернулся в родной город, работал учителем физики в ФЗУ (фабрично-заводское училище) поселка Яковлевское (ныне город Приволжск) Середского района, затем в школе №1.
В декабре 1941 года был призван в ряды Красной Армии, служил в 322-м артиллерийском полку. В одном из боев был тяжело ранен, долго лечился в госпитале. В конце 1942 года после лечения был признан негодным к строевой службе. Продвигался только на костылях, но сумел преодолеть последствия тяжелого ранения и в августе 1943 года вновь вернулся в школу. Работал учителем, а затем директором школы №8. Ветеран войны награжден орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью «За боевые заслуги», юбилейными медалями.
За большой вклад в обучение и воспитание детей Александр Андреевич Маклашин удостоен звания «Заслуженный учитель РСФСР».
Ведущий 3: Это о них, солдатах Великой Отечественной войны писал в своих произведениях наш земляк, поэт-фронтовик Михаил Александрович Дудин:
Без передышки каждый час сражение,
Потом затишью наступает срок.
Четвертый день мы бьемся в окружении,
Нам каска заменяет котелок.
Мы отошли, но мы придем на запад,
Где серые пожарища дымят,
Где нашей кровью каждый шаг закапан,
Чтоб отомстить, чтоб все вернуть назад.
И на земле обугленной и сытой,
Очищенной от нечисти сполна,
Отыщем безымянные могилы
И назовем простые имена.
Ведущий 4: В нашей экспозиции «Они защищали Родину» можно увидеть скромные фотографии тех, кто ежедневно, ежечасно, а порой ежеминутно рисковал своей жизнью, приближая победу над ненавистным врагом:
— Хохлов Николай Михайлович, директор Фряньковской школы, участник ожесточенных боев за Сталинград;
— Козлов Александр Михайлович, учитель школы №6, все 900 дней он защищал блокадный Ленинград;
— Сонин Михаил Филиппович, учитель, один из первых, кто был включен в список добровольцев, желающих отправиться на фронт в марте 1942 года;
— Галицкий Александр Григорьевич, директор Снетиновской школы, ушел на фронт в 1941 году и не вернулся;
— Горохов Анатолий Иванович, учитель физики Снетиновской школы (получил образование после войны), в 1941 году ему – 14-летнему подростку пришлось работать бригадиром в колхозе, а в мае 1944 года был призван в армию, воевал в составе 893штурмового авиаполка;
— Бобров Михаил Михайлович, учитель географии школы №8, воевал в составе отдельного танкового полка, участвовал в сражении под Курской дугой.
(В ходе перечисления фамилий участников войны экскурсоводы обращаются к экспозиции – показ фотографий)
Ведущий 1. Перед нами сборник сочинений учащихся наших школ «След Великой Победы в моей семье». Учащаяся школы № 3 Сонина Елена в своем сочинении рассказывает о военных буднях дедушки Сонина Михаила Филипповича, а учащаяся школы № 7 Хохлова Екатерина посвящает свою творческую работу дедушке Хохлову Николаю Михайловичу. Авторы сочинений не смогли сегодня приехать на нашу встречу, они готовятся к защите диплома.
А расскажет нам о боевом пути своего отца младший сын Николая Михайловича Хохлова Владимир Николаевич
Выступление Хохлова В.Н.
Чтец: Мы славим тех, кто не плакал
От боли своей,
Но слез не скрывал
На могилах друзей,
Тех, кто мужчиной был
Не на словах,
Труса не праздновал,
Сидя в кустах,
Тех лучших
Сынов человечества,
Тех, кто на страже Отечества.
Ведущий 2: «Человек долга», — так говорили земляки о Гавриловой Анастасии Евгеньевне. Родилась она в 1917 году, окончила Снетиновскую школу. После окончания десятимесячных педагогических курсов в городе Нерехта в июле 1936 года по направлению приехала в Середу. С 1936 по 1941 год работала учителем начальных классов в новом здании школы №4. В 1939 году заочно окончила Шуйское педагогическое училище и получила аттестат на звание учителя начальных классов.
Началась Великая Отечественная война. В апреле 1942 года по долгу коммуниста в составе группы текстильного края была направлена на трехмесячные курсы политсостава в Москву. Политрук, заместитель командира роты по политической части, парторг батальона – таков послужной список должностей защитника Отечества Гавриловой А.Е.
Ведущий 3: После войны она вернулась в Фурманов. Работала учителем. Окончив областную партийную школу, работала заместителем председателя профкома фабрики №1, ответственным секретарем исполкома городского Совета.
Родина высоко оценила заслуги. Она награждена орденом Отечественной войны 2-й степени; медалями «За боевые заслуги», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «50 лет Вооруженных Сил СССР», «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «Ветеран труда», «60 лет Вооруженных Сил СССР», «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов», «70 лет Вооруженных Сил СССР», «Пятьдесят лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Ведущий 4: Ольга Александровна Ермолаева (Волегова) родилась в июле 1921 года в Уральской области (ныне Пермский край) в семье служащих. В 1939 году окончила педагогическое училище и преподавала в школе русский язык и литературу. 15 августа 1941 была мобилизована во флот. Ее служба закончилась 12 июля 1946 года.
О боевом пути и дальнейшей жизни Ольги Александровны мы узнали из воспоминаний ее дочери Ермолаевой Валерии Владимировны.
Ольга Волегова, 19-летняя учительница, комсомолка, спортсменка, обязательным для себя считала научить допризывников тому, что умела сама: метко стрелять, быстро плавать.
Началась война, и она, старшая из пяти братьев и сестер, отправилась в военкомат с просьбой отправить ее на фронт. Ее просьбу услышали, но удовлетворили не сразу. Вскоре она уже была в Ленинграде на Краснознаменном Балтийском флоте. С отличием окончила школу связи и была оставлена в штабе флота.
Ведущий 1: Ольга Александровна и ее муж Владимир Георгиевич Ермолаев, бывшие специалисты скрытой связи штаба Балтийского флота, считали, что ничего героического в годы войны они не совершили, просто защищали Родину. А служба у них была напряженная и ответственная, от нее зависели исходы морских и воздушных сражений на Балтике.
Ольга Александровна всегда с теплотой вспоминала сослуживцев, которые стойко переносили все тяготы вместе с жителями блокадного Ленинграда. Она часами могла рассказывать о героическом переходе транспорта и кораблей Балтийского флота из Таллинна в Кронштадт в последние летние дни 1941 года, о Дороге жизни по Ладожскому озеру. Вспоминала, как зимой через Неву всего за 11 дней был построен мост длиной более километра. Он был возведен в виде эстакады на деревянных сваях, вбитых в дно реки. «Дорогой Победы» назвали этот мост горожане, по которому прошли первые поезда из Ленинграда и в Ленинград.
Ведущий 2: С болью вспоминала, как переживали блокаду женщины и дети. Всегда голодные, всегда в тревоге за детей, которых надо было спасать от гибели; за близких, ушедших на фронт. Женщины осажденного Ленинграда вставали к станкам, отправлялись на лесозаготовки, рыли окопы, дежурили на крышах во время бомбежек, тушили пожары, извлекали людей из-под завалов и хоронили, хоронили, хоронили своих детей, родных, соседей, просто незнакомых людей. Вместе с этими мужественными женщинами нередко оказывалась и Ольга Александровна.
Участница Великой Отечественной войны Ермолаева О.А. имеет множество наград: медали «За боевые заслуги», «За отвагу», «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией» и другие.
Служба закончилась 12 июля 1946 года и началась мирная жизнь. Она вернулась в школу, преподавала русский язык и литературу в Калининской области, Пермском крае, Чувашии. В 1953 году переехала в Ивановскую область, с 1963 года работала учителем начальных классов в школе №5 города Фурманова.
Своими впечатлениями о встречах и общении с любимой бабушкой поделится ее внучка Никишатова Юлия Александровна, методист нашего Центра. Вам слово, Юлия Александровна.
Выступление Никишатовой Ю.А.
Ведущий 3: У каждого города, деревни, села, поселка, как и у каждого отдельно взятого человека, была своя военная судьба… Какова же судьба нашего края в годы Великой Отечественной войны? Более одиннадцати тысяч наших земляков защищали Родину на фронтах. Домой не вернулся каждый второй фурмановец. На территории района в годы войны было развернуто пять госпиталей. Первые раненые поступили ровно через месяц после начала войны – 22 июля 1941 года. Через руки врачей и медсестер нашего города прошло около двадцати тысяч раненых и больных фронтовиков. На фурмановской земле захоронено 106 человек, умерших от ран, — воины из Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Тамбова, Удмуртии, Казахстана, лишь четверо наши земляки.
Ведущий 4: На литейно-механическом заводе изготовлялись гильзы для снарядов. Текстильные предприятия выпускали продукцию в соответствии с военным заказом. Работали швейные и обувные артели. Артель «Призыв» непосредственно работала на нужды фронта. Фурмановцы, как и все жители Ивановской области, отрабатывали свое время на так называемом «трудовом фронте» (работали на лесоповале, строительстве узкоколейки, рытье окопов). Колхозники обеспечивали овощами, зерном и другими сельхозпродуктами, в том числе и госпитали.
Ведущий 1: Школы продолжали обучать детей в приспособленных помещениях. Обучение было организовано в три смены. Несмотря на холод и голод, учащиеся старались получать хорошие оценки. А после уроков шли в госпиталь, помогали ухаживать за ранеными, писали письма, читали газеты, устраивали концерты. В весенне-осенний период трудились на колхозных полях и фермах, заготавливали грибы, ягоды, лекарственные травы.
Пожелтевшие страницы прошлого,.. а за ними судьбы всего многомиллионного народа и каждого из наших земляков.
Своими воспоминаниями о военном детстве делится ветеран труда Герасимова Нина Михайловна
Чтец 1: Не обожженные сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно, мы смотрим глазами иными
На эту страшную войну.
Мы знаем по сбивчивым, трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страдания пройти.
И мы разобраться обязаны сами
В той боли, что мир перенес.
Конечно, мы смотрим иными глазами,
Но такими же, полными слез.
Чтец 2: Поклон тебе – солдат России,
За ратный подвиг на войне.
За птичьи песни в небе синем.
За мир и счастье на земле!
Чтец 3: Приходят люди к Вечному огню.
Приходят, чтобы низко поклониться
Тем, кто погиб в жестокую войну,
Их подвигами Родина гордится.
Горит огонь и в дождь, и в снег, и в град,
Не заметут его метель и ветер.
Бессмертен подвиг доблестных солдат.
Несут цветы и взрослые, и дети
Тем, кто стоял за Родину свою,
Чтоб не могла война вновь повториться.
Приходят люди к Вечному огню,
Приходят, чтобы низко поклониться.
Ведущий 2: Уважаемые гости и участники нашего урока! Мы предлагаем вам почтить память защитников нашей Родины минутой молчания.
Звучит метроном. Зажигаются свечи памяти.
— Наш урок подошел к концу. Мы благодарим вас за участие и приглашаем самостоятельно ознакомиться с экспозициями нашего музея.
Использованная литература:
1. Сборник. Из воспоминаний Александра Григорьевича Зайцева. Издательство РА «Отличная идея», 2006 г., г. Иваново, ул. Шестернина ,3, оф. 331.
2. Николаев С.Ш. «История моего города: Исторические очерки». Фурманов «Издательский Дом Николаевых», 2013
3. Лариса Кузнецова, Надежда Выглазова Сборник «Так мы жили». Воспоминания фурмановцев. Типография ГОУСПО Ивановского энергоколледжа, Иваново, ул. Ермака, 41, 2010
4. Михаил Дудин «В моей душе запели соловьи». Стихи. Фурманов «Издательский Дом Николаевых», 2012
5. Буклет. Поклонимся великим тем годам… Посвящается 70-летию Великой Победы. 2015. Отпечатано тиражом 1000экземпляров, Иваново, 2014 г.
6. След Великой Победы в моей семье. Сборник сочинений учащихся школ Фурмановского муниципального района. Ответственный за выпуск комитет по работе с молодежью, отдел образования администрации Фурмановского муниципального района. Фурманов, 2008, 100 экз.
7. Память огненных лет мы в сердцах сохраним! Сборник сочинений учащихся школ Фурмановского муниципального района. Фурманов. «Издательский Дом Николаевых», 2015