«Путь к Победе»


Литературно-музыкальная композиция (для детей 10-17 лет)


Синявская Виктория Анатольевна, учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №22 имени Н.А.Острякова, г. Севастополь


Пояснительная записка
Постановка литературно-музыкальной композиции «Путь к Победе» направлена на патриотическое и духовно-нравственное воспитание учащихся школы. Сценарий может быть реализован на общешкольных праздниках, приуроченных к годовщине Великой Победы, а также освобождению родного города от немецко-фашистских захватчиков.


 
Цели: способствовать формированию у школьников чувства патриотизма, гордости за свой народ, ответственности за его будущее
Задачи:
— развитие интереса обучающихся к историческому прошлому нашей страны, военной истории Отечества;
— воспитание чувства уважения и благодарности ветеранам;
— увековечение памяти защитников Отечества;
— пропаганда песен и стихотворений военной тематики;
— развитие творческих способностей обучающихся.
Подготовка: Постановка спектакля осуществляется за 1,5-2 месяца до показа, так как требует всесторонней подготовки. Среди учащихся 9-10 классов объявляется конкурс чтецов, победители которого становятся ведущими и чтецами. Также среди воспитанников хореографического ансамбля (если он имеется в школе) проводится отбор девушки, которая будет танцевать роль балерины. Из репертуара ансамбля выбирается танец, который агитбригады времен Великой Отечественной войны могли исполнять перед солдатами на фронтах. В нашем случае это «Русская кадриль». Желательно, чтобы исполнение было массовым. Особое внимание уделяется инсценировкам песен. Для их постановки прилагаются коллективные усилия всей творческой группы. К сожалению, я не располагаю видеозаписью данного спектакля, но после его показа на разных мероприятиях были представлены именно инсценировки, изначально придуманные для музыкально-литературной композиции «Путь к победе». Они могут стать неплохим подспорьем для тех, кто решит реализовать данный сценарий, поэтому я рискнула их приложить к конкурсным материалам. Однако следует иметь в виду, что качество видеозаписи оставляет желать лучшего (она производилась для себя), и, кроме того, в данный сценарий инсценировки вставлялись частично.
Школьный актовый зал, в котором проводилось мероприятие, располагает возможностью сопровождать действие на сцене демонстрацией презентации с познавательными кадрами или фоном. В связи с этим подготовка спектакля включает в себя создание удобной презентации. Её я также прилагаю к тексту сценария. Важно, чтобы все видеоматериалы, которые используются в презентации, находились в одной папке с ней, иначе они не будут открываться во время показа. Что касается музыкального сопровождения, то оно хотя и не оригинально, но чтобы найти именно то, что нужно, требуется время, поэтому эту работу тоже надо проделать заранее. Кроме того, обязательно нужно создать плейлист, чтобы во время показа не случалось задержек или других сюрпризов. Свой вариант плейлиста я также прилагаю к конкурсным материалам. Следует отметить, что вокальные номера лучше воспринимаются, если их исполняют обучающиеся школы, но можно также использовать готовые фонограммы, которые и предлагаются в приложенном плейлисте, за исключением песни «Я ангелом летал». Ее непременно должен исполнять мальчик не старше 10-12 лет.
Оформление: плакат «Путь к Победе» с георгиевской ленточкой; на панелях сбоку от сцены – выложенные из красных шаров пятиконечные звезды. В фойе перед актовым залом прикреплены красные звездочки формата А-4, каждая содержит данные деда или прадеда наших учеников, которые прошли через войну. Эти звездочки заранее готовили все желающие. Всего собрали около 300 штук.

Ход мероприятия:

Слайд 1 «Заставка»

Сцена 1. Слайд 2 + плейлист 01 На сцене приглушенный свет. Звучит «Реквием по мечте» Моцарта. Танцует балерина в белой пачке с красной гвоздикой на поясе (1,28 минуты). Падает, как будто сраженная выстрелом….. (видеофрагмент)

Сцена 2. Слайд 3 (музыка идёт с презентации)
Свет по-прежнему приглушенный. Музыку едва слышно. У левого микрофона двое ведущих – юноша и девушка. У правого микрофона – чтец и чтица. Чтица читает отрывок из поэмы Р.Рождественского «Реквием»:

Чтица: Помните!
Через века, через года,—
Помните!
О тех, кто уже не придет
Никогда,— помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших
Будьте достойны!
Вечно достойны!
Люди! Покуда сердца стучатся, —
Помните!
Какою ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Детям своим расскажите о них,
Чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
Чтобы тоже запомнили!
Во все времена бессмертной Земли
Помните!
Мечту пронесите через года
И жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет
Никогда, —
Заклинаю, — помните!

Презентация_03

Слайд 4

Ведущий: Была суббота, 21 июня 1941года. После обычной трудовой недели миллионы советских людей отправились отдыхать. Лишь продолжали дышать жаром домны, дымили трубы безостановочно работающих предприятий, по железным дорогам мчались грузовые и пассажирские поезда…
 
Ведущая: Тишину наступившей ночи, по-летнему теплой, благоухающей, во многих городах и селах нарушали счастливые голоса молодых людей, праздновавших свое вступление во взрослую жизнь…
 
Чтецы читают стихотворение С. Щипачева «22 июня 1941года» в последовательности «юноша — девушка» каждое четверостишие (перед началом чтения производится щелчок по слайду для смены картинки)

Казалось, было холодно цветам,
И от росы они слегка поблёкли.
Зарю, что шла по травам и кустам,
Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,
И пограничник протянул к ним руки.
А немцы, кончив кофе пить, в тот миг
Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,
Что вся земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего каких-то пять минут осталось!

Сцена 3. Слайд 5 (звук идёт с презентации)

1. Аудиозапись голоса Левитана: «Внимание! Внимание! Говорит Москва! Передаем важное правительственное сообщение. Сегодня, 22 июня, в 4 часа утра немецкие войска перешли границу Советского Союза…»

Голос обрывается фонограммой. Слайд 6+ Плейлист 02

2. Инсценировка 1-го куплета песни Б.Окуджавы «До свидания, мальчики!»

Ах, война, что ж ты сделала, подлая:
Стали тихими наши дворы,
Наши мальчики головы подняли —
Повзрослели они до поры,
На пороге едва помаячили
И ушли, за солдатом — солдат…
До свидания, мальчики!
Мальчики,
Постарайтесь вернуться назад.

Ведущий: В одночасье повзрослели девочки и мальчики; огромная ответственность легла на плечи отцов и дедов; стали сильными женщины. Им, милым и хрупким, в то же время смелым и мужественным, доверили мужчины-воины главное: тыл, семью, детей. А они, возложив на себя всю тяжесть мужских забот, оставались нежными и верящими, любящими, верными и ждущими.

Ведущая: Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила?
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла?..
В то утро простился с тобою
Твой муж, или брат, или сын,
И ты со своею судьбою
Осталась один на один.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все – без конца и без счета –
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну. (Плейлист 03)

3. Аллегория под «Синий платочек» — танец со стульями и пиджаками. Слайд 7

Ведущий: Война проверяла нас на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Слайд 8 + Плейлист 04

4. Чтец — отрывок из поэмы Р. Рождественского «Реквием» (Приглушенный свет)

Разве погибнуть ты нам завещала,
Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала,
Родина.
Разве для смерти рождаются дети,
Родина?
Разве хотела ты нашей смерти,
Родина?
Пламя ударило в небо! —
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
«Вставайте на помощь…»
Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал,
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина.
 
Слайд 9 (звук с презентации)

5. На экране – кадры военной хроники. Первые 20 сек. сопровождаются исполнением песни «Священная война», затем песня едва слышна…

Ведущая: Началась невиданная доселе по своему размаху и ожесточенности война, вошедшая в историю как Великая Отечественная.
Ведущий: Война… От Бреста до Москвы 1000 километров, от Москвы до Берлина — 1600. Итого 2600 километров.
Ведущая: Это если считать по прямой. Так мало, не правда ли? 2600 километров. Поездом — четверо суток, самолетом — четыре часа, а перебежками по-пластунски — четыре долгих года.
Ведущий: Война… Это бесстрашие защитников Бреста, это 900 дней блокадного Ленинграда, это 250 дней героической обороны Севастополя, это клятва панфиловцев: «Ни шагу назад, за нами Москва!»
Ведущая: Война…Это добытая огнем и кровью победа под Сталинградом, это подвиг героев Курской дуги, это оборона и освобождение Севастополя, это штурм Берлина.
Ведущий: И на всем протяжении этого грозного и трагического пути, среди горечи, неудач, утрат, каждую минуту, каждую секунду, страна свято верила в Победу!
 
Снова до конца хроники громко звучит «Священная война», свет гаснет. Во время показа хроники идет подготовка к следующей сцене.
 
Сцена 4. Слайд 10
На переднем краю сцены – костер, около костра сидят двое бойцов. Один пишет письмо, другой медленно одевает аккордеон
 
Ведущий: На войне люди не только воевали, на войне они продолжали жить.
Ведущая: В короткие часы отдыха они вспоминали дом, мать, любимую, писали письма…
Ведущий: А в бой шли с думой о тех, кто их ждал дома, верил и надеялся до последнего.

Плейлист 05

Песня «Землянка» (муз. К. Листова, стихи А. Суркова)

Бьётся в тесной печурке огонь,
На поленьях смола, как слеза.
И поёт мне в землянке гармонь
Про улыбку твою и глаза.

Во время звучания песни выходят на сцену и подсаживаются к костру раненый боец, которого ведут ещё один солдат и медсестра. Дальше песня прекращается, диалог между собой ведут бойцы:
 
Боец 1: Вот закончится война, приеду домой, учиться пойду. Хочу инженером стать.
Боец 2: А я мечтаю о том, как вернусь домой и полной грудью вдохну деревенский воздух. Меня дома мамка ждет…
Боец 3: А я хочу с сыном пройти по деревне. Пусть все увидят, как он вырос.
Боец 4: А у меня в родном городе девушка осталась. Вернусь с войны – женюсь!
 
Слайд 11 + Плейлист 06

Звучит «Прелюдия 5» Д. Шостаковича, приглушенный свет, тот, кто писал письмо, читает стихотворение К. Симонова «Жди меня», а на заднем плане сцены – девушка в легком плате кружится под музыку. Во время чтения стихотворения девушка подбегает со спины к бойцу и кладет руку на его плечо. Он пытается ее словить, но она уже убегает. Создается эффект незримого присутствия, воспоминания…

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой.
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

Ведущий: Да, знали солдаты, что смерть ожидает многих, знали, что война – это не праздник и не парад. И все же звучали на фронте шутки, раздавался смех, были слышны песни. А иногда не прочь были и сплясать. Жизнь продолжалась!

Слайд 12+ Плейлист 07
«Русская кадриль» в исполнении детского хореографического коллектива.
Солдаты, сидящие у костра, начинают хлопать и приплясывать, даже раненый. Тот, у кого гармонь, подыгрывает.
 
Сцена 5. Слайд 13+ Плейлист 08

1. Звуки войны (привал окончен)

Ведущий: А война продолжалась…И до победы оставалось много долгих и безжалостных дней и ночей.
 
Чтец. Путь к Победе был очень долгим.
1418 дней
Мы были в долгом пути,
Среди сожженных лесов и забытых полей
Стояли лицом к врагу.
Эти дни, что тяжелым кажутся сном,
Забыть никогда не смогу.
1418 дней
Бомбежек, крови, огня,
Неисчислимых людских смертей,
Жизней тех, кто стоял стеной,
Дней и ночей, звавших меня
В пороховой туман атак,
Веривших – будет повержен враг,
Ведь Родина за спиной.
 
Ведущий: Не было равных советскому человеку в стойкости, мужестве, мастерстве. Каждый из них знал, что отступать некуда. Позади – родной дом.

2. Ведущая: Они готовы были пожертвовать собой ради жизни на Земле.

Слайд 14  + Плейлист 09
Музыка вначале играет громко, потом – чуть слышно и снова – громко.
На сцену выходят 3-4 ученика начальной школы с портретами своих воевавших прадедов. Каждый из них подходит к микрофону и говорит несколько слов о них: ФИО, где воевал, главные награды, как закончился жизненный путь

3. Исполнение песни «Я ангелом летал». Слайд 15 + Плейлист 10

Слайд 16
 
Ведущая: Что же дало советским людям силы победить страшного врага, для которого не было ничего святого?
Ведущий: Любовь к Родине, понимание правоты своего дела, вера в победу – вот, что давало силы вынести все: и первые поражения, и большие потери, и боль за сожженные города и деревни…
Ведущая: Такие молодые грудью встретили врага, защитили Родину, на их плечи легла огромная тяжесть – ответственность за судьбу Отчизны. Они не родились ни героями, ни солдатами, они стали ими.  

4. Инсценировка второго куплета песни Б. Окуджавы «До свидания, мальчики!».

Слайд 17 + Плейлист 11

Нет, не прячьтесь вы, будьте высокими,
Не жалейте ни пуль, ни гранат.
И себя не щадите вы, и все-таки
Постарайтесь вернуться назад.
Ах, война, что ж ты, подлая, сделала,
Вместо свадеб разлуки и дым,
Наши девочки платьица белые
Раздарили сестрёнкам своим.
Сапоги, ну куда от них денешься,
Да зелёные крылья погон, (Постепенно гаснет свет на сцене, последний)
Вы наплюйте на сплетников, девочки, (куплет песни исполняется в темноте)
Мы сведём с ними счёты потом.
Пусть болтают, что верить вам не во что,
Что идете войной наугад…
До свидания, девочки!
Девочки, постарайтесь вернуться назад.

Сцена 6

Сцена постепенно освещается. В углу – старая армейская табуретка, на ней – солдатская каска, красная гвоздика и граненый стакан с куском черного хлеба. Слайд 18
 
Стихотворение Орлова «Его зарыли в шар земной…»

Чтец: Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат,
Всего, друзья, солдат простой,
Без званий и наград.
Ему как мавзолей земля —
На миллион веков,
И Млечные пути пылят
Вокруг него с боков.
На рыжих скатах тучи спят,
Метелицы метут,
Грома тяжелые гремят,
Ветра разбег берут.
Давным-давно окончен бой… (+ Плейлист 12. Метроном)
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей…
 
Плейлист 13
Тихо начинает звучать мелодия песни «Журавли» (музыка Я. Френкеля, слова Р. Гамзатова). На сцене тушится свет, сцена освещается только посредством работающего экрана. Слайд 19( видео с презентации).
 На сцену выходят все участники постановки с Георгиевскими свечами в руках. Каждый занимает строго определенное место. Посреди сцены – памятник, изображенный двумя юношами. Каждый ведущий и чтецы выходят на сцену с учениками начальной школы за руку. Маленькие дети несут цветы.
 
Ведущий: 4 года войны. Это 1418 дней беспримерного подвига. 1418 дней крови и смертей, боли и горечи утрат, гибели лучших сыновей и дочерей Отчизны.
Ведущая: 34 тысячи часов и 20 миллионов погибших людей!
Ведущий: Если по каждому погибшему из 20 миллионов в стране объявить минуту молчания, страна будет молчать…32 года!

Чтец: Тихо, ребята, минутой молчанья
Память героев почтим,
И их голоса когда-то звучали,
По утрам они солнце встречали,
Сверстники наши почти.
Среди нас нет тех, (Постепенно на сцене гаснет свет)
Кто ушёл на фронт и не вернулся.
Вспомним через века, через года,
О тех, кто уже не придёт никогда.
Вспомним!
 
Ведущая: Прошу всех встать.

Слайд 20 (видео с презентации)

Минута молчания
 
(Метроном. По окончанию минуты молчания – слайд 21)

Сцена 7

Вспыхивает свет (тушатся свечи)
 
Ведущая: Май всегда будет ассоциироваться в нашем сознании с Весной и Победой, Весной и Миром.
Ведущий: Вслушайтесь: это сам майский ветер сейчас говорит с вами.
Чтец: Обернитесь вслед скользящему над землей облаку, вспомните тех, кто мог бы дожить, но не дожил до сегодняшнего Мая.
Ведущая: Задумайтесь о тех, кто будет встречать Май без нас — после нас.
Ведущий: Это для них мы должны сохранить праздник Весны и Победы, Весны и Труда, Весны и Мира.
Чтец: Это для них мы должны сохранить нашу Землю.
Ведущий: Чтобы всегда летел над ней, лаская открытые детские лица, майский ветер.
Чтица: Ветер Победы.
Ведущий: Ветер Мира.
Ведущая: Ветер Любви.
Чтец: Ветер Памяти. (+ Плейлист 13)
 
Слайд 22
Снова звучит мелодия песни «Журавли». Под музыку ученики начальной школы, чтец и ведущая возлагают цветы к «живому» памятнику, становятся в почетный караул.
 
Чтица: (на фоне музыки)
В десятилетиях не утонули
Их лица, подвиги и имена;
У их могил в почетном карауле
Стоит сегодня вся моя страна.
 
Ведущий: Клянемся! Ни единый выстрел
Не потревожит ваш покой!
Великой памятью людской
Перед солдатским обелиском
Хором: Клянемся!
 
Музыка стихает. Пауза. Артисты молча стоят на сцене.

Звучит песня «День Победы»
 
На экране – салют, ветеранам вручаются цветы, артисты кланяются. Слайд 23