Патриотизм и подростки: большие надежды vs скромная реальность

Важный государственный праздник День народного единства – повод задуматься о любви подрастающего поколения к Родине. Патриотическая тематика сегодня актуальна. Тем не менее по итогам исследования, проведенного в начале года саратовскими социологами, выяснилось, что понимание подростками термина «патриотизм», а также жизненные ценности школьников весьма различны, их трудно привести к некому общему знаменателю. Помимо этого, уроки патриотического воспитания зачастую воспринимаются молодежью как нечто скучное и навязанное искусственным путем, а меры, предлагаемые госструктурами, не всегда достаточны или не приносят желаемого результата. Предлагаем попробовать разобраться в сути явления, потребностях и нравственных ориентирах современных подростков.

Патриотизм под разными соусами: так с чем его едят?

Большая советская энциклопедия определяет патриотизм как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь, привязанность к Родине, преданность ей и готовность к жертвам и подвигам ради нее. Настоящий патриот гордится достижениями и культурой Родины, сохраняет и транслирует ее традиции вовне, стремится защищать ее интересы и нужды своего народа. Некоторые исследователи патриотизма, такие как Шаар, Хабермас, Нубсбаум, Дюркгейм, Вебер, Лавин, Стауб и Шатц, выделяют в нем такие модели, как «умеренный патриотизм», «договорной», «республиканский» и «конституционный», противопоставляя их националистическому патриотизму (несущему в себе негативные коннотации) и абстрактным идеалам космополитизма.

По итогам исследования саратовских социологов мы можем отметить, что в молодежных интерпретациях патриотизма присутствуют все современные модели, отражая разнонаправленные процессы российской реальности. Причем понимание термина зависит от ценностей, которые подростки считают фундаментом своего мировоззрения. К примеру, среди тех, кто больше всего ценит свою семью, патриотизм чаще интерпретируется как:

  • уважение к Родине, гордость за свою страну (18,3%);
  • любовь к национальной культуре (11,7%);
  • стремление к социальной справедливости (10%);
  • прославление побед Родины (5%).

Иными словами, речь идет, скорее, о традиционном патриотизме, соединяющемся с демократическим, или даже латентно – с критическим.

Если главное для ребят – работа и карьера, то патриотизм чаще воспринимается ими как:

  • любовь к родному городу, деревне, дому (14,3%);
  • любовь к национальной культуре (10,7%);
  • стремление к безопасному глобальному миру (7,1%).

Те, кто сосредоточен на социальном статусе, в 2,5 раза чаще других интерпретируют патриотизм как любовь к родному городу, деревне, дому или как любовь к своей семье, близким; в 1,5 раза чаще других понимают под этим термином уважение к своей Родине, гордость за свою страну. Это демонстрирует соединение традиционного и локального патриотизма при доминировании последнего.

Подростки, назвавшие ключевым приоритетом здоровье и физическую форму, чаще всего выступают сторонниками демократического патриотизма. Их сверстники, по мнению которых наиболее значимы любовь, дружба, личные отношения, в два раза чаще, чем в среднем по выборке, традиционно интерпретируют патриотизм как любовь к народу, прославление побед Родины и уважение к ней, гордость за свою страну и стремление к безопасному глобальному миру. Такое понимание патриотизма объединяет традиционные, демократические и глобалистские тенденции. Молодежь, сфокусированная на духовном развитии, в три раза чаще, чем в среднем по выборке, разделяет мнение, что патриотизм – это любовь к своей семье, близким и стремление к социальной справедливости, что характеризует локальный патриотизм.

Среди тех, кто особенно ценит независимость, самостоятельность, в 2,5 раза чаще отмечается локальное понимание патриотизма как любовь к родному городу, деревне, дому, в два раза популярнее традиционные патриотические ориентации (уважение к Родине, гордость за свою страну), и в шесть раз чаще встречается мнение, что патриотизм в условиях глобализации теряет свое значение (глобалистические установки). Если в центре внимания подростков оказываются стремление к финансовой независимости и хорошей зарплате, они в пять раз чаще, чем в среднем по выборке, интерпретируют патриотизм как стремление к социальной справедливости и в семь раз чаще – как любовь к национальной культуре.

Анкетирование саратовских школьников показало, что у 20% молодежи, особенно девушек (22,3%), среди близкого окружения есть патриоты. Тем не менее большинство (51,3%) таковых вокруг себя не обнаружили. К этому следует добавить 28,7% затруднившихся с ответом. Это может свидетельствовать о низком уровне патриотизма в молодежной среде или о завышенных представлениях молодежи о должном поведении патриотов.

«Заставим Родину любить»: что предлагает государство

Мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодежи, зафиксированы в законе об образовании и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2016-2020 годы». В документах отмечается необходимость развития и совершенствования законодательной базы в этой области, разработки методического обеспечения, улучшения и обновления материально-технического оснащения, совершенствования системы патриотической работы в образовательных организациях разного уровня и рабочих коллективах. Особое внимание обращается на привлечение к деятельности в данном направлении СМИ, средств культуры, сети Интернет. Ключевая роль отводится общественным институтам и экспертно-педагогическому сообществу. Среди важных задач упомянуто формирование позитивного отношения к армейской службе, создание соответствующей мотивации у молодежи. Не обошли вниманием и культурную составляющую: документы указывают на необходимость создания условий для повышения интереса граждан к изучению истории Отечества, к литературе, музыке, изобразительному искусству, гуманитарным и естественно-географическим наукам, к деятельности видных представителей культуры, науки и искусства; проведения всероссийских и региональных конкурсов, семинаров, конференций, выставок и экспозиций, посвященных историческим и культурным событиям, знаменательным датам и видным деятелям.

В июле этого года Госдума в третьем чтении приняла инициированный президентом законопроект об усилении патриотического воспитания в российских школах и вузах, вступивший в силу 1 сентября. Образовательные программы должны быть приведены в соответствие с положениями закона не позднее 1 сентября 2021 года. Из государственного бюджета на финансирование новой федеральной инициативы «Патриотическое воспитание граждан РФ» в рамках нацпроекта «Образование» в ближайшие три года выделят 10,1 млрд рублей.

Так выглядит формальная сторона дела. Что же происходит в реальности?

«Ученого» не научить? Проблемы обратной связи

Ситуация в действительности напоминает сюрреалистические работы Сальвадора Дали. Еще в 2018 году учащихся из Санкт-Петербурга протестировали на предмет знания законодательства о митингах. Учителя проводили патриотические классные часы и просили написать, ставят ли дети «интересы России выше своих собственных», гордятся ли «современным политическим влиянием России», ее культурой и традициями, готовы ли «встать на защиту России». В регионах начали проводить уроки патриотизма, и, согласно докладам Росмолодежи (см. прикрепленный документ), среди подростков «заметно окрепло патриотическое настроение». Тем не менее научить любить Родину не помогла даже специальная программа Россотрудничества по возвращению российских студентов из заграничных вузов «Highly Likely Welcome Back, или Пора домой!»: число прибывших из европейских и американских университетов по патриотическим мотивам пока сопоставимо с количеством тех, кто ежегодно прерывает образование за рубежом по личным обстоятельствам.

Эффективным примером обратной связи по отношению к мероприятиям патриотической направленности можно считать проведенное в 2016 году социологическое исследование в городе Ярославле. В нем приняли участие студенты ссузов, молодежные активисты и обычные горожане. По итогам исследования выяснилось, что для большинства подростков патриотизм сопряжен с эмоциональным отношением к Родине – чувствами любви и гордости. Вторым не менее значимым компонентом патриотизма является знание истории и культуры своей страны, уважение к ним. Поведенческий компонент патриотизма (стремление трудиться для процветания Родины) менее выражен. И еще меньшую готовность опрошенные продемонстрировали к военной активности в интересах Родины. Отношение к службе в армии сильно отличается у учащихся и ярославцев в целом: лишь каждый третий студент согласился бы на службу в армии при наличии выбора, а также более половины опрошенных активистов. Молодежь неплохо осведомлена о государственных символах. В качестве основного активисты называют герб государства, что с точки зрения восприятия наиболее правильно и логично, а вот у учащихся центральный образ – медведь, символ неофициальный и не всегда трактуемый однозначно в положительном смысле. В ответ на вопрос, какие события или достижения вызывают чувство гордости, большинство ребят назвали победу в Великой Отечественной (Второй мировой) войне – 58% респондентов. А вот к патриотическим мероприятиям подростки относятся скептически: 89% студентов колледжей не участвуют в деятельности каких-либо общественных организаций, а среди активистов таких 46%.

С чего начинается Родина

В настоящее время мы находимся перед непростым выбором – либо строить мобилизационное общество по типу Северной Кореи, гордящееся собой, но изолированное от внешнего мира, либо развивать и усложнять структуру власти, что означает представленность в обществе самых различных сил и направлений. Современная пропаганда патриотизма, призывы поступиться демократическими свободами ради блага Родины имеют целью навязывание ценностей государственных в ущерб частным. Следует также подчеркнуть, что в основном, говоря о патриотизме, мы апеллируем к достижениям прошлого. Однако важно понимать: патриотизм не всегда синоним лояльности к власти и не реализация комплекса национальной неполноценности. Для того чтобы наши дети стали патриотами, мы, взрослые, в первую очередь должны заняться поиском «высоких смыслов» и нравственных ориентиров в настоящем и не только сохранять и беречь лучшее из завещанного предками, но и непременно создавать, производить то, чем по праву смогут гордиться наши потомки. Стремиться не «завоевать, запугать и подчинить», а достичь высокого уровня социальной защищенности, благосостояния, демократического развития. А для этого нужно прежде всего заняться самовоспитанием. Начать здесь, сейчас и с самих себя.


Источник