Как цифровое обучение влияет на мозг ребенка

Время от времени во всем мире поднимается вопрос, стоит ли отнимать у детей гаджеты на уроках. Проблема действительно важная. Но в новых реалиях появляется вопрос не менее значимый: что делать, если в условиях дистанта компьютер или планшет – единственная возможность провести занятие? 

Как превратить цифровое потребление в источник кристаллических знаний? В чем причина трудностей школьного дистанта весной 2020 года? Чему стоит учить детей нового поколения? Об этом рассказали эксперты онлайн-конференции «Цифровое образование – новая реальность» Андрей Курпатов, Исак Фрумин и Татьяна Черниговская.

Научный руководитель лаборатории нейронаук и поведения человека «Сбера» Андрей Курпатов приводит неутешительные данные: в конце учебного года 82% детей имели те или иные неблагоприятные психические состояния, депрессивные или апатические реакции, 50% страдали нарушением сна. 21% детей назвали время самоизоляции невыносимым, 15% остались довольными дистанционной формой обучения.

Заслуженный профессор Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, отмечает:

-Нужно четко разделять хорошее дистанционное образование и чрезвычайную ситуацию, в которой мы оказались в связи с пандемией. Если рушится мост, не до современных технологий. Саперы возводят понтонный мост: он узкий, его шатает, по нему не может проехать грузовик. Но это лучше, чем ничего.

Андрей Курпатов подтверждает мысль Исака Фрумина. Он считает, что на фоне проблем со здоровьем и финансами родители также находились в стрессовым состоянии:

-Обкатка дистанционного обучения происходила на фоне тяжелых эмоциональных потрясений. Если бы это все вводилось постепенно и по мере готовности, мы смогли бы более адекватно воспринимать то, что происходит.

Российский биолог и лингвист Татьяна Черниговская отмечает, что перемены свойственны любому времени, но скорость, с которой они происходят сейчас, выросла в разы:

-Современные дети, родившиеся в технологическую эпоху, совершенно другие, они очень сильно отличаются от нас. У них другой мозг, другие сети, и им необходимы другие условия. Детей нужно учить метанавыкам, чтобы они были готовы к этим изменениям. Важнее понимание, а не запоминание, умение проверять информацию, противостоять стрессам.

По мнению Татьяны Черниговской, в настоящее время еще мало серьезных исследований на тему влияния цифрового обучения на мозг ребенка, но известно, что скорость усвоения знаний у детей одного возраста может различаться в 10 раз. Эксперт считает, что акцент стоит сделать на средних показателях. Это не значит, что нужно отвернуться от гениев и неуспевающих, – для достижения хороших результатов следует изучать индивидуальные возможности каждого.

-Когда ребенку в руки попадает гаджет, он хочет смотреть примитивный развлекательный контент. По данным «Лаборатории Касперского», более 40% детей до 10 лет постоянно находятся в онлайне. Такое бездумное цифровое потребление приводит к деградации, не учит концентрироваться, не формирует знаний и навыков, – рассказывает Андрей Курпатов.

Эксперт отмечает, что интеллект делится на два вида: кристаллический и подвижный. Первый отвечает за знания, которые остаются у нас в голове, складываясь в картину мира. Второй – за способность принимать решения, расставлять приоритеты. И он формируется только офлайн, при социальном взаимодействии с родителем, педагогом, детским коллективом:

-Существует цифровое потребление, которое формирует кристаллический интеллект. Этому способствуют грамотно выстроенные образовательные платформы. Качественные онлайн-курсы дают лучшие результаты, потому что учитывают основные реперные точки: объяснение, проверку знаний, развлечение и мотивацию.

Андрей Курпатов полагает, что контент многих современных образовательных платформ пока не отвечает соответствующим требованиям, поэтому методистам и программистам предстоит проделать большую работу.


Источник