Откуда у дошкольников вредные привычки и как с ними бороться

Многие родители пугаются, когда младенческие привычки сохраняются у подросшего ребенка: например, когда дошкольник самозабвенно ковыряется в носу, тянет в рот все, что попадется под руку, или ни с того ни с сего начинает раскачиваться из стороны в сторону. Вместе с детским психологом Аленой Чепурковой разбираемся, о чем свидетельствуют такие привычки-«переростки» и как с ними бороться. 

Ребенок ходит на носочках

До двух лет походка ребенка только формируется, и то, что он ходит на носочках, не патология. Но если эта особенность проявляется после двух и, тем более, после трех лет, то стоит проконсультироваться с неврологом и педиатром. Особенно, если нарушается координация движений (например, ребенок прихрамывает) или в походке есть перекосы (обе стопы не задействуются одинаково).

Причины

  • Ребенок исследует свое тело и пробует ходить в разном положении и с разным подъемом стопы.
  • Ребенок пытается привлечь к себе внимание (особенно, если окружающие остро на это реагируют).
  • Ребенок подражает взрослым: например, копирует маму на каблуках или высокого папу.
  • Использование ходунков до девяти месяцев; попытка поставить на ноги ребенка, который к этому еще не готов (например, малыш еще ползает, а родители хотят поскорее увидеть первые шаги и водят ребенка за руки).
  • Раннее вставание (когда ребенок встает у опоры в шесть-семь месяцев).
  • Использование ортопедической обуви для здорового ребенка без показаний.
  • Повышенная возбудимость нервной системы.
  • Недоношенность.
  • Нарушения нервно-психического развития.
  • Нарушение мышечного тонуса.

Что делать

  • Проконсультироваться с неврологом и ортопедом.
  • Создать условия для естественного массажа стоп (ортоковрики, неровные поверхности).
  • Записать ребенка на плавание с тренером.
  • Подключить разные виды активности: ходьба, езда на велосипеде, лазание.

Чего НЕ делать

  • Не ждать. Поводов для беспокойства может и не быть, но лучше убедиться в этом с помощью грамотного специалиста.
  • Не пытаться насильно переучить.
  • Не «прописывать» ребенку ортопедическую обувь самостоятельно.
  • Не реагировать резко, не привлекать к этому повышенное внимание.

Ребенок ковыряет в носу и ест его содержимое

С раннего возраста дети активно изучают свое тело и мир вокруг. Они учатся пользоваться частями тела, понимают, что могут ими управлять. Особенно пальчиками — ведь ими можно все потрогать, достать, поковырять. В носу — в том числе. А уж если внутри что-то есть, это нужно обязательно исследовать. Желательно — на вкус.

До трех лет такое поведение ребенка — норма. Но если ребенок растет, а привычка никуда не девается, стоит задуматься: почему?

Причины

Физиологические

  • Сухость воздуха, из-за чего слизь в носу засыхает и доставляет дискомфорт.
  • Инородный предмет в носу, который ребенок пытается достать самостоятельно.
  • Аллергические реакции, из-за которых ребенку тяжело дышать.

Психологические

  • Перевозбуждение, с которым сложно справиться самостоятельно и социально приемлемым способом.
  • Скука, когда ребенок занят неинтересным или монотонным занятием.
  • Эмоциональное напряжение от сложного задания, стресса, психологической нагрузки.
  • Способ привлечь внимание, особенно если мама бурно на этот процесс реагирует.

Что делать

  • Увлажнять и проветривать комнату.
  • Осмотреть содержимое носа, чтобы исключить инородный предмет. При подозрении на него — обратиться к врачу.
  • Исключить (или подтвердить) у врача риск аллергии.
  • Убрать причины перевозбуждения: гаджеты, недосып, чрезмерную активность.
  • Переключить внимание на другое, более интересное занятие.
  • Снизить эмоциональное напряжение и помочь пережить стресс более социально приемлемым способом. Например, сделать массаж ладоней и ушей, поиграть в дыхательные игры (подуть на перышко или мыльные пузыри).

Чего НЕ делать

  • Не пугать, что пальцы отпадут или нос отвалится.
  • Не предлагать поковырять в носу у кого-то другого.
  • Не давать обидные прозвища.
  • Не привлекать внимание окружающих.
  • Не бить по рукам.
  • Не кричать.
  • Не красить пальцы и не мазать их какими-то средствами, чтобы «отучить».

А почему он «это» ест?

Причиной этому может стать банальное отсутствие платка: когда ребенок извлек из носа засохшую слизь и ему некуда ее деть. Приходится в рот. Стоит дать ребенку платочек и научить им пользоваться, как проблема уйдет.

Второй вариант: ребенок тянет в рот вообще все, что попадается под руку: съедобное и несъедобное. Об этом — следующий пункт.

Ребенок тянет в рот предметы

До двух лет основной способ познания мира у ребенка — через рот (именно здесь больше всего нервных окончаний). Это не только возможность получить еду, но и успокоиться, и впитать положительные эмоции. После двух лет эта функция переходит к рукам. Малышу уже не нужно пробовать предмет на вкус — достаточно как следует пощупать его. Он уже может самостоятельно разделить предметы на съедобные и несъедобные.

Но есть дети, которые тянут все в рот и в достаточно взрослом возрасте. Иногда еще и едят. Как правило, такие дети пачкаются во время еды и не замечают этого, набивают рот большими кусками пищи, не умеют ее пережевывать. Часто этому сопутствуют проблемы с речью.

Причины

  • Недостаточная оральная чувствительность: снижена чувствительность рецепторов в области губ, рта, языка, и, чтобы их возбудить, необходима дополнительная тактильная стимуляция.
  • Сенсорный поиск: ребенок пытается насытиться сенсорной информацией, получить недостающие ощущения об окружающем пространстве.
  • Эмоциональное возбуждение: ребенок пытается так себя успокоить в моменты сильных переживаний, напряжения, стресса.

Что делать

  • Обратиться за помощью к неврологу, детскому психологу и нейропсихологу, специалисту по сенсорной интеграции, логопеду.
  • Использовать сенсорные аксессуары для повышения оральной чувствительности: силиконовые щеточки, вибрирующая зубная щетка, жевательные трубки, мягкие мочалки, салфетки, полотенца разной текстуры.
  • Давать ребенку еду, которой можно похрустеть и помассировать полость рта (палочки моркови, огурца, сельдерея, хлебцы, фруктовые чипсы, попкорн).
  • Играть в игры с использованием губ и языка (мыльные пузыри, воздушные шарики, трубочки, свистки).
  • Учить ребенка различать съедобные и несъедобные предметы по внешним признакам.
  • Поощрять исследование внешнего мира с помощью рук (например, порвать бумагу вместо того, чтобы грызть ее).
  • Мягко и постоянно пресекать попытки взять в рот неподходящий предмет, можно в это время достаточно сильно массировать ладони и пальцы рук.
  • Делать массаж: начать со стимуляции внешней стороны щек и нижней челюсти, перейти на зубы и десны, внутреннюю сторону щек, затем кончик языка, его среднюю и боковую части, в конце массировать корень языка. Чередовать мягкие расслабляющие нажатия со стимулирующими похлопываниями.
  • Обеспечить безопасную среду, следить, чтобы ребенку не попали в рот мелкие и токсичные предметы.
  • Снизить эмоциональную нагрузку.

Чего НЕ делать

  • Не стоит категорически запрещать ребенку тянуть предметы в рот. Лучше мягко предлагать замену сенсорной активности (например, не грызть игрушку, а помять ее руками), отвлекать.
  • Не кричать, не наказывать за подобное поведение, не бить по рукам.
  • Не быть непоследовательным (например, в гостях нельзя грызть диван, а дома  — пожалуйста, никто же не видит).

Ребенок сосет палец, грызет ногти, крутит волосы

Этот пункт отличается от предыдущего: если ребенок тянет предметы в рот, чтобы насытиться сенсорными стимулами, то ногти и пальцы  — это уже навязчивые движения.

До года ребенок сосет палец, ковыряет пупок, крутит волосы (свои и мамины), изучая свое тело и его возможности. К полутора годам такая исследовательская деятельность обычно угасает. Если же и после двух лет ребенок совершает подобные действия (дольше одного месяца), то на них нужно обратить внимание, чтобы не сформировалась стойкая привычка.

Причины

  • Несвоевременное или травматичное отлучение от груди.
  • Эмоциональная перегрузка, неумение (или запрет) переживать эмоции.
  • Нахождение в стрессовой ситуации.
  • Гипо- или гиперопека со стороны мамы.
  • Скука, неумение себя занять.
  • Высокий уровень тревожности.
  • Регресс на фоне психотравмирующего события.
  • Гиперактивность, возбудимость.
  • Неуверенность в себе.
  • Адаптационные сложности.
  • Возрастные страхи.
  • Замена одной привычки на другой (например, запретили ковырять в носу — ребенок начал грызть ногти).

Что делать

  • Проконсультироваться у невролога.
  • Обратиться к детскому психологу (рекомендуется игровая и песочная терапия).
  • Соблюдать четкий режим дня с обязательным отдыхом.
  • Минимизировать гаджеты.
  • Создать благоприятную обстановку дома.
  • Мягко пресекать попытки выполнить навязчивое движение (погладить по голове, помассировать ручки, прижать и покачать, спросить об эмоциональном состоянии).
  • Переключать внимание, отвлекать.
  • Следить за гигиеной ногтей.
  • Играть в игры с пластилином, водой, кинетическим песком.
  • Обеспечить в доступе игрушки антистресс, мялки, сенсорные мешочки.
  • Делать дыхательную гимнастику.
  • Рассказывать терапевтические сказки (их большой выбор в интернете. Например, сказки Хухлаевых).
  • Использовать специальные напальчники и игровые перчатки.

Чего НЕ делать

  • Не отмахиваться от проблемы  — «перерастет».
  • Не высмеивать и не осуждать.
  • Не использовать фразы типа «ведешь себя, как маленький».
  • Не ругать, не кричать, не бить по рукам.
  • Не наказывать игнором.

Ребенок раскачивается

Бывает, что родители дошкольников (а иногда и школьников) замечают, как их ребенок ритмично раскачивается из стороны в сторону, скручивается и раскручивается, совершает шаблонные наклоны головы. Такое состояние часто случается до, после или во время сна.

На первом году жизни такие движения помогают ребенку познать возможности своего тела, найти баланс. После года — превращается в привычку, которая может сохраниться и во взрослом возрасте.

Причины

Физиологические

  • Нарушение мышечного тонуса.
  • Ограничение физической активности.
  • Физическое перенапряжение.
  • Гипочувствительность вестибулярной системы.
  • Повышенное внутричерепное давление.
  • Гипоксия.
  • Болевые или дискомфортные ощущения.
  • Нарушения нервно-психического развития.

Психологические

  • Эмоциональная или интеллектуальная перегрузка.
  • Нехватка родительского внимания.
  • Разлучение со значимым взрослым.
  • Неблагоприятная семейная обстановка.
  • Ощущение удовольствия от совершаемого движения.
  • Попытка успокоиться.

Что делать

  • Обратиться за консультацией к неврологу и педиатру.
  • Обратиться за помощью к детскому психологу и нейропсихологу.
  • Разнообразить питание жирами (мясо, бульон, рыба, сливочное масло, орехи): такие продукты «любит» нервная система.
  • Включить в режим долгие активные прогулки на свежем воздухе.
  • Играть в совместные сенсорные игры (с пластилином, водой, песком, игрушками-антистресс, природными материалами).
  • Снизить требования и постараться избегать наказаний.
  • Включаться в эмоции ребенка.
  • Усилить тактильный контакт.
  • Сделать ребенку укромное местечко: накрыть пледом палатку или стол одеялом.
  • Позаботиться о гигиене сна и адекватном режиме дня.

Чего НЕ делать

  • Не останавливать ребенка резко во время качаний.
  • Не наказывать за раскачивания, не упрекать, не высмеивать, не критиковать.
  • Не бояться и не приписывать ребенку диагнозы.

Источник