Откуда у дошкольников вредные привычки и как с ними бороться
Многие родители пугаются, когда младенческие привычки сохраняются у подросшего ребенка: например, когда дошкольник самозабвенно ковыряется в носу, тянет в рот все, что попадется под руку, или ни с того ни с сего начинает раскачиваться из стороны в сторону. Вместе с детским психологом Аленой Чепурковой разбираемся, о чем свидетельствуют такие привычки-«переростки» и как с ними бороться.
Ребенок ходит на носочках
До двух лет походка ребенка только формируется, и то, что он ходит на носочках, не патология. Но если эта особенность проявляется после двух и, тем более, после трех лет, то стоит проконсультироваться с неврологом и педиатром. Особенно, если нарушается координация движений (например, ребенок прихрамывает) или в походке есть перекосы (обе стопы не задействуются одинаково).
Причины
- Ребенок исследует свое тело и пробует ходить в разном положении и с разным подъемом стопы.
- Ребенок пытается привлечь к себе внимание (особенно, если окружающие остро на это реагируют).
- Ребенок подражает взрослым: например, копирует маму на каблуках или высокого папу.
- Использование ходунков до девяти месяцев; попытка поставить на ноги ребенка, который к этому еще не готов (например, малыш еще ползает, а родители хотят поскорее увидеть первые шаги и водят ребенка за руки).
- Раннее вставание (когда ребенок встает у опоры в шесть-семь месяцев).
- Использование ортопедической обуви для здорового ребенка без показаний.
- Повышенная возбудимость нервной системы.
- Недоношенность.
- Нарушения нервно-психического развития.
- Нарушение мышечного тонуса.
Что делать
- Проконсультироваться с неврологом и ортопедом.
- Создать условия для естественного массажа стоп (ортоковрики, неровные поверхности).
- Записать ребенка на плавание с тренером.
- Подключить разные виды активности: ходьба, езда на велосипеде, лазание.
Чего НЕ делать
- Не ждать. Поводов для беспокойства может и не быть, но лучше убедиться в этом с помощью грамотного специалиста.
- Не пытаться насильно переучить.
- Не «прописывать» ребенку ортопедическую обувь самостоятельно.
- Не реагировать резко, не привлекать к этому повышенное внимание.
Ребенок ковыряет в носу и ест его содержимое
С раннего возраста дети активно изучают свое тело и мир вокруг. Они учатся пользоваться частями тела, понимают, что могут ими управлять. Особенно пальчиками — ведь ими можно все потрогать, достать, поковырять. В носу — в том числе. А уж если внутри что-то есть, это нужно обязательно исследовать. Желательно — на вкус.
До трех лет такое поведение ребенка — норма. Но если ребенок растет, а привычка никуда не девается, стоит задуматься: почему?
Причины
Физиологические
- Сухость воздуха, из-за чего слизь в носу засыхает и доставляет дискомфорт.
- Инородный предмет в носу, который ребенок пытается достать самостоятельно.
- Аллергические реакции, из-за которых ребенку тяжело дышать.
Психологические
- Перевозбуждение, с которым сложно справиться самостоятельно и социально приемлемым способом.
- Скука, когда ребенок занят неинтересным или монотонным занятием.
- Эмоциональное напряжение от сложного задания, стресса, психологической нагрузки.
- Способ привлечь внимание, особенно если мама бурно на этот процесс реагирует.
Что делать
- Увлажнять и проветривать комнату.
- Осмотреть содержимое носа, чтобы исключить инородный предмет. При подозрении на него — обратиться к врачу.
- Исключить (или подтвердить) у врача риск аллергии.
- Убрать причины перевозбуждения: гаджеты, недосып, чрезмерную активность.
- Переключить внимание на другое, более интересное занятие.
- Снизить эмоциональное напряжение и помочь пережить стресс более социально приемлемым способом. Например, сделать массаж ладоней и ушей, поиграть в дыхательные игры (подуть на перышко или мыльные пузыри).
Чего НЕ делать
- Не пугать, что пальцы отпадут или нос отвалится.
- Не предлагать поковырять в носу у кого-то другого.
- Не давать обидные прозвища.
- Не привлекать внимание окружающих.
- Не бить по рукам.
- Не кричать.
- Не красить пальцы и не мазать их какими-то средствами, чтобы «отучить».
А почему он «это» ест?
Причиной этому может стать банальное отсутствие платка: когда ребенок извлек из носа засохшую слизь и ему некуда ее деть. Приходится в рот. Стоит дать ребенку платочек и научить им пользоваться, как проблема уйдет.
Второй вариант: ребенок тянет в рот вообще все, что попадается под руку: съедобное и несъедобное. Об этом — следующий пункт.
Ребенок тянет в рот предметы
До двух лет основной способ познания мира у ребенка — через рот (именно здесь больше всего нервных окончаний). Это не только возможность получить еду, но и успокоиться, и впитать положительные эмоции. После двух лет эта функция переходит к рукам. Малышу уже не нужно пробовать предмет на вкус — достаточно как следует пощупать его. Он уже может самостоятельно разделить предметы на съедобные и несъедобные.
Но есть дети, которые тянут все в рот и в достаточно взрослом возрасте. Иногда еще и едят. Как правило, такие дети пачкаются во время еды и не замечают этого, набивают рот большими кусками пищи, не умеют ее пережевывать. Часто этому сопутствуют проблемы с речью.
Причины
- Недостаточная оральная чувствительность: снижена чувствительность рецепторов в области губ, рта, языка, и, чтобы их возбудить, необходима дополнительная тактильная стимуляция.
- Сенсорный поиск: ребенок пытается насытиться сенсорной информацией, получить недостающие ощущения об окружающем пространстве.
- Эмоциональное возбуждение: ребенок пытается так себя успокоить в моменты сильных переживаний, напряжения, стресса.
Что делать
- Обратиться за помощью к неврологу, детскому психологу и нейропсихологу, специалисту по сенсорной интеграции, логопеду.
- Использовать сенсорные аксессуары для повышения оральной чувствительности: силиконовые щеточки, вибрирующая зубная щетка, жевательные трубки, мягкие мочалки, салфетки, полотенца разной текстуры.
- Давать ребенку еду, которой можно похрустеть и помассировать полость рта (палочки моркови, огурца, сельдерея, хлебцы, фруктовые чипсы, попкорн).
- Играть в игры с использованием губ и языка (мыльные пузыри, воздушные шарики, трубочки, свистки).
- Учить ребенка различать съедобные и несъедобные предметы по внешним признакам.
- Поощрять исследование внешнего мира с помощью рук (например, порвать бумагу вместо того, чтобы грызть ее).
- Мягко и постоянно пресекать попытки взять в рот неподходящий предмет, можно в это время достаточно сильно массировать ладони и пальцы рук.
- Делать массаж: начать со стимуляции внешней стороны щек и нижней челюсти, перейти на зубы и десны, внутреннюю сторону щек, затем кончик языка, его среднюю и боковую части, в конце массировать корень языка. Чередовать мягкие расслабляющие нажатия со стимулирующими похлопываниями.
- Обеспечить безопасную среду, следить, чтобы ребенку не попали в рот мелкие и токсичные предметы.
- Снизить эмоциональную нагрузку.
Чего НЕ делать
- Не стоит категорически запрещать ребенку тянуть предметы в рот. Лучше мягко предлагать замену сенсорной активности (например, не грызть игрушку, а помять ее руками), отвлекать.
- Не кричать, не наказывать за подобное поведение, не бить по рукам.
- Не быть непоследовательным (например, в гостях нельзя грызть диван, а дома — пожалуйста, никто же не видит).
Ребенок сосет палец, грызет ногти, крутит волосы
Этот пункт отличается от предыдущего: если ребенок тянет предметы в рот, чтобы насытиться сенсорными стимулами, то ногти и пальцы — это уже навязчивые движения.
До года ребенок сосет палец, ковыряет пупок, крутит волосы (свои и мамины), изучая свое тело и его возможности. К полутора годам такая исследовательская деятельность обычно угасает. Если же и после двух лет ребенок совершает подобные действия (дольше одного месяца), то на них нужно обратить внимание, чтобы не сформировалась стойкая привычка.
Причины
- Несвоевременное или травматичное отлучение от груди.
- Эмоциональная перегрузка, неумение (или запрет) переживать эмоции.
- Нахождение в стрессовой ситуации.
- Гипо- или гиперопека со стороны мамы.
- Скука, неумение себя занять.
- Высокий уровень тревожности.
- Регресс на фоне психотравмирующего события.
- Гиперактивность, возбудимость.
- Неуверенность в себе.
- Адаптационные сложности.
- Возрастные страхи.
- Замена одной привычки на другой (например, запретили ковырять в носу — ребенок начал грызть ногти).
Что делать
- Проконсультироваться у невролога.
- Обратиться к детскому психологу (рекомендуется игровая и песочная терапия).
- Соблюдать четкий режим дня с обязательным отдыхом.
- Минимизировать гаджеты.
- Создать благоприятную обстановку дома.
- Мягко пресекать попытки выполнить навязчивое движение (погладить по голове, помассировать ручки, прижать и покачать, спросить об эмоциональном состоянии).
- Переключать внимание, отвлекать.
- Следить за гигиеной ногтей.
- Играть в игры с пластилином, водой, кинетическим песком.
- Обеспечить в доступе игрушки антистресс, мялки, сенсорные мешочки.
- Делать дыхательную гимнастику.
- Рассказывать терапевтические сказки (их большой выбор в интернете. Например, сказки Хухлаевых).
- Использовать специальные напальчники и игровые перчатки.
Чего НЕ делать
- Не отмахиваться от проблемы — «перерастет».
- Не высмеивать и не осуждать.
- Не использовать фразы типа «ведешь себя, как маленький».
- Не ругать, не кричать, не бить по рукам.
- Не наказывать игнором.
Ребенок раскачивается
Бывает, что родители дошкольников (а иногда и школьников) замечают, как их ребенок ритмично раскачивается из стороны в сторону, скручивается и раскручивается, совершает шаблонные наклоны головы. Такое состояние часто случается до, после или во время сна.
На первом году жизни такие движения помогают ребенку познать возможности своего тела, найти баланс. После года — превращается в привычку, которая может сохраниться и во взрослом возрасте.
Причины
Физиологические
- Нарушение мышечного тонуса.
- Ограничение физической активности.
- Физическое перенапряжение.
- Гипочувствительность вестибулярной системы.
- Повышенное внутричерепное давление.
- Гипоксия.
- Болевые или дискомфортные ощущения.
- Нарушения нервно-психического развития.
Психологические
- Эмоциональная или интеллектуальная перегрузка.
- Нехватка родительского внимания.
- Разлучение со значимым взрослым.
- Неблагоприятная семейная обстановка.
- Ощущение удовольствия от совершаемого движения.
- Попытка успокоиться.
Что делать
- Обратиться за консультацией к неврологу и педиатру.
- Обратиться за помощью к детскому психологу и нейропсихологу.
- Разнообразить питание жирами (мясо, бульон, рыба, сливочное масло, орехи): такие продукты «любит» нервная система.
- Включить в режим долгие активные прогулки на свежем воздухе.
- Играть в совместные сенсорные игры (с пластилином, водой, песком, игрушками-антистресс, природными материалами).
- Снизить требования и постараться избегать наказаний.
- Включаться в эмоции ребенка.
- Усилить тактильный контакт.
- Сделать ребенку укромное местечко: накрыть пледом палатку или стол одеялом.
- Позаботиться о гигиене сна и адекватном режиме дня.
Чего НЕ делать
- Не останавливать ребенка резко во время качаний.
- Не наказывать за раскачивания, не упрекать, не высмеивать, не критиковать.
- Не бояться и не приписывать ребенку диагнозы.