«О друзьях – товарищах, о боях – пожарищах…»

Общешкольное мероприятие к Дню Победы


Булатова Юлия Николаевна, старший методист по ВР МБОУ «Линовская средняя школа», д. Линово, Псковская область


Цели и задачи:
— расширить представления детей о Великой Отечественной войне;
— воспитывать уважение к героическому прошлому страны;
— пробуждать сочувствие к людям старшего поколения;
— формировать положительную оценку таких нравственных качеств, как самопожертвование, героизм, патриотизм;
— формировать активную жизненную позицию;
— побуждать детей к активному сопротивлению попыткам очернить историю страны.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер/ноутбук, экран, музыкальный центр, микрофоны.

Оформление помещения: плакаты, рисунки, газеты, фотоальбомы, открытки ветеранам, выполненные школьниками и посвященные Дню Победы, свечи, георгиевские ленточки.

Звуковое и фоновое сопровождение: песни военных лет, звучание метронома.
Видеосопровождение: презентация.

Целевая аудитория: школьники, педагоги, ветераны Великой Отечественной войны, родители, представители муниципального образования, администрации района, общественных организаций.

Актуальность
Воспитание патриотизма включает ряд ценностных ориентиров, это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива. Многое зависит от того, сумеем ли мы достойно представить глубины русской героики. Победа 1945 года была победой и нашего народа, и нашей культуры. Школа является проводником, который вводит молодых граждан в мир и историю нашего Отечества. И чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать славных традиций.

Слайд №1

Ход мероприятия:
 
На сцену выходят двое ведущих (юноша и девушка). Звучит фонограмма негромкой плавной мелодии
 
Юноша: Много претерпела русская земля. Древнюю Русь топтали поганые полки половецкие – и встало войско Игорево за землю русскую, за веру христианскую. (Слад №2)
 
Девушка: Не одно столетие длилось монголо-татарское иго – и поднимались русские Пересветы и Осляби во главе с легендарным князем Дмитрием Ивановичем Донским. (Слайд №3)
 
Юноша: Настала «гроза двенадцатого года» — и юные сердца воспламенели желанием сражаться за Отечество. (Слайд №4)
 
Девушка: История человечества это, к сожалению, история войн, больших и малых. Это потом, для истории, — поле Куликово, Бородино, Прохоровка… Для русского солдата — просто земля. И нужно вставать во весь рост и идти в атаку. И умирать в чистом поле, под небом России.
 
Юноша: Так русский человек выполнял испокон веков свой долг, так начинался его подвиг.
 
Девушка: У каждого поколения своя война – Великая Отечественная, Афганистан, Нагорный Карабах, Чеченская… Все эти войны болью отзываются в наших сердцах.
 
Юноша: Но Великая Отечественная – это славная страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и прежде всего духом.
 
Девушка: Роковая дата 22 июня 1941 года осталась не просто датой, а рубежом – началом отсчёта долгих 1418 дней Великой Отечественной войны.

Выходят он и она в школьной форме (Слайд №5)
 
Он: Июнь…Клонился к вечеру закат.
И белой ночи разливалось море,
И раздавался звонкий смех ребят,
Не знающих, не ведающих горя.
 
Она: Июнь: Тогда ещё не знали мы,
Со школьных вечеров шагая,
Что завтра будет первый день войны.
А кончится она лишь в 45-м, в мае.

Звучит вальс «Амурские волны» в записи (сл. К.Васильева, муз. М.Кюсса). Он и она под музыку начинают танцевать вальс. Музыка обрывается и звучит за кулисами в записи голос Левитана. (Слайд №6)

— Внимание! Внимание! Говорит Москва! Сегодня в 4 часа утра, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну!

Звучит в записи песня «Священная война» (сл. Лебедева-Кумача, муз. А. В. Александрова) (Слайд №7)
 
Юноша: Сорок первый! Июнь.
Год и месяц борьбы всенародной.
Даже пылью времён
Затянуть эту дату нельзя.
 
Девушка: Поднималась страна,
И на фронт уходила поротно,
Кумачёвые звёзды
На полотнах знамён унося.

Появляются те же двое: он и она. Он в военной форме. Их диалог идёт на фоне негромкой мелодии в записи «Прощание славянки» (сл. В. Лазарева, муз. В. Агапкина). (Слайд №8)
 
Он: Когда же я увижу снова
Твои дрожащие ресницы…
Когда же я увижу снова
Твои печальные глаза…
Что ж ты молчишь, скажи хоть слово.
В огонь уходят поезда.
 
Она: Зачем назвал меня любимой
Той долгожданной ночью светлой?
Зачем назвал меня любимой?
Теперь мой путь не изменить!
Любовь должна быть неделимой.
Она, как звездный свет, бессмертна…
Любовь должна быть неделимой,
Войне любовь не разделить!
 
Он: Я ухожу, чтоб возвратиться…
Смотри, уже пылает небо.
Я ухожу, чтоб возвратиться.
Над нашим счастьем поднят меч.
 
Она: Я верю, встреча повторится.
С тобою буду, где б ты ни был…
Я верю, встреча повторится,
Как тысячи счастливых встреч.

Появляется образ скорбящей матери в чёрном
 
Мать: Не забывайте кровь разлуки,
Сердца, сожжённые войной.
Не забывайте кровь разлуки,
Во имя тех священных дней.
Пусть в цепь одну сомкнутся руки,
Пусть плечи вырастут стеною.
Пусть в цепь одну сомкнутся руки
И заслонят любовь людей.

Слайд №9
 
Юноша: Фашисты топтали наши луга и поля, беспощадно сжигая и убивая всё на своём пути. В смертельной схватке с врагом закалялись и крепли у воинов любовь к родной земле, решимость защищать Родину до последней капли крови.
 
Девушка: Под Москвой и под Сталинградом, в осаждённом Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому, что она крепила армейскую сплочённость и фронтовую дружбу.

Инсценирование песни «Тёмная ночь» (муз. Н.Богословского, сл. В.Агатова) в исполнении мальчиков 10-11 класса. (Слайд №10)
 
1 страница «Вспоминая годы боевые» (Слайд №11)

Звучит в записи песня «Эх, дороги…». (Муз. А.Новикова, сл. Л.Ошанина). Слайд-шоу из фото военных лет (Слайды №12-16)
 
Юноша: Война оставила след почти в каждой семье. Тяжёлую войну вынес на плечах наш народ. В годы войны вместе со взрослыми сражались и дети. Среди них был и наш земляк Евгений Фёдорович Фёдоров, который много лет жил и трудился в нашем посёлке Линово. (Слайд №17)
 
Рассказ ученика «Солдатом стал в 15 лет»

Евгений Фёдорович Фёдоров, участник Великой Отечественной войны, бывший командир отделения разведки 973 артиллерийского полка, инвалид, имел награды: орден Славы 3 степени, орден Красной Звезды, орден Отечественной войны 1 степени, медали «За отвагу», «За победу над Германией». Родился в Туле. Отец, Фёдор Тихонович, кадровый военный. Заветная мечта была у Евгения — жить в Москве. И мечта исполнилась – отца перевели на службу в столицу.

Наступил 1941 год. Чёрный год для Родины. Началась война. Отец уходил на фронт и был удивлён, когда его 15-летний сын сказал: «Я тоже с тобой. Не возьмёшь – уйду один». Так отец и сын ушли воевать. Мама, Дина Ивановна, не дождавшись от них писем, ушла тоже на фронт – добровольцем. Воевала на втором Украинском фронте. Так вся семья Фёдоровых ушла защищать Родину. Евгений не стал сыном полка. Он был солдатом. Как все, нёс военную службу на общих основаниях.

Первый бой, первое боевое крещение получил под Вязьмой и сразу попал в окружение. Под Вязьмой погиб и отец. У Евгения не было мысли после гибели отца вернуться домой. Его домом стала армия. Он был разведчиком и старался выполнять задания согласно воинскому долгу. В 1944 году ему исполнилось 18 лет. В этот день, 2 августа, он принял присягу на верность Отечеству. Воевал в Польше, в Восточной Пруссии, имел несколько ранений. Был командиром отделения разведчиков.

Закончилась война. Евгений Фёдорович вернулся в Москву, но никто его не ждал – на их адрес пришло две похоронки. О матери он не знал ничего. Потом начался трудовой фронт. По воле судьбы в 1967 году Евгений Фёдорович оказался в наших краях. Здесь же он получил свою очередную награду «Ветеран труда». Но это уже другая страница из жизни ветерана.

С матерью он встретился лишь через 30 лет, а через 42 года его нашла награда – орден Отечественной войны 1 степени за подвиг, совершённый под Кенигсбергом.
К сожалению, Евгений Фёдорович не дожил до сегодняшнего дня, но память о нём останется в наших сердцах. (Слайд №18)

Рассказ ученика «Сибиряк из Линовской волости»

Девушка: За давностью лет кажется, что каждый не только воевавший, но и переживший войну — герой. Ветеранов Великой Отечественной войны становится всё меньше – лет-то сколько прошло. И когда-то настанет момент, что живых свидетелей истории просто не станет.
 
Юноша: Фёдор Петрович Бобиков – житель деревни Ерёминцы Линовской волости. Родом он из Сибири. Воевал с первого и, можно сказать, до последнего дня войны. В наши края забросили его годы лихолетья. Был он пехотинцем. Участвовал в боях за Новгород, освобождал Псков. От Пскова с боями шёл до Либавы – там и контузило, и так сильно, что пришлось возвращаться к жизни с помощью врачей в рижском госпитале.
А в деревню Ерёминцы вернулись с войны его друзья, те, с кем вместе в окопах сидел, кашу из одного котелка ел, цигарку по кругу курил. Наладилась переписка, так и приехал по зову друзей на постоянное место жительства в Псковскую область. Войну закончил Фёдор Петрович в звании старшего сержанта.
 
Девушка: Фёдору Петровичу 95 лет. И сегодня, в канун великого Дня Победы, мы рады видеть в нашей школе Фёдора Петровича.

Поздравление ветерана
 
2 страница «Мы особое поколение» (Слайд №19)

Звучит в записи 7-я симфония Шостаковича
 
Юноша: Нечеловеческие испытания выпали в грозовые годы на долю жителей Ленинграда. 900 дней гитлеровцы держали город на Неве в блокадном кольце. Но Ленинград жил и боролся. Его жители одновременно боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало сохранилось свидетельств об их стойкости и выдержке, немало слов сказано об их мужестве и героизме.

Девушка: Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой:
 
Голос за кулисами (Слайд №20)
«Женя умерла 28 декабря в 12 часов 30 минут утра 1941 года. Бабушка умерла 25 января в 3 часа дня 1942 года. Лена умерла 17 марта в 6 часов утра 1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года. Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года. Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня».

Иванов Фёдор Фёдорович (Слайд №21)
 
Юноша: 13 июня 1941года в городе Ленинграде родился мальчик Федя. Тогда он и представить себе не мог, что уже несколько дней в его огромной стране идёт одна из самых кровопролитнейших войн 20 века, что он, как и многие жители этого города, на многие дни и ночи станет заложником сложившейся ситуации. Последние годы жизни Фёдор Фёдорович живёт в нашем посёлке. (Слово гостю)

Звучит «Вечерняя песня» (сл. А.Чуркина, муз. В. Соловьёва-Седова) в исполнении учащихся 7 класса. Слайд №22
 
3 страница «И оживает в памяти…»


 
Узники фашистских концлагерей (Слайд №23)
 
Девушка: Самые обездоленные дети войны – малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. У них отняли не только дом, материнскую ласку, хлеб – у них отняли Родину и свободу.
 
Юноша: У всех малолетних узников концлагерей одинаковые трагические воспоминания: голод, холод, страх, боль, колючая проволока, люди в белых халатах со шприцами, расстрелы, кровь. (Слайд №24)
 
Ученик: В обители смерти молчат о смерти.
И только крик
Парит и кружит под крышею блока.
Бьётся о твёрдые кулаки стен:
Жить!
Тяга к жизни – сорняк живучий –
Даёт нам силу
Сломить бессилие. (Слайд №25)
 
Рассказ ученика о Балыш Н. А.

Балыш Надежда Алексеевна 25 лет проработала учителем в нашей школе. К сожалению, она совсем недавно ушла из жизни. Но не все, наверное, знают, что пришлось ей пережить в годы лихолетья.
Родилась она в 1927 году в деревне Приесжино Островского района. К 1941 году окончила 6 классов Пальцевской средней школы. Спустя две недели после начала Великой Отечественной войны немецко-фашистские захватчики оккупировали родную деревню Надежды Алексеевны. Захватчики стали вводить новый порядок. К концу лета 1941 года по приказу оккупантов всех юношей и девушек в возрасте от 14 до 25 лет пригнали на сборный пункт в деревню Федосино вместе с родителями. Здесь же всех временно поместили в барак, пока проходили так называемую «приёмную комиссию», которая, судя по всему, занималась «селекцией» — отбором трудоспособного «человеческого материала».

После окончания этого действия, немецкие автоматчики отделили детей от родителей. Раздавались крики и стоны. Матери пытались прорваться к детям. Все эти попытки прерывались прикладами автоматов. Всех юношей и девушек, признанных годными к физическому труду, посадили в грузовики. Сначала всех отвезли в город Остров. Там девушек отделили от юношей и повезли в разных направлениях. Таким образом Надежда Алексеевна вместе со своей сестрой через несколько дней оказалась на территории Эстонской республики в одном из трудовых лагерей. Местечко, где располагался этот лагерь, немцы называли Вебс.

Жили в небольшом помещении с трёхъярусными нарами. Работали каждый день с 6 часов утра до 18 часов вечера. В течение дня был только один перерыв на обед. Всё остальное время рыли противотанковые рвы. Кормили плохо. В основном это была похлёбка из воды и кусочков сушёной моркови. Лагерь был обнесён забором с колючей проволокой. У входа стояло два автоматчика с овчарками.

Но в лагере узников использовали не только как рабочую силу, на людях проводили медицинские эксперименты. Некоторых девушек уводили неизвестно куда и на долгое время. Когда их приводили назад, они выглядели очень плохо, у многих был жар, другие падали на пол от бессилия, бредили.

Однажды, после внезапно начавшейся бомбёжки, уцелевших узников лагеря вновь погрузили в машины и отвезли в одну из заброшенных школ. Спали на голом полу. Каждый день заставляли ручными пилами пилить деревья возле дороги. Позже, во время очередного переезда лагеря на другое место, четверым узникам удалось бежать. Среди них была и Надежда Алексеевна с сестрой.
После окончания войны Надежда Алексеевна вернулась в родные края и много лет поработала учителем начальных классов в нашей школе.

Звучит песня «Женька» в исполнении уч-ся 4 класса (сл. К.Ваншенкина, муз. Е.Жарковского) Слайд №26
 
4 страница «Дети войны»

Слайд №27. Звучит в записи 1-я часть второго фортепианного концерта С.Рахманинова.
 
Юноша: Дети встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохой, кто-то подростком.
 
Девушка: Кто-то был на пороге юности.
 
Юноша: Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках…
 
Девушка: Дома и в гостях у бабушки, в загородном лагере, на переднем крае и в глубоком тылу.
 
Учащиеся начальных классов читают стихи

Слайд №28
1. Его я узнал не из книжки —
Жестокое слово война.
Прожекторов яростной вспышкой
К нам в детство врывалась она.

Слайд №29
2. Смертельными тоннами стали
Сиреной тревоги ночной.
В те дни мы в войну не играли –
Мы просто дышали войной.

Слайд №30
3. В читальнях, притихших и тесных,
На отмелях книжных морей,
При свете коптилок железных
Шуршали листы букварей.
 
Юноша: Перед нами фрагменты дневниковых записей и воспоминаний очевидцев о военном детстве. (Слайд №31)
 
Голос за кулисами: И вдруг война, страшная война. А мне – 14 лет, жизнь только начиналась. Снаряды, бомбы, трупы, кровь, плен, тогда и смерти не раз в глаза смотрела. Я испытывала страх и ужас. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки. Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали. А весной и летом нас вывозили на сбор крапивы, из которой в госпиталях варили щи. Мы, дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
 
Девушка: Своими горькими воспоминаниями с нами поделилась ещё одна узница фашистского концлагеря Беляева Евдокия Петровна. (Слайд №32)
 
Рассказ ученика о Беляевой Е. П.

Когда началась война, ей было всего 8 лет. Она на отлично закончила 2 класс. Война застала Евдокию Петровну в Дедовическом районе Псковской области.
«Как известно, в годы Великой Отечественной войны это был партизанский край. Отца в первые дни войны забрали на фронт. Вскоре он был ранен и от полученных ранений скончался в госпитале. Мать, как могла, помогала партизанам. Она пекла хлеб. Немцы очень боялись партизан. Поэтому, если узнавали, что кто-то помогает им, жестоко убивали на глазах всей деревни. А иногда, страдала вся деревня. Так случилось и со мной.

Немцы узнали, что жители моей деревни помогают партизанам. К счастью, нас кто-то предупредил, что будет облава. Толком-то и собраться не успели. Бегом всей деревней побежали. Но не успели скрыться. Налетели самолёты и жгли всех людей с самолётов. Стон, крики людей, рёв скота. Тех, кто остался, собрали вместе и гнали до станции Чихачёво пешком 30км. У меня в руках был кот, я его очень любила. Немец увидел моего кота, вырвал из рук и пристрелил. Я очень плакала. Вскоре нас всех погрузили в вагоны поезда и куда везли, не знаю. Затем нас с мамой разлучили.

На маме проводили опыты. Она приходила с увеличенными чертами лица, психически нездоровой. С 1943 по 1945гг. я была в Германии. Работала на заводе или на фабрике, точно сказать не могу. Из еды получали в день 100г. хлеба и мороженую брюкву. Меня выбрали разносчиком каких-то бумажек, возможно документов, по цехам. Я очень часто слышала в свой адрес: «Быстрей, маленькая свинья!» А однажды надзирательница меня очень сильно избила. Кто-то украл 100 г хлеба, а сказали на меня. Она не стала разбираться. Не знаю, чем закончилось бы это побоище, но за меня заступился другой надзиратель — мужчина. Он кричал ей: «Безумная женщина, что ты делаешь? Её не было весь день. Она не могла украсть!»

Затем он отнёс меня в госпиталь. Лежать на спине я не могла, только на животе. Освободили нас американцы. Вывозили на танках, не знали, чем нас угостить, так доброжелательно к нам они отнеслись.

Война закончилась. Папы нет, мама психически нездорова, инвалид. Приехали домой. Жилья нет, документов нет, есть нечего. Собирали мороженую картошку и ели. Однажды встретила свою подружку. Она помогла мне устроиться на работу. Пасла скот у хозяина в д. Жердино Пыталовского района. Я была рада этой работе, т.к. документов у меня не было. Затем помогли добрые люди получить документы. Я устроилась на работу в Дом инвалидов д. Умерниши. Так я попала в Пыталовский район. Жизнь стала налаживаться».

Поздравление
 
Ученики читают стихи

1. Давно умолк войны набат,
Цветут цветы в родном краю.
Но будет вечно спать солдат,
Что смертью храбрых пал в бою.

2. Он сохранил тебе и мне,
И человечеству всему
Покой и счастье мирных дней.

3. Весна опять над родиной моей,
И шум берёз, и крики журавлей.
А значит, скоро новый День Победы.
Спасибо вам, мои деды, за это!

Слайд №33
 
Девушка: Идут годы, сменяются десятилетия. Но этому подвигу, подвигу народа в Великой Отечественной войне, суждено остаться в истории.
 
Юноша: Сколько могил неизвестного солдата в нашей стране? Много. Солдаты погибли за нашу мирную жизнь, за мирную жизнь будущих поколений. И наш долг – помнить об этом, не допустить войны и принесённого ею горя.
 
Девушка: Как много их погибло на войне? Как много мы им должны? Хотя бы своей памятью. Если бы мы посвятили каждой жертве по одной минуте молчания, то нам пришлось бы молчать больше 20 миллионов минут, это почти сорок лет поминальных мгновений.
 
Юноша: Неугасима память поколений
И память тех, кого мы свято чтим.
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим.
 
Минута молчания (Звук метронома в записи. (Слайд №34)
 
5 страница «Никто не забыт, ничто не забыто»

Звучит в записи песня «Журавли» (стихи Р. Гамзатова, комп. Я. Френкель). Дети выходят с зажжёнными в руках свечами. Слайд №35
Слайд-шоу из списков, не вернувшихся с войны односельчан. Слайды №36-46
 
Девушка: Наша победа не померкнет никогда. Всё меньше ветеранов остаётся среди нас. Многие ушли, не ощутив заботы о себе.
 
Юноша: Давайте помнить всегда о тех, кто дал нам великий праздник – День Победы, но не дожил до сегодняшнего дня.

Звучит в записи песня из к/ф «Офицеры» «Нет в России семьи такой…» (сл. Е.Агроновича, муз. Р.Хозака). Слайд-шоу из фото ветеранов войны Линовской волости (Слайды №47-58)

Слово для приветствия предоставляется гостям:
*Председателю районного Совета ветеранов.
*Главе сельского поселения «Линовская волость».
*Зам. начальнику пограничной Заставы д. Линово
*Директору школы.
 
6 страница «День Победы»

Слайд №59. Звучит в записи песня «День Победы» (муз. Д.Тухманова, сл. В.Харитонова)
 
Ученики читают стихи:

1. Победой кончилась война,
Те годы позади.
Горят медали, ордена
У многих на груди.

2. Кто носит орден боевой
За подвиги в бою,
А кто – за подвиг трудовой
В своём родном краю.

3. Народ победу одержал,
Страну фашистам не отдал,
Отстроил заново державу,
Привёл её к великой славе.

4. Ещё тогда нас не было на свете,
Когда с Победой вы домой пришли,
Солдаты мая, слава вам навеки
От всей Земли, от всей Земли!

Слайд № 60
 
Ведущие (по очереди): Благодарим, солдаты, вас.
За жизнь!
За детство!
За весну!
За тишину!
За мирный дом!
За мир, в котором мы живём!
 
Все: Благодарим, благодарим, благодарим!

Слайд №61. Звучит песня «Солнечный круг» (муз. А.Островского, сл. Л.Ошанина) в исполнении школьного хора. (Слайд №62)

 
Список использованных источников:

  1. Дик Н., Боброва Л.- Классные идеи для классного руководителя: методические разработки для классных руководителей и организаторов внеклассной работы: Феникс, 2009
  2. «Песни, опаленные войной»/Авторы-составители В.В. Ишин, Ю.И. Кочетков, А.А. Бочкарев, — Астрахань, 2005.
  3. Интернет-ресурс http://bibnout.ru/
  4. Интернет-ресурс http://www.rupoem.ru/
  5. Великая Отечественная война 1941-1945: энциклопедия. / Гл. ред. М. М. Козлов. Редколлегия: Ю. Я. Барабаш, П. А. Жилин (зам. гл. ред.), В. И. Канатов (отв. секретарь) и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1985.
  6. scenaristika.ru/shkolnie_scenarii/s
  7. proshkolu.ru/club/classru/file2/253
  8. uchportal.ru/load/90-1-0-8445