«Дорогами войны к родному дому»

Патриотическая игра — квест


Венгерская Валентина Александровна, педагог-организатор филиала МАОУ «Нижнеаремзянская СОШ» — «Малозоркальцевская СОШ», с. Малая Зоркальцева, Тобольский район, Тюменская область


 

Цель: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны.

Задачи:
— воспитание патриотических чувств на примерах героизма воинов Красной (Советской) Армии, храбрости и мужества народа;
— закрепление и углубление исторических знаний обучающихся;
— развитие навыков творческой работы индивидуально и в команде;
— сообщение детям сведений о великих наградах Родины;
— развитие эрудиции, активизация мыслительной деятельности обучающихся.

Возраст участников: от 10 до 14 лет. Количество участников в команде 5 человек, включая капитана. Участвуют 3 и более команд (на усмотрение организаторов) по 5 человек в каждой.
 
Условия проведения игры
Квест проводится на свежем воздухе. Задания подбираются организаторами самостоятельно в зависимости от местного ландшафта, традиций, погодных условий и т.д. Условия озвучиваются организаторами перед началом игры.
Время на решение каждой из 5 загадок ограничено 10 минутами. Команды отправляются по маршруту с интервалом в 10 минут. На маршруте находится 5 пунктов, каждый из которых подразумевает решение исторической головоломки, связанной с событиями и людьми периода Великой Отечественной войны.
На каждом пункте находится актер (боец, радист, медсестра, мать, дед) и помощник. Помощники заполняют маршрутные листы.
В роли актеров выступают педагоги, помощниками могут быть учащиеся старших классов. Актеры в соответствующих одеждах времен Великой Отечественной войны. Именно актеры дают игрокам различные задания.
Каждая команда имеет право на получение одной подсказки. Команды играют на скорость. Но также ценится большее количество набранных ответов на вопросы и качество выполнения заданий. Итоги подводятся по результатам заполнения маршрутного листа. Систему оценивания определяют организаторы (например, от 1 до 5 баллов за каждое задание).
Во время мероприятия постоянно звучат звуки перестрелок, взрывов, падающих самолетов.
 
Ход мероприятия:
 
Организатор игры на общей линейке озвучивает легенду, которая легла в основу проведения квеста.

Легенда для игроков
События разворачиваются в период 1941 — 1945 годов, где школьники (команда) — гости из будущего. В годы войны они помогают взрослым в госпиталях, читают письма, выступают с концертами, общаются с ранеными. Их заинтересовала судьба одного из раненых бойцов, у которого потерялась семья. Они решили помочь конкретному человеку. Их задача — собрать вместе семью, потерявшуюся на дорогах войны.

Затем организатор знакомит команды с условиями игры, проводит жеребьёвку очередности выхода на маршрут, выдаёт маршрутные листы (приложение 1) и карту местности (приложение 2). Сообщает, что на всем маршруте можно заработать дополнительные бонусы. Но как именно, участникам не сообщается. Заранее следует объяснить, что зарабатывая бонусы, они будут терять время.

«Хранитель времени» записывает время старта каждой команды, выходящей на маршрут с интервалом в 10 минут. Он же отмечает время финиша.

Этапы маршрута

1. Минное поле

Приложение 3

Команда добегает до «заминированного» поля (приложение 3), пытается за 5 минут найти мины и осторожно их разминировать.

Условия задания. Каждому участнику команды — «сапёру»- за отведённое время необходимо найти как можно больше мин.
Сложность задания заключается в том, что, передвигаясь по полю, нельзя задевать растяжки и наступать на мины. В этом случая произойдет самоподрыв, и участник досрочно выбывает из игры. Все растяжки при помощи тонкой нити соединены с электронной сигнализацией. В случае касания срабатывает звуковой сигнал и загорается лампочка.
Время на выполнения задания: 1 минута для каждого «сапёра». Общее количество мин: 16 шт.
Требования к площадке. Поверхность «минного поля» должна быть мягкой и сыпучей, для этого лучше всего подходит песок. Толщина песчаного слоя не менее 15 сантиметров.
Материал и оборудование: мины 16 шт. (пластиковые бутылки ёмкостью 0,5л. заполнены песком), капроновая нить 80 метров, стойки для растяжек – 25 шт. (рейка 10*10*400), электронный сигнал (электронный сигнализатор поклёвки).
По окончании выполнения задания боец выдаёт команде свою фотографию с просьбой передать её своим родным.

2. Радист

Приложение 4

Команде предлагается разгадать шифровку (приложение 4). Работает вся команда. Чем меньше времени затрачивают на расшифровку, тем больше баллов получают. Радист просит передать в госпиталь носилки для раненых.

3. Полевой госпиталь

Оказывают медицинскую помощь раненым (делают перевязку на ноге, руке и голове). Роль раненых играют учащиеся. Во время практической части санитарки ведут непринужденный опрос участников:
— Когда началась война?
— Когда закончится?
— Назовите известных маршалов?
— Кто является нашими союзниками?
— Назовите значимые события ВОВ, и др.
За каждый правильный ответ помощники проставляют дополнительные баллы.
В конце испытания одна из санитарок просит передать привет и фотографию своей матери, что проживает в соседней деревне.

4. Мать солдатская

Продвигаясь по территории, участники квеста добираются до развалившейся хижины, где сидит старушка –мать. Ребята показывают ей фотографии бойца и санитарки. Мать узнаёт на них своих детей. Она с радостью встречает гостей, обнимает их и сквозь слезы рассказывает о том, что сын её сейчас находится на фронте, что совсем недавно прислал письмо, в котором рассказывал про своего выдающегося командира. Мать хотела бы посмотреть на человека, которым так восхищается её сын, она нашла портреты всех маршалов ВОВ, но кто из них кто -она не знает. А еще она гордится тем, что дочь её работает в госпитале и уже награждена орденом. Как выглядят ордена, старенькая мать тоже не представляет. Большая просьба к ребятам соотнести ФИО маршалов с их портретами и названия орденов с их изображением. После выполнения задания мать отправляет ребят в соседнее село, где проживает её совсем уже старый отец, добавляя к имеющимся фотографиям сына и дочери свою.

5. Старый семейный альбом

Этот этап творческий. Когда участники добираются до старика, они передают ему фотографии. Он раскрывает старенький семейный альбом, добавляет в него фотографии своих родных и довольный тем, что все живы, просит ребят порадовать его: спеть песню, станцевать, рассказать стихотворение о ВОВ. Помощник фиксирует время окончания маршрута. Старик вручает команде Георгиевскую свечу как символ памяти, символ воспоминаний о страшной войне и погибших защитниках родины.
 
Бонусы

Передвигаясь от бойца к радисту нужно перейти через ручей по узкому бревну всей командой, держась за руки. Если хоть один участник оступается, бонусы не начисляются. Если успешно переходят — 3 балла.
На пути к госпиталю лежит раненый боец, который сам не может передвигаться. Если команда поднимает раненого и доносит на носилках до госпиталя — зарабатывает дополнительно 3 балла.
На участке «Мать солдатская» — «Старый семейный альбом» командам встречаются «партизаны», которые просят перенести снаряды (бутылки 1,5 л, набитые песком) в укромное место. Каждому участнику можно нести только один снаряд на вытянутых вперёд руках, идти только пешком. Но можно сходить за снарядами несколько раз.
 
Подведение итогов

От времени прохождения маршрута вычитаются баллы (1 балл=1 минуте), проставленные в маршрутном листе, а также бонусные баллы. Места соответственно присуждаются от меньшего времени к большему. Заполняется протокол соревнований (Приложение 5)

Приложение 5

Пока жюри подводит итоги, с участниками квеста проводится мастер-класс по изготовлению георгиевской свечи. Материалы мастер-класса хорошо представлены в методической разработке Волковой З.Ф. «Георгиевская свеча — ордена Победы», Москва, 2016г.

Церемония награждения

Мероприятие лучше закончить небольшим митингом у памятника павшим в ВОВ (если таковой имеется на территории школы) или торжественной линейкой с минутой молчания, зажжением георгиевских свеч. И как итог — награждение участников квеста.

Литература, использованная в разработке:

  1. Волкова З.Ф. «Георгиевская свеча — ордена Победы», Москва, 2016г.