Нина Данилина: «Чем цифровые технологии полезны инклюзивному образованию»
Школа – это место, где социальная интеграция является неотъемлемым элементом, где каждый выстраивает личные контакты и взаимосвязи, многие из которых сохранятся на всю жизнь; место, которое является одним из важных агентов социализации индивида. Но даже в школе есть лица, которые, по тем или иным причинам, лишены этой самой социальной интеграции, которые не могут полноценно выстроить личные взаимосвязи, они ограничены в процессе социализации, которая так важна. Это дети с особыми образовательными потребностями.
Инклюзия и инклюзивное образование предполагают такую форму обучения, при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностей, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях.
Инклюзия – центральная идея развития современного образования, в ее основе лежит идея включающего общества: любой человек (другой расы, вероисповедания, культуры, человек с ограниченными возможностями здоровья) может быть включен в общественные отношения, в общую систему образования, где создаются необходимые условия для получения – без дискриминации – качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Развитие технологий меняет наш мир и меняет систему образования. Очевидно, что цифровизация проникает во все сферы нашей жизни. Инклюзия тоже не осталась в стороне.
Совсем недавно появился термин э-инклюзия (e-inclusion), он обозначает применение цифровых технологий (устройств, программ, приложений) для развития инклюзивного образования. Это может быть, например, использование гибридного формата обучения для детей с особыми образовательными потребностями, то есть подключение таких детей онлайн к уроку в режиме реального времени.
Также «цифра» дает практически каждому ребенку, даже не посещающему школу, возможность социализации. Ученые уже давно доказали, что социальный контакт высвобождает целый каскад нейротрансмиттеров. Приветствия достаточно, чтобы выделить окситоцин, который повышает уровень доверия и снижает уровень кортизола, то есть понижает уровень стресса. Также вырабатывается дофамин, который дает эффект эйфории и устраняет боль. Это как произведенный естественным путем морфин. Личная дружба создает биологически активное поле, которое защищает от болезней и упадка сил.
То есть дети, которые, по тем или иным причинам, лишены этой самой социальной интеграции офлайн, которые не могут полноценно выстроить личные взаимосвязи, которые ограничены в процессе социализации, благодаря цифровым инструментам получают, по сути, дополнительные возможности для получения качественного доступного образования и общение со сверстниками и педагогами. К примеру, у детей со статусом ОВЗ есть ряд ограничений и им требуются специальные условия для получения образования. Для таких детей разрабатываются индивидуальные учебные планы, адаптированные рабочие программы, выстраиваются индивидуальные образовательные маршруты. Но эти дети лишаются той самой полноценной социальной интеграции, имеют менее развитые коммуникативные навыки и активное поведение, сложности с социализацией. И как бы парадоксально это не звучало, помочь детям, которые нуждаются в инклюзивном образовании, решить эти сложности, могут именно цифровые технологии.
В настоящее время существуют платформы, которые позволяют это делать в удобном формате, без ограничения по времени и, при этом, являются абсолютно бесплатными. Например, такая платформа, как «Сферум». Она является частью цифровой образовательной среды, которая создается Минпросвещения и Минцифры в соответствии с постановлением Правительства РФ в целях реализации нацпроекта «Образование». Платформу разработало и запустило совместное предприятие Mail.ru Group и ПАО «Ростелеком» «Цифровое образование».
Помочь с самостоятельной работой обучающихся в такой форме помогут различные интерактивные рабочие тетради и приложения, такие как интерактивная рабочая тетрадь SkySmart, банк интерактивных приложений LearningApps, сервисы для опросов и викторин – Kahoot, Quizizz, Castle Quiz.
Таким образом, именно развитие и использование э-инклюзии в образовательном пространстве, на мой взгляд, способно помочь социализации детей с особыми образовательными потребностями.
Автор: Нина Данилина, заместитель директора по УВР
МБОУ СОШ № 27 г.о. Мытищи Московской области