Нестандартные способы успокоить шумный класс
Приводим несколько действенных приемов из опыта школьных учителей, которые помогут в управлении классом.
У всех учителей рано или поздно появляются собственные приемы установления тишины в шумном классе. Речь идет не о рабочем шуме, который более эффективен, чем мертвая тишина, а о шуме, затрудняющем проведение урока, нерабочей обстановке, когда педагога не слушают. Приводим несколько действенных приемов из опыта школьных учителей, которые помогут в управлении классом.
Экстравагантный жест
Тодд Финли, в прошлом преподаватель английского, а ныне популярный блогер образовательного портала Edutopia, вспоминает, как однажды прижал руки к груди и упал на колени перед 36 взбунтовавшимися учениками. В классе мгновенно наступила тишина, ученики оцепенели. Встав с колен, педагог поблагодарил ребят за внимание и продолжил вести урок, словно ничего не произошло. Больше Тодд никогда не прибегал к этому трюку − ведь сработал эффект неожиданности, а добиться его можно только один раз.
Резкий звук
«Кто меня слышит, хлопни раз!» — не меняя тона, произносит Екатерина Анатольевна Прошкина, учитель московской школы. Среди шума внезапно раздаются хлопки, и ученики затихают.
Срабатывает безусловный ориентировочный рефлекс, − объясняет Екатерина Анатольевна, − внимание переключается на объект – источник резкого звука. Но часто этот прием использовать нельзя – пропадает эффект неожиданности, и реакции от учеников добиться уже сложнее.
Шепот
Одну из своих самых запоминающихся партий (опера «Дон Карлос») Федор Шаляпин прошептал. В абсолютной тишине полного зала тихие слова Шаляпина в ответ на могучее, раскатистое пение Василия Петрова тронули зрителей до глубины души. Овации продолжались несколько минут.
Многие педагоги используют похожий прием в школе: не пытаясь перекричать шумный класс, понижают голос до шепота. Вскоре ученики замолкают, чтобы расслышать, о чем говорит учитель.
Интрига
В основе трех следующих приемов − возбуждение любопытства у детей.
Первый: когда успокоить класс не получается, начните тихо, заговорщически общаться с небольшой группой детей. Остальным захочется услышать, о чем вы говорите, и они притихнут.
Второй: начните урок словами: «Пожалуйста, держите в секрете то, что я собираюсь вам рассказать. Возможно, меня уволят, если узнают, что я это сделала». И совсем не важно, что речь будет идти всего лишь о «е» и «и» в приставках или правилах вычитания дробей, – тишина и внимание учеников во время объяснения новой темы будут обеспечены.
Третий прием: когда класс расшумелся, сыграйте удивление и начните демонстративно разглядывать «что-то» за окном. На вопрос учеников, что там происходит, сделайте жест рукой: «подождите». Не пройдет и минуты, как все внимание детей будет принадлежать вам. Ведь только вы знаете, что «произошло» за окном. Выдержите паузу, произнесите: «ничего интересного, мне показалось» и продолжайте вести урок.
Коллективная игра с бонусами
В работе с учениками старших классов одной из московских школ хорошо показал себя метод коллективной игры с бонусами. В начале учебного года школьникам было представлено большое игровое поле с задачами, которые предстояло выполнять коллективно. Сделать шаг по игровому полю и переставить фишку ближе к финишу можно было, если класс выполнял задания и не получал в течение недели замечаний от учителей по поводу дисциплины на уроках. Призы в игре (в финале и на промежуточных этапах) − коллективные походы в кино, в боулинг, выезд на пикник.
Задание на доске
Самый распространенный прием мотивировать учеников начать работу, как только они входят в класс, − разместить на доске задание, которое нужно будет сдать в конце урока. Лучше, если новые задания будут появляться на одном и том же месте доски перед каждым уроком.
Общение на перемене
Другой эффективный прием, о котором часто несправедливо забывают: общение учителя и учеников на перемене, до урока. «Спасибо, что пришел вовремя!», «Рада, что ты уже достал учебник, похоже, мы готовы начинать!» — эти фразы учителя не только настраивают детей на работу, но и помогают укреплению эмоциональных связей между педагогом и учениками.
Классом необходимо управлять
Молодые учителя, которые только начинают работать в школе, часто используют одну из двух одинаково неэффективных стратегий управления классом: повышают голос на учеников, делающих что-то не так, или выгоняют их из класса, когда не могут с ними справиться. При таких подходах ученики чаще всего продолжают игнорировать учителя, и это означает, что ситуацию он не контролирует.
Профессор педагогики Гарри К. Вонг, автор книги «Первые дни в школе: как быть эффективным учителем», считает самой распространенной ошибкой то, что учителя не уделяют достаточного внимания управлению классом.
Они ведут уроки, а если что-то идет не так, прибегают к дисциплине. Но управление — это не дисциплина. Вы управляете магазином, а не дисциплинируете магазин. Вы управляете командой, а не дисциплинируете команду, − отмечает Гарри К. Вонг в своей книге. − Управление классом − это методы, которые позволяют учителям учить, а ученикам учиться.