Не сотвори себе кумира

Что делать, если ваш сын или дочь влюбились в звезду?

В Толковом словаре Ожегова «кумир» — это «предмет восхищения и преклонения», а заповедь «не сотвори себе кумира» трактуется как «призыв иметь свободную совесть, самостоятельный и смелый ум». Кумирами обычно становятся люди, наделённые особыми талантами, значимыми результатами в какой-либо сфере. Так что же делать, если ваш сын или дочь влюбились в звезду? Ведь его можно сделать «инструментом воспитания».

История из моей жизни. Мне было лет 15, когда я наблюдала за тем, как моя подруга была в невероятном восторге от внешности, музыки и стиля одного известного рок-певца. На стене её комнаты висело несколько плакатов с изображением кумира, глядя на которого она говорила: «какой же он красивый», «он идеальный», «я слушаю в основном только его музыку», «у него такой интересный стиль».

Моя подруга внимательно следила за новостями, связанными с её кумиром, мечтала попасть на его концерт, а в повседневной жизни тщательно продумывала свой образ, отдавая предпочтение одежде исключительно тёмных тонов и густо покрывала лицо белой пудрой. А всё для него, и потому что тот самый кумир вдохновлял мою подругу…

Конечно, сейчас она вспоминает этот период с улыбкой: после подросткового периода некогда обожаемый кумир потерял свою невероятную значимость.

 

Как это работает?

В подростковом возрасте, как правило, у ребёнка интенсивно формируется самооценка, происходит социальное, нравственное и профессиональное самоопределение, иными словами, идёт «поиск себя». Подростки сравнивают себя с другими, оценивают сходства и различия в мировоззрении, эстетических предпочтениях. В этом возрасте они особо уязвимы для критики, остро относятся к тому, как их воспринимает общество. У школьников 12-13 лет появляется самостоятельность, расширяется круг общения, а отношения со сверстниками претерпевают качественные изменения. В это время формируются группы по интересам, дети становятся сторонниками субкультур, влюбляются. Вспомните, ведь Джульетте тоже было всего 13. Это как раз возраст, когда идёт половое созревание, меняется строение тела, происходит много физиологических и психологических изменений.

Подросток начинает иначе общаться. Он сталкивается со своей непохожестью на других, с непониманием, отчего может возникать чувство одиночества, спутанности. На помощь в такой ситуации и может прийти принадлежность к определённой группе, ориентация на кумира. Подросток выбирает значимую фигуру, которой он будет подражать, на которую будет ориентироваться. Идеализировать «звёзд» — обычное дело для подростков, ведь в период, когда хочется отделиться от родителей, а иногда даже войти в конфронтацию, нужен кто-то, чьему мнению и вкусу можно доверять. Исследователи отмечают, что люди биологически предрасположены к тому, чтобы тянуться к авторитетным личностям и выстраивать своё поведение так, чтобы им нравится.

 

Почему подросток влюбляется в кумира?

Как вообще можно влюбиться в того, кого ты совершенно не знаешь? Обратимся к науке. Учёные утверждают, что разницы, с точки зрения химических процессов, при увлечении кумиром или соседом по парте нет никаких. В организме происходят одинаковые гормональные изменения. Но медийные люди не дёрнут за косичку, не скажут обидных слов, не поступят так, как не хочется. Зато делятся своей жизнью в соцсетях и телешоу, дают интервью, в которых рассказывают о своих взглядах и предпочтениях, поэтому есть возможность составить достаточно детализированный образ кумира, изрядно дополнив его собственными фантазиями. В итоге получается образ идеального человека, лишённого недостатков, которые можно наблюдать у сверстников, и возможность проживать эти возвышенные чувства безопасным способом.

Влюблённость в звезду объединяет подростков в тематические группы, где они обсуждают предмет своего обожания, делятся сокровенным, дружат. Это помогает им справиться с чувством одиночества, отключиться от повседневных задач, проблем и конфликтов со старшими. Согласитесь, приятно знать, что где-то есть люди, живущие интересами и переживаниями, схожими с вашими.

 

Что делать, если кумир демонстрирует деструктивное поведение?

Конечно, первое, что испытывают родители, глядя на альтернативного кумира своего ребёнка — это тревога. Оно и понятно, но вспомните, как на ваших кумиров реагировали ваши родители. Улыбнитесь и не пугайтесь.

Ребенок не обязательно будет следовать негативным привычкам известной личности. А вот позитивные черты — а они есть у каждого человека — можно и нужно найти. Обсудите с подростком, что именно нравится ему в кумире. Подчеркните положительные качества предмета обожания, обратите на них внимание своего ребёнка. Допустим, он помогает благотворительному фонду или как-то раз спас собаку или кота. Наверняка что-то найдётся.

И, конечно, между делом, тактично обсудите некоторые звёздные привычки, которые могут навредить самому кумиру. И честно признайтесь своему ребёнку, что боитесь за такое будущее. Важно, чтобы разговор велся на равных и не в назидательной манере. Помните, что говорите с подростком, который уже чувствует себя полноценным взрослым и особо нуждается в уважении к своим интересам и своему выбору.

Попробуйте искренне заинтересоваться объектом любви вашего ребёнка. Задавайте вопросы, связанные с кумиром. Не исключено, что вам понравится его творчество и образ, а вы узнаете много нового и интересного. Постарайтесь поддержать сына или дочь, поделитесь с ними историями из своей молодости, связанными с вашими подростковыми увлечениями.

Знакомьте ребёнка с людьми, которые делают что-то полезное, красивое и качественное. Это расширит его картину мира и поможет найти новые идеалы. В ваших руках возможность создать ребёнку тех героев, которые достойны уважения и подражания, героев, которые помогут ребёнку развить чувство гордости за свою страну, за своё дело, помогут стать более ответственными, уверенными в себе и гармонично развитыми личностями.

 

Кумир как помощник в воспитании

Исследования подтверждают, что наличие кумира в определённом возрасте является благом для школьника. Вопрос заключается в том, а кто является «образцом для подражания»? В наших силах, родителей и учителей, создать вокруг подростка окружение, достойное подражания. Когда ребёнок маленький, то все просто — он хочет быть похожим на родителей, потом воспитателя и любимого учителя.

 

А что делать дальше?

Вы можете рассказывать о реальных героях, которые вдохновляли вас. Почему именно этот человек повлиял на вас? Возможно, он стал для вас примером в профессии или дал мудрый совет в жизни.

Каждую неделю на занятии «Разговор о важном» школьникам рассказывают о выдающихся людях нашей страны. Можно сделать хорошей традицией — вечером в понедельник просить ребенка рассказать, о герое.

Литературные герои на протяжении веков являются кумирами в хорошем смысле этого слова для многих поколений. Возможно, порой слишком романтизировано, но их образы являются тем эталоном, к которому каждый может стремиться. Сочинение на тему образа героя произведения и по сей день остаются не только образовательным, но и воспитательным инструментом.

Образец для подражания «в пределах разумного» помогает подростку развивать в себе качества, которые вдохновляют его в кумире.

Авторитет кумира-спортсмена, к примеру, поможет мотивировать ребёнка к занятиям. Героизм поступков — сделать правильный ценностный выбор. Вырастая, мы можем с улыбкой вспоминать наших кумиров детства, или следовать их примеру на протяжении всей жизни. И от нас — взрослых — зависит, кто может стать достойным образцом для подражания наших детей.

Источник