Не дали медали

Нужно ли поощрять конкуренцию среди детей?

Близится к концу учебный год. Многие родители ждут летних каникул едва ли не больше, чем дети, – хочется наконец вздохнуть свободно. Не будет гонки за рейтингами в классе, местами на соревнованиях, не будет разочарований от проигрышей или оценок ниже, чем у одноклассников. А нужно ли вообще из-за этого переживать?

 

К чему истерика

Современная школа крайне конкурентна. Начиная с первых классов детей приучают к соревнованиям друг с другом во всех сферах. Нужно хорошо учиться, чтобы иметь высокий рейтинг в классе. Нужно сдавать ГТО, участвовать в олимпиадах и конкурсах. Родители при этом соревнуются вместе с детьми и друг с другом – у кого дети умнее, талантливее, активнее. А неудачи ребёнка зачастую переживают тяжелее, чем он сам.

«Сын учится в первом классе, дети сдавали ГТО. Когда начали подводить итоги, один ребёнок расплакался, и всех не допустили до финала. У родителей случилась истерика, ведь на предыдущих этапах было золото. Зачем уже в первом классе относиться к этому так, будто в случае неудачи мир рухнет? Разве это повлияет на дальнейший успех или неуспех ребёнка?» – недоумевает мама школьника София.

И подобных примеров множество. Те, кто бывал на соревнованиях с участием маленьких детей, наверняка наблюдали такую картину. Счастливая победительница (или победитель), которую все поздравляют, а рядом её незадачливая соперница (соперник), которой не удалось выиграть медаль и которую в сердцах отчитывает расстроенная мама.

 

Соревноваться, но не в начальной школе

«Конкуренцию диктуют школы, которые борются за рейтинги. От них часто зависит бюджет образовательной организации, в том числе премии учителям, – говорит руководитель секции полевой геологии при Российской академии наук, создатель школы наставников Вячеслав Хотченков. – Борются за рейтинги и родители, которые очень любят реализовываться за счёт ребёнка. Одни жертвуют любимой работой, другие, наоборот, вкалывают от зари до зари, чтобы у ребёнка было хорошее образование, лучшие секции и тренеры. Взамен мама с папой хотят что-то получать, будь то пятёрки в дневнике или первые места на соревнованиях. Тогда им кажется, что они не зря вкладываются в своё чадо».

По словам эксперта, конкурентная среда может быть полезна, но не в начальной школе. «Детям становится более или менее комфортно соревноваться начиная со средней школы, – считает Хотченков. – В 5–6-м классе происходит осознание «я могу больше и лучше, я сильнее, чем Коленька»… По этой причине я против выставления оценок в начальной школе. Даже четвёрки зачастую воспринимаются ребёнком как признание того, что он недостаточно хорош по сравнению с другими. А такая оценка, пусть даже не высказанная прямо, разрушает отношения. Иногда родители выговаривают ребёнку за 2-е место: «Очень жаль, что ты не первый». Это же перечёркивает все его усилия! А самое главное – не даёт возможности замечать, какой прорыв он совершил, как превзошёл свой прежний уровень, чтобы добиться даже такого результата».

 

Важен опыт неудач

Переживать неудачу своего ребёнка тяжело, поэтому родители стараются защитить его (а часто и себя) от связанного с этим дискомфорта. В ход идут выяснения отношений с учителями, тренерами, другими родителями.

Игорь Заика, психолог, председатель Союза отцов Вологодчины считает, «Такое стремление вполне естественно, но с точки зрения воспитания неправильно. Опыт поражений любому человеку необходим. Благодаря им он получает навыки преодоления трудностей, развивает самообладание, способность справляться с разочарованием и болью от неудачи. Это жизненный урок, который заключается в том, что для получения желаемого результата нужно прикладывать большие усилия. Умение признавать ошибки и исправлять их – всё это тоже отчасти заслуга наших провальных моментов. Неумение родителей принимать поражение, правильно реагировать на неудачу будет перениматься и повторяться ребёнком. Поэтому посоветую родителям работать прежде всего над своим собственным поведением в случае какой-то постигшей ребёнка неудачи. И не лишать его бесценного опыта, формирующего важные качества человека. Ведь жизнь состоит не только из побед, больших и маленьких, но и из проигрышей».

Владислав Гриб, профессор и завкафедрой МГИМО, академик Российской академии образования уверен, что детей надо больше хвалить и поддерживать, а не убиваться из-за того, что те потерпели фиаско. «Когда команда сына (а он у меня вратарь) занимает десятое место, я не называю это место позорным, а говорю: значит, вы вошли в десятку сильнейших. Да хоть даже в сотню. Тут ведь важнее то, что сегодня результаты выше, чем год назад, – рассказывает Гриб. – По большому счёту, мы все только с собой и соревнуемся. Поэтому участвовать в олимпиадах, конкурсах надо, чтобы чувствовать дух конкуренции, знать, что есть вызовы. Но иметь золотую медаль, первое место – не самоцель. Это ведь зависит ещё и от везения, а не только от таланта. Поэтому надо уметь и выигрывать, и проигрывать. И проигрыш иногда важнее, чем выигрыш».

 

— Как родителям справиться со своими амбициями, перестать эмоционально давить на ребёнка, ведь ему это только мешает?

«Самое лучшее, что можно сделать, – начать реализовываться самостоятельно, – считает Хотченков. – Идите в секцию плавания, кружок по вышиванию, хор – куда угодно! Там у вас как у взрослого будет адекватное отношение к конкуренции. А в отношениях с детьми конкуренции и обидных сравнений быть не должно. Любите ребёнка просто за то, что он есть. За то, что у него что-то получается, и за то, что не получается, – тоже. Признавайте за ним право на личные особенности и принимайте их безусловно».

Источник