Названы плюсы и минусы использования ChatGPT в обучении студентов

Эксперты Президентской академии оценили роль ИИ в образовательном процессе

Искусственный интеллект стремительно распространяется на все сферы деятельности человека. Созданная на базе мощных компьютеров нейросеть ChatGPT блестяще справляется с написанием текстов, упорядочиванием данных, а также генерацией фотографий и видеороликов.

Возможности ИИ моментально подхватили миллионы пользователей по всему миру, из-за чего чат-бот стал вызывать опасения у научного сообщества. Не навредит ли нейросеть образовательному процессу? Не приведет ли повсеместное её использование к деградации учеников во время обучения? Сможет ли искусственный разум помочь студентам получить качественное образование? Ответы на эти вопросы нашли в своем исследовании эксперты Президентской академии директор Федерального института развития образования Наталья Гаркуша и старший преподаватель кафедры иностранных языков факультета экономических и социальных наук Юлия Городова.

 

Сила искусственного интеллекта

Чтобы оценить масштаб постоянно развивающегося ChatGPT, нужно осознать, что в 2023 году нейросеть успешно сдала экзамен на магистра делового администрирования MBA. ИИ без проблем решил многие сложные задачи и получил оценку хорошо. В том же 2023 году с помощью ИИ меньше чем за сутки была написана и успешно защищена дипломная работа в крупнейшем российском вузе.

Одним из первых оценил использование ChatGPT в образовательных целях профессор Пенсильванского университета Кристиан Тервиш. По мнению ученого, чат-бот справляется с базовыми вопросами, давая логичные объяснения. При этом нейросеть иногда допускает неожиданные ошибки в простых математических вычислениях. Однако она исправляется после получения подсказки от человека. За два месяца после запуска число активных пользователей нейросети перевалило за 100 млн человек.

Неудивительно, что возможности нейросети и ее широкий доступ для обучающихся вызвали обеспокоенность в академическом сообществе. Авторы статьи отмечают, что массовое использование ИИ может привести к вероятности появления феномена академической GPT-непорядочности – виду обмана, когда студенты выполняют работу с помощью чат-бота, а представляют ее как выполненную самостоятельно.

 

Педагогические возможности нейросети

Подробно изучив возможности и функции чат-бота, эксперты Президентской академии пришли к выводу, что нейросеть может влиять на образовательный процесс как отрицательно, так и позитивно.

Использование искусственного интеллекта может стать эффективным помощником как для студентов, так и для преподавателей. С помощью правильно использованного в ходе образовательного процесса ИИ студенты могут развивать критичность, креативность, познавательный интерес, мотивацию к обучению, рефлексивность и отработку навыков.

В частности, чат-бот генерирует информацию из множества источников и помогает студентам анализировать ее. Нейросеть может оценивать и проверять достоверность данных, обучать студентов делать собственные выводы, а также инициировать обсуждения точек зрения.

Правильно использованный инструмент позволяет преподавателям найти инновационные решения на основе существующих данных. Студентам ИИ может послужить помощником в углублении знаний по конкретному предмету или области. Верно построенный запрос приведет к лучшему усвоению информации, а также мотивирует студентов к достижению поставленных целей.

 

Будущее мирового образования

«Задача преподавателей — обучить студентов использовать все возможности ИИ продуктивно и честно. Признание возможностей и ограничений ChatGPT, перечисленных в данном исследовании, позволит использовать ИИ эффективно для всех участников образовательного процесса», – отмечают эксперты.

По мнению ученых, последующая реструктуризация образовательного процесса с использованием ИИ – это важнейший фактор развития современного образования.

Источник