На что влияет голос учителя и что влияет на него
Как сохранить здоровым «орудие труда» педагога
Каждый учащийся боится услышать строгий голос преподавателя и фразу: «Садись, два!». Точно так же, как абсолютно всем ласкают слух нотки удовлетворения в голосе наставника, когда задание выполнено на «отлично». Голос – «орудие труда» для педагогических работников. Какие секреты он хранит? О чем важно помнить людям этой профессии?
Голос как зеркало
Есть такое расхожее мнение, что глаза – это зеркало души. У представителей голосо-речевых специальностей миссию зеркала выполняет голос. В нем отражаются чувства и эмоции, вкладываемые в каждое слово. Одобрение, восхищение, удовольствие от своей работы, уверенность в себе. Точно так же, как порицание, раздражение, расстройство, негодование, сомнения. Все это доносится преподавателем посредством голоса. В школе многие играли в игру – угадай, как пройдет урок по интонации, с которой учитель вошел в класс. Даже по тому, как педагог сказал «Здравствуйте!», можно многое понять.
Голос педагога – его мощный инструмент. Им они воздействуют не только на умы, но и на души подопечных. Ровный голос преподавателя внушает аудитории покой и уверенность – все стабильно. Высокая тональность речи педагога заставляет учащихся нервно сжиматься и морщиться. Одобрение в голосе говорит само за себя – меня понимают, мои успехи поддерживают.
Голосом преподаватель говорит, и голос говорит о преподавателе. Какой у него характер? Как он относится к своему делу? Что он думает о том или ином человеке или факте? Голос рассказывает порой намного точнее слов. Обо всем этом очень важно помнить.
Хрупкий инструмент
Голос – не только важный психолого-педагогический инструмент преподавателя. Это, кроме того, изрядно нагруженное рабочее орудие. Систематические перегрузки не самым лучшим образом влияют на голосовой аппарат. Часто к концу дня педагог совсем теряет голос или же шепчет надтреснутым, переутомленным голосом еле понятные слова. А шепот между тем влияет на связки не менее губительно, чем крик. Но иногда у педагога просто нет другого выхода.
Главная сложность заключается в том, что уменьшить нагрузку на голосовой аппарат преподаватель не может – ведь это обязательная часть его профессии. Осиплость или охриплость голоса, покашливание, першение или чувство инородного тела в горле – обычные спутники педагогов.
Проблемы с голосом часто сопровождают острые респираторные заболевания, ларингит, ангину. Изжога также может стать причиной изменения голоса: желудочный сок попадает в пищевод и оттуда проникает в гортань, вызывая ее раздражение. Но не только заболевания могут пагубно влиять на голосовой аппарат. Сухой воздух из-за отопления зимой и кондиционеров летом, курение, злоупотребление кофе, изжога могут привести к изменению качества голоса.
В любом случае, независимо от причин возникновения охриплости, ее необходимо лечить, чтобы не допустить развития других осложнений. Игнорирование проблемы охриплости может привести к хроническому ларингиту, образованию узелков на голосовых складках, хирургическому лечению и необратимым изменениям голоса. Поэтому голосовой аппарат педагога нуждается в постоянном внимании и заботе.
Как помочь голосу?
Голосу можно и нужно помогать. Причем делать это следует регулярно, ведь нагрузка на голос – постоянная. Существует свод незыблемых правил работников голоса, которые помогут сохранить голос здоровым.
Своевременно и до конца лечите все простуды. Следите за увлажнением воздуха в помещениях, где вам приходится проводить занятия. Минимизируйте разговоры в холодных, пыльных и шумных помещениях. Уделяйте время такому эффективному средству, как дыхательная гимнастика. Пойте любимые песни – можно в душе, главное от души. Уставший голос любит молчание – как только вам предоставляется такая возможность, балуйте свой голосовой аппарат воздержанием.
Источник: ya-uchitel.ru