Маленькие гении: опыт Великобритании

Категории: Статьи

Тэги: ,

Мы продолжаем серию статей о работе с одаренными детьми в разных странах, и на очереди у нас Великобритания.
Начало от 8 и 9 ноября 2018

В Великобритании категория детей-гениев никак не выделена с точки зрения законодательства об образовании, однако интенсивно развивается поддержка талантов в рамках обычных общеобразовательных школ. В свое время англичане испытывали серьезные трудности с организацией образовательного процесса для одаренных детей, и опыт выхода из такой ситуации может оказаться полезным и для России.

Тяжелое наследие традиций

На развитие британской системы образования большое (и не особенно положительное) влияние оказали труды английского антрополога и психолога Френсиса Гальтона. Он выдвинул тезис о наследуемости таланта. Из-за этого, а также по причине жесткой традиционности британского общества, в английской системе образования утвердилась своего рода сегрегация. Учащийся, не имеющий в роду важных персон или известных личностей, в 11 лет проходил экзамен. Если в результате испытания не проявлялись выдающиеся способности, ученик отправлялся в школу, окончание которой не давало права на поступление в вуз. В таких учебных заведениях в начале-середине XX века обучались до 80% английских детей. Затем последовал обратный процесс: демократизация образования привела к его полной унификации, когда потребности одаренных детей растворились в стремлении к повышению среднего уровня школьника.

Серьезное изучение детей с различными талантами началось в конце 1960-х годов, тогда же стали появляться первые специальные программы для их развития. Две наиболее крупные — Ливерпульский проект (1966) и Рентвудский эксперимент (1969) — заметно изменили общественное мнение в сторону одобрения повышенного внимания к одаренным детям. Однако до начала 90-х годов системной работы с талантами в Великобритании всё же не проводилось.

Впервые государственная политика по обучению одаренных детей была сформулирована в 1991 году. В последующее десятилетие в Англии внедрили целый набор государственных образовательных инициатив, предназначенных для работы с юными гениями. Большинство этих инициатив продолжают использоваться и сейчас. В частности, речь идет о специальных образовательных программах (например, Excellence in Schools), исследовательских программах (отслеживание эффективности международных и национальных программ работы с одаренными), а также о контроле над обучением талантливых школьников.

Таланты в рамках средней школы

Если говорить об общеобразовательной школе, то главным в Великобритании, как и в современной России, является принцип инклюзивности (включения): уровень образования в обычных учебных заведениях должен расти, чтобы одаренные могли успешно развиваться в их рамках. Школьные программы для талантливых детей разрабатываются на национальном уровне, а на региональном или муниципальном вносятся коррективы.

В британском государственном образовании нет специализированных школ или классов для одаренных детей. Другое дело — частные школы и образовательные центры. Здесь присутствует достаточно широкий набор программ развития талантов, однако стоимость обучения в таких учреждениях достаточно высока. Каждая государственная школа, в свою очередь, получает определенную сумму для развития программ обучения одаренных детей.

Интересно, что в британских учебных заведениях не работают психологи. Их роль — проконсультировать преподавателей об особенностях взаимодействия с одаренными детьми, описать поведенческие проявления и выделить критерии для определения талантливых детей в коллективе. Дальше — дело учителя. В рамках национальной программы каждое учебное заведение должно ежегодно выявлять 5% одаренных учеников в возрасте 11–19 лет. Для начального школьного возраста (в Англии это дети от 2 до 11 лет) таких «заданий» не устанавливается, поиск в этой возрастной группе ведут с ориентацией на тех, кто явно выше по уровню развития, чем одноклассники.

Спорт для особо одаренных

Выявление одаренных детей производится на основе подхода, схожего со спортивным. Детям дают постепенно усложняющиеся задания по разным предметам таким образом, чтобы выявить максимум способностей, тот «потолок», который имеется у ребенка на данный момент. Этот принцип распространяется как на школьное обучение, так и на внешкольные и самостоятельные занятия.

В начальной школе процесс выявления талантов отличается большей гибкостью: здесь значительная часть детей может входить в категорию одаренных (получая всё более сложные задания) и покидать ее. Таким образом создаются удобные возможности для развития детей с разной степенью одаренности и различной динамикой ее углубления. Программа оказывается лояльной и для вундеркиндов, и для тех, у кого способности проявились относительно поздно.

Группировка по способностям

Тестирование и другие формализованные методы выявления одаренности в Великобритании чаще всего начинают применяться только в средней школе. Там же ученики распределяются на группы в зависимости от уровня интеллекта. Есть несколько вариантов такого группирования:

— «Бендинг» (banding). После окончания начальной школы примерно четверть учеников переводится в так называемую «верхнюю полосу» (top band), половина — в среднюю полосу (middle band), а оставшиеся 25% — в нижнюю полосу (bottom band). В самой Великобритании такой подход часто подвергается критике, поскольку потребности высокоодаренных детей остаются, как правило, за рамками внимания в столь больших группах. Усредненный уровень образования практически не позволяет ученикам перейти из нижних групп выше.

— «Стриминг» — разделение учащихся на большое количество потоков по способностям. Используется со второго-третьего года обучения в средней школе. Здесь нет жесткого деления, возможен переход вверх-вниз в зависимости от успехов в учебе. Для одаренных ребят созданы специальные express stream, в которых вводятся дополнительные предметы и обеспечивается более высокий темп обучения.

— «Сеттинг» — группировка по отдельным предметам на основе успеваемости. Один и тот же ребенок может быть в первом сете по естествознанию и в последнем — по математике. Разделение позволяет ему найти свой ритм обучения по каждому предмету. Такой метод считается наиболее эффективным, поскольку чаще всего способности у одаренных детей проявляются далеко не ко всем предметам школьной программы.

Бесклассовый подход

Интересным явлением в британской системе развития одаренных детей стала так называемая неградуированная (не разделяемая на годичные классы) школа. В ней используется индивидуализированное обучение в первые три года пребывания ребенка в учебном заведении. Программа разделена на 8 — 12 уровней. Ученики занимаются самостоятельно в небольших группах, составленных из мальчиков и девочек с примерно одинаковыми способностями. К следующему уровню школьники переходят, как только закончат программу предыдущего, не дожидаясь других учеников. В результате часть детей может закончить трехлетнюю программу за 2 года, а школьники с задержкой в развитии потратят на этот же объем знаний 4 и более лет.

Активно используется также план индивидуализированного обучения по математике «SMILE» (Secondary Mathematics Individualised Learning Experiment). Каждый школьник в рамках этой программы прорабатывает около 1300 индивидуальных карт, содержащих материал, доступный для его уровня восприятия. На экзамене до 50% оценок исходит из уровня успеваемости ученика во время прохождения курса.

Еще одно любопытное и непривычное для России нововведение — обучение бригадами учителей. Двое-трое или более преподавателей, работающих с одной возрастной группой, координируют свою деятельность и учебную программу таким образом, что часть занятий проходит в больших группах, часть — в небольших, сгруппированных по способностям детей.

В некоторых школах используется «двойной план»: после третьего класса ученики в первой половине дня изучают с одним преподавателем «предметы первой необходимости» — язык, обществоведение, физкультуру. Вторая половина дня посвящена так называемым элективным предметам (математика, естествознание, иностранный язык, искусство, музыка), причем каждый ученик работает по индивидуальной программе.

Кембридж — в каждый дом

Кроме того, в Англии существует множество внешкольных образовательных программ. Например, математический интернет-клуб для одаренных учащихся, организованный в свое время в Кембридже. В нем состоит свыше 50000 человек. Тематика заданий в клубе не связана со школьной программой и предназначена для тех, кто по-настоящему увлечен математикой и стремится к решению сложных задач. Ведущие преподаватели Кембриджа регулярно «вживую» читают лекции с включением в обсуждение слушателей.

Британская система образования, несмотря на отдельные эксклюзивные нюансы, всё-таки ближе к российской, чем, например, американская. Поэтому большую часть используемых в ней методик работы с одаренными детьми при желании можно адаптировать и к нашей действительности.

Источник: pifagorka.com