Кому должна школа?
Наболело!
На днях мне довелось быть участницей одной передачи на местном ТВ. Тема очень актуальная и тяжелая, касающаяся полового воспитания подрастающего поколения. Один из вопросов — аборты. Много было высказано мнений. От разных людей: многодетных и молодых мам, священника, представителя РПЦ, врача… Все они, так или иначе, касались этой жуткой темы. По сути, убийства. Естественно, все говорили о вреде абортов и спорили, что делать, чтобы помочь молодежи избежать этой страшной ошибки, которая порой ломает всю жизнь. Одна из мам предложила развивать «институт контрацепции», вторая — почаще напоминать о наказании, в том числе и уголовном, священник — формировать в детях с младенчества осознание материнства и отцовства. Ну да ладно, у каждого свое мнение. Вопрос, который меня как педагога очень задел, звучал так: «Должна ли школа говорить о половом просвещении и заниматься профилактикой в данной сфере?»
Должна?.. А почему, собственно, должна?
Мы живем в правовом государстве. Институт образования на сегодняшний день один из самых стабильных и четко регулируемых в правовом отношении. Есть ряд законодательных актов, которыми руководствуется школа при составлении планов работы. Естественно, в первую очередь — это «Закон об образовании в Российской Федерации», масса документов федерального, регионального, муниципального и институционального масштабов. Я предлагаю внимательно прочитать один из недавних: «Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
«Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины». Я уверена, что никто не станет спорить, что с этой задачей школа отлично справляется: в школе ребенок не только учится, но и воспитывается. Все многочисленные мероприятия, проводимые в школе, так или иначе, направлены на первичную профилактику всего ненужного и формирование всего самого лучшего, что может быть в человеке.
Мы проводим различные концерты, игровые программы, спортландии… и еще много чего полезного. Все без исключения дела имеют глубокий смысл: учат быть патриотом, любить свою семью, уважать старших, беречь природу. На сегодняшний день самая важная задача школы — учить прекрасному, развивать внутренний мир и потребность обогащать свой духовно-нравственный «багаж».
«Развитие высоконравственной личности» — приоритетная задача в сфере воспитания. Развивать высоконравственную личность нужно, используя соответствующие материалы. Говоря о прекрасном, мы обращаем внимание слушателя на прекрасное. И, соответственно, если рассказываем о каких-то негативных явлениях — навязываем негатив. Даже если ребенок раньше не задумывался о возможности появления в его жизни таких моментов, сейчас, возможно, у него появится интерес к информации, который перерастет в «практическую отработку навыков». Таким образом, если мы в школе начнем активную профилактическую работу по вопросам полового воспитания, а такого рода вопросы могут освещать только специалисты, то мы дадим скрытую рекламу половой жизни, причем ранней. Ведь «знающие» родители говорят о том, что начинать вводить подобную информацию в школы нужно с 6-го класса. Следовательно, наша «взрослая жизнь помолодеет».
«Поддержка семейного воспитания включает содействие укреплению семьи и защиту приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами» — это один из постулатов документа, принятого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. Значит, родители должны заниматься воспитанием детей, а никак не школа и какой-то другой специализированный институт.
Я сейчас не говорю о том, что школа должна превратиться в место, где только дают знания и ничего больше. Речь идет о том, что ряд тем, которые сегодня благополучно сбросили или пытаются сбросить на школу, нужно «оставить на совести» родителей.
Согласитесь, прививать уважительное отношение к старшим, учить рационально пользоваться денежными ресурсами, формировать понимание того, что «всему свое время», т.е. не надо спешить становиться взрослым и стремиться попробовать все прелести взрослой жизни — это самое элементарное, о чем должна говорить семья. Если обратиться к этической стороне вопроса, то, вообще, давайте себе признаемся, что педагогу рассказывать об особенностях отношений девочек и мальчиков… не совсем правильно. Это очень интимная тема, тема, все разговоры на которую должны коснуться самой глубины души.
Школа замечательно справится с первичной профилактикой: будет проводить «День Семьи», спортивные состязания «Папа, мама, я — очень дружная семья» и т.д. Кроме того, такой важный вопрос, как формирование личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, на сегодняшний день практически полностью на школе. Хорошо, если есть одна семья из ста, где родители рассказывают детям об истории и культуре России, об ученых и полководцах, музыкантах и изобретателях…
К сожалению, на сегодняшний день стало модным все сбрасывать на школу: «Я тебя одеваю-кормлю, а учителя пусть зарплату отрабатывают! Пусть учат! Пусть воспитывают!» Очень часто такая постановка вопроса играет против родителей. Как вы думаете, уважаемые родители, будет ваш ребенок ответственным и обязательным по отношению к вам, если от вас он такого примера не видит. Обеспечивать ребенка всем необходимым — это обязанность родителей. И поверьте, это совсем не героизм. Это жизненная необходимость. Точно такая же необходимость воспитание детей. Ведь воспитание сегодня — это наша жизнь завтра.
У каждого из нас своя профессиональная ниша в жизни: бухгалтер, искусствовед, доктор, священник, педагог… Только давайте не будем забывать о самой главной, желанной нише — МАМА и ПАПА. И если за нарушение должностных обязанностей нас наказывают предупреждением, штрафом и т.д., то за упущения в воспитании детей нас накажет жизнь. Поэтому давайте постараемся не искать тех, кто нам, по нашему мнению, должен, а сами будем выполнять свою работу ответственно!
Шупилова Людмила Анатольевна, заместитель директора по УВР МБОУ ДО «ЦДТ» ЯНАО, г. Ноябрьск