КОГДА УРОКИ ТОЖЕ ЛЕЧАТ. УЧИТЕЛЯ И ВРАЧИ ОБЪЕДИНИЛИ УСИЛИЯ
Если ребенок-школьник попадает в больницу, то родителей меньше всего волнует, что он будет пропускать уроки. Но, к сожалению, некоторых детей диагноз задерживает в стационаре на месяцы, и вопрос о возвращении к занятиям становится актуальным.
А до учебы ли им — проходящим серьезное, порой изматывающее лечение? Как организовать урок в больничной палате, где собрались дети разного возраста, разных национальностей, с нестабильным на фоне болезни физическим состоянием в течение дня? В Москве учителя и врачи успешно объединили усилия.
ЕГЭ в радость
В стационарах нескольких десятков медицинских организаций открыты специализированные структурные подразделения школ со штатом учителей.
Например, школа № 109 ежегодно дает возможность получать образование 3000 пациентов ННПЦ детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы. В волнительную пору экзаменов выпускники 9-х и 11-х классов так же, как их сверстники по всей стране, в пункте проведения итоговой аттестации ломают голову над заданиями ГИА и ЕГЭ.
Учителям, прежде преподававшим в обычном классе, очевидна та разница, с какой воспринимает экзамен больной ребенок. Подготовка к ЕГЭ для него — вызов, брошенный болезни, это взгляд в свое будущее, который так трудно фокусировать на завтрашнем дне при пониженном эмоциональном фоне.
Воссоздать в стационаре полноценную образовательную среду — значит вернуть ребятам ощущение повседневной жизни школьника. Согласно результатам исследований, при положительном настрое медицинские препараты воздействуют лучше: достигается тот результат, на который они рассчитаны. Не менее значимым открытием в области работы нейронных связей, которым поделились врачи с педагогами, является то, что ребенок, систематически проходящий через сложнейшие процедуры, в том числе химиотерапию, видит картинку в учебнике и воспринимает информацию иначе, нежели здоровый человек. Поэтому учителю важно учитывать, с какими педагогическими инструментами он придет на урок.
Интернет педагога не заменит Почему в больничном обучении не остановились на дистанционных технологиях? Во-первых, учиться дистанционно длительное время очень трудно, требуются серьезные навыки самодисциплины. Больного ребенка сориентировать и мотивировать невозможно без педагогического сопровождения. Нередко именно педагогу удается найти аргументированный ответ на мучительные вопросы: «Зачем мне учиться, если я тяжело болею? Может, вы оставите меня в покое?..» И, во-вторых, только лично зная маленького пациента, можно подобрать индивидуальную учебную программу.
Как не принять во внимание, что из-за болей ученик проводит бессонные ночи, днем клюет носом, и, скорее всего, как раз в ночные часы, чтобы отвлечься от нездоровья, он поработает самостоятельно.
Особое отношение к ученикам пациентам проявляется даже в выборе учителем одежды, в которой он проводит занятия. Нормы предписывают взрослым соблюдать санитарно-гигиенический режим и надевать чистейший белый халат. Тем не менее учителя не хотят лишний раз вызывать у детей ассоциации с медицинским персоналом и часто выбирают другую форменную одежду врача — она цветная и состоит из куртки и брюк.
Одноклассники приходят и уходят
Больницы, где детей одновременно лечат и учат, делятся в Москве на две категории. Первая — городские стационары для маленьких москвичей. Со школьниками там занимаются педагоги государственного центра образования «Технологии обучения » (список почти из трех десятков больниц размещен на сайте школы http://cotg.mskobr.ru/).
Вторая категория — ряд стационаров федерального подчинения, куда привозят пациентов из регионов России. Здесь размещены учебные площадки проекта «УчимЗнаем», совместившего усилия Департамента образования Москвы, школы № 109, Центра детской гематологии, онкологии и иммунологии им. Дмитрия Рогачева и Российской детской клинической больницы.