Кастовость в школе
Взгляд снизу
Когда наступает пора выбирать школы, многие родители стремятся дать ребенку то, чего он однозначно достоин — не какую-то захудалую школу через дорогу, а именитый лицей или гимназию с лучшими учителями и безупречным оборудованием. И первоклассник-семилетка, сам того не понимая, становится частью условной «высшей касты». Какой ценой — вопрос уже для его родителей. У каких-то семей же, наоборот, немного возможностей для выбора, и приходится «брать, что дают».
Получается, школьники с самого начала как бы сортируются: умные и не очень, везучие и невезучие, из особенных семей и из обычных. О том, кому на самом деле проще получить путевку в жизнь и как живётся по обе стороны баррикад, мы спросили самих подростков.
«В лицее всем наплевать на твои проблемы»
Саша, 16 лет:
Первые пять лет я проучилась в физико-математическом лицее. Сказать, что это было ужасно, значит не сказать ничего — меня гнобили настолько сильно, что я приходила домой и плакала. До сих пор не могу понять, за что именно. Может быть, вела себя не так, как все. Может быть, из-за высокого роста.
В лицее учились обычно либо дети богатых и властных людей, либо с какими-то вообще сверхъестественными математическими способностями. У меня не было ни состоятельных родителей, ни больших перспектив в точных науках, и я чувствовала себя каким-то отщепенцем.
Одноклассники спрашивали напрямую: «А ты сегодня ела суши? Я вот ел, мои родители могут себе это позволить». Приходилось врать, что я тоже каждый день хожу с родителями по кино и ресторанам, тоже играю с дорогими гаджетами и тоже ем суши по вечерам. С учительницей легко можно было «договориться». Ей дарили подарки, всё такое… Ну, как это обычно бывает. Поэтому одноклассники у меня только и умели, что хвастаться родительским достатком.
Я старалась решать все конфликты мирным путем, никак своего характера не показывала, во всём слушалась учителей… Дошло даже до того, что когда в пятом классе нам всем в добровольно-принудительном порядке предложили ходить на углубленную математику в центр для одаренных школьников, я согласилась. При том, что это отнимало много времени, сил и совершенно мне не нравилось. Ну правда, математика – это совсем не моё. Но кто бы меня там об этом спросил? Занимаешься чем-то не по профилю? Значит, не «наша». Всем педагогам просто было на меня наплевать, на мои проблемы. Мол, разбирайся сама, взрослая уже девочка.
Но в четвертом-пятом классе я была слишком затюкана, чтобы самостоятельно что-то изменить. Мы с мамой приняли решение перейти в обычную школу. И меня приняли сразу. Никто не стал тыкать в меня пальцем из-за роста, никто не стыдил за мои увлечения, никто не интересовался доходом моих родителей. Учителя оказались чуткими и внимательными, отношения со многими сложились даже дружеские. Моя мама тоже работает в этой школе, и я знаю, сколько они получают… В общем, ещё меньше, чем в лицеях и гимназиях. Работают за идею.
Коллектив здесь построен иначе. Косо смотрят не на тех, у кого родители меньше зарабатывают, а на тех, кто пьет, курит и в принципе себя запускает. Мне кажется, это правильнее.
Я знаю, что сейчас происходит с моими бывшими одноклассниками. Ходят по кальянным, напиваются — разве это называется «лицеисты»? И все с амбициями, все хотят красивой жизни. А если таких, как они, отдать в обычную школу, то их приструнят там живо и легко научат вести себя по-хорошему. Папины деньги не очень интересуют обычных детей.
Конечно, хорошие и плохие люди есть везде. Учителя тоже бывают разные. Но в целом обстановка в обычной школе кажется мне гораздо более здоровой и правильной.
«Этакий отбор вроде естественного…»
Катя Киналь, 17 лет
Я из небольшого города с населением около 60 тысяч человек. Стоит начать с того, что мой интернат не государственный, а состоит под опекой РЖД и рассчитан на детей железнодорожников: есть возможность ночёвки (машинисты, проводницы и многие другие могут подолгу исчезать из дома), система питания по расписанию, полный день обучения, выдача школьной формы и прочих бытовых мелочей. Для детей родителей нежелезнодорожников оплата очень высокая. Классы маленькие и, соответственно, больше внимания каждому отдельному ученику. Если учитель свободен и имеет желание, занимайся хоть сутки напролёт. Если не филонить, то именно в нашей школе можно получить прекрасное образование.
Конкуренция хоть и высокая (престиж нужно поддерживать) но какой-то грызни между школами всё равно нет, как и откровенно плохих школ, город в принципе отличился в этом плане. Иногда ругаются, если прогуливать дополнительные занятия после уроков: в городских школах за подобное приходится отдавать неплохие суммы или вовсе нанимать частных репетиторов.
Но разделение школ в городе всё же существует. Есть одна, где основной контингент, эм… высокопросвещённые личности, рядом с которыми и ходить страшно.
Приходили мы туда на какую-то игру года три назад — встретили нас матом, провожали шапками и окурками в спину. Странно, конечно, что именно в этой школе учатся все самые неприятные люди, но наверняка там есть и нормальные ребята. Или такие, которые поддались влиянию места. Или просто притворяются. По большей части там ребята, которых выперли из других школ, из тяжёлых семей.
Не знаю, правильно ли это, что одни сразу попадают в хорошие условия, а другие – в плохие. С прагматической точки зрения — да, это хорошо. Этакий отбор вроде естественного. С моральной — не совсем, все ведь заслуживают шанса, надежды. Хотя, я думаю, скорее пусть так и будет. Толковые ребята смогут перевестись или найти свой путь даже в таких условиях.
«Многие, как и я, ищут пути отступления»
Макс, 15 лет
Я из небольшого поселка в Белгородской области. У нас всего четыре школы, обыкновенные, без специализаций. Первая школа считается самой престижной, она лучше всех оборудована. Дальше идут вторая, школа имени Кирова и четвёртая. Я учусь во второй, но на самом деле у нас качество образования даже лучше, чем в первой. Многие ученики даже переходят оттуда к нам.
Проблема кастовости у нас есть, но она не такая серьёзная. Между школами есть конкуренция, но серьезного расслоения нет. Скорее есть кастовость классов — например, в одном классе учатся дети важных людей, и учителя относятся к ним снисходительнее. Но до абсурда это не доходит.
Есть ещё классы, в которых учатся всякие не очень приятные, «хулиганистые» люди, но так получилось случайно – администрация не «фильтровала» классы по принципу «плохой-хороший», просто так сложилось.
В нашей местности ситуация с образованием, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Проблема наших школ в медленном темпе развития, если так можно выразиться. Появляются телефоны, интернет, гаджеты, а мы до сих пор учимся по книжкам из нулевых. Один и тот же потёртый глобус стоит все одиннадцать лет, что мы учимся, а приборы из кабинета физики уже явно нажили себе хороший стаж. Поэтому многим ученикам становится просто неинтересно на это смотреть, отпадает желание учиться.
Но я не считаю, что с этим ничего нельзя сделать. Наоборот, нужно заинтересовывать, нужно пытаться. Я хотел этим заниматься, и на школьных выборах выдвинул свою кандидатуру. Но потом, как раз во время агитации, я уехал в «Сириус» (образовательный центр для одаренных школьников — прим. автора). И администрация отрыто просила учеников голосовать против меня… Я не знаю, зачем. Но если честно, желание что-то менять у меня пропало.
Поэтому многие, как и я, ищут пути отступления. Подают заявления в разные интернаты в других городах. Вот, например, у нас в прошлом году двое учеников из нашей школы поступили в интернат в Белгороде. Учились они нормально, не сказать, что отличники… Я бы тоже попробовал туда поступить, но у них инженерный профиль, а это не совсем моё. Поэтому думаю над другими интернатами, в других городах. Надеюсь, у меня все получится!
«Мы превращаемся в обычную элитную школу»
Вова, 19 лет
Об этом сложно говорить. Я очень люблю свою гимназию, но то, что с ней происходит — это ненормально. Раньше, ещё десять-двенадцать лет назад, здесь давали потрясающее гуманитарное образование. Преподавали латынь, древнегреческий язык, английский, немецкий и французский на очень высоком уровне. Сюда стремились все. Но потом старый директор ушел в отставку, и на это место пришла его ученица.
И как-то так всё начало меняться… Начали уходить учителя — кто-то просто состарился, кто-то нашёл другое место. Перестали преподавать древние языки. Почти все учителя-«старожилы» ушли, а на их место набрали совсем неопытных и далеко не самых выдающихся педагогов. В классах теперь зачастую бывает недобор по 7-8 человек, хотя желающих поступить все равно много.
Я выпустился два года назад, но, судя по рассказам, за это время ничего не изменилось. В лучшую сторону – точно. Конечно, тяжело смотреть, как гимназия с многолетними традициями буквально рушится, как из неё уходит то, за что её ценили. Мы-то, выпускники, и так её любим, но поступать сюда… Лучше школьникам подыскать что-нибудь другое.
Говорят, во время приема в начальную школу там теперь смотрят не на самих детей, а на их одежду — достаточно ли дорогая, какие бренды. Это все, конечно, слухи, но не удивлюсь, если так и есть.
С каждым годом всё ниже показатели, падают рейтинги, и мы превращаемся в обычную «элитную» школу с довольно средним качеством образования. Пока, конечно, потеряно не всё, но динамика пугает. Как бы я ни любил нашу гимназию, она уже совсем не та, какой задумывалась. А ведь была очень сильной!
«Никто никого даже по имени не знает»
Леся, 15 лет
Я из небольшого города, недалеко от областного центра. У нас всего пять школ; первые девять классов я отучилась в одной, а потом перешла в другую. Честно, уже не помню, каково мне было в первой. Помню только, что школа была маленькая, и мы все были на виду – классная знала всё обо всех. Не дай бог прогулять и никому не сказаться! Сразу скандал.
Во второй школе всё не так. Здесь относительно много людей, у меня в параллели четыре класса — три с «уклоном», один простой. Я учусь в простом.
Не сказать, что у нас в городе вообще есть какое-то «школьное» расслоение. Вот одну школу переделали в лицей, но по факту ни программа, ни коллектив не поменялись. Это все понимают. Насчет кастовости классов…
Это специфика нашего города, но у нас просто нет очень богатых людей. Есть очень бедные, но, например, одеваются все условно одинаково. Тем более, во всех школах своя форма или хотя бы её подобие.
Это по поводу социального расслоения, а так, конечно, качество образования в школах разнится. Скажем, своей «новой» школой я очень недовольна. Здесь слишком много учеников, чтобы учителя успевали за каждым следить, никто никого даже по имени не знает. Поэтому посещаемость у нас обыкновенно низкая.
В классе по 18-20 человек — из них приходят 12-13. На первый и последний уроки зачастую вообще никто не приходит, и за это никто не говорит ни слова. Не вызывают родителей, не заставляют оправдываться. У меня даже так было: я пришла в школу к первому уроку в юбке, которую мне дала поносить сестра. И на первой же перемене в столовой я опрокинула на себя тарелку супа! Было обидно. И ходить так некрасиво, и пятно могло остаться. В общем, я решила уйти домой, и мои три подруги ушли тоже. На следующий день нам никто ничего не сказал, будто и не заметили. Кстати, вполне возможно, что так и было.
Если всё-таки и спрашивают, почему мы прогуливаем, отвечаем просто – мерзнем. Школу то отапливают, то не отапливают. Или отапливают, но слабо. Тоже так себе.
Учителя разные. Очень повезло с историчкой и физиком, но зато математичка попалась та ещё. Все профильные классы ведёт хороший, опытный педагог, а наша даже не может усадить нас. Все просто ходят по кабинету свободно, списывают, разговаривают во весь голос — она не обращает внимания. Поэтому с математикой у нас в классе так себе. Мне это интересно, так что я специально сама занимаюсь по учебнику. На репетитора у семьи денег нет. Да и в таком маленьком городе тяжело найти хорошего.
Или вот русичка. Дело в том, что она беременна, и ведёт себя прямо в соответствии со своим статусом. Откройте окна, ей душно! Нет, закройте, ей холодно! И она постоянно заставляет меня читать правила, потому что знает по фамилии только меня — живёт со мной в одном доме. Правда, русский у нас хоть немного, но получше математики.
Вот так и получается, что новая школа не дает практически никаких знаний — это очевидно даже нам, подросткам. Конечно, было бы здорово снова сменить школу… Но сейчас уже слишком поздно. Не знаю, как сдам экзамены, но готовиться к ним буду однозначно самостоятельно.