Карта интересов

Как правильно разговаривать и понимать будущих взрослых

Сейчас, когда Россия живет под санкциями, особую актуальность приобретает кадровый вопрос. Стремительное импортозамещение привело к спросу на представителей именно рабочих специальностей, потому в школы вернулась профориентация.

 

Чего хотят подростки?

Несколько лет назад в российские школы вернулся, казалось, забытый предмет — профориентация. Чтобы помочь подросткам в выборе профессии, необходимо четкое представление о том, чего они хотят от жизни. А для этого нужны непредвзятые социологические опросы. Однако проведение подобных исследований в нашей стране, равно как и во всем мире, связано с рядом трудностей и ограничений на разных уровнях. Разбором подобной проблематики занялись сотрудницы Президентской академии Анна Ипатова и Ольга Солодовникова. Результатом стала научная работа «Опрос подростков: этические вопросы и правовое регулирование».

 

О детях по-взрослому

Детство оставалось за пределами внимания социальных наук вплоть до ХХ в. Но еще в середине 1900-х среди социологов бытовало мнение, что ребенок до достижения зрелости подобен накопительному счету в банке: полноценно функционировать он может только по завершении процессов социализации.

В 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, определившую базовые и универсальные права, которые должны сохраняться за каждым несовершеннолетним гражданином. Согласно этому документу, государства-участники должны обеспечить детям, способным сформулировать свои собственные взгляды, право «свободно выражать эти взгляды по всем вопросам, затрагивающим ребенка».

 

Детское — советское

А что у нас? В СССР уже в 1960 −1970-х годах в школах активно развивалась работа по профориентации. Советский педагог Александр Голомшток в 1968 г. предложил оригинальную методику «Карта интересов», основанную на анкетировании детей и подростков. Методика выдержала несколько редакций и последующих модификаций. Она и сейчас находится в основе многих тестов по профориентации.

Практика проведения подобных опросов показала, что с анкетами справляются уже 10 — 11-летние подростки. Кстати, в современных российских школах работа по профориентации начинается примерно в том же возрасте — с 12 лет.

 

Школа как крепость

Что было самое сложное в исследовании? Условно эти проблемы можно разделить на юридические и этические.

Согласно ст. 64 Семейного кодекса РФ, «родители являются законными представителями своих детей». Соответственно, на участие ребенка в опросе потребуется их согласие. Серьезные ограничения на работу социологов накладывают и некоторые ведомственные документы. Например, положение закона «Об образовании», согласно которому руководство учебного учреждения обязано обеспечить контрольно-пропускной режим. Однако при соответствующей координации действий социологов с чиновниками из системы образования этот вопрос был успешно решен.

 

Когда кончается детство?

С этическими проблемами, похоже, дело обстоит сложнее. «Можно выделить несколько базовых этических проблем, возникающих при проведении исследований с подростками, — пишут в своей работе авторы. — Первая из них — ответ на вопрос, с какого именно возраста несовершеннолетний человек может самостоятельно принимать решение об участии в опросах».

А правда, когда кончается детство? Единого ответа, как ни странно, не существует. Большинство ученых считает, что ребенком следует считать человека до 12 лет. На его анкетирование должны давать согласие родители. С 13 до 17 лет это уже подросток, соответственно, согласие родителей не требуется.

 

Конфликт интересов

Итак, допустим, социологи получили разрешение на работу в школе и определились с возрастом информированного согласия своих респондентов. Тут их поджидает новая трудность. Учителя, особенно классные руководители, не горят желанием оставлять школьников наедине с учеными, которых дети видят впервые в жизни. Их можно понять — в конце концов, за детей в школе отвечают педагоги, но…

…Но понять можно и социологов. Дело в том, что работа с подростками в присутствии взрослых имеет определенные сложности. Когда в классе находится педагог, подросток может войти в привычную роль ученика и пытаться угодить взрослому своими ответами.

Налицо, определенно, конфликт интересов. Возможно, решением могло бы послужить присутствие в классе не учителя-предметника, а школьного психолога. Но есть идея получше — проведение бесконтактного соцопроса.

 

Соцопрос онлайн

«Отдельным сюжетом является онлайн-опрос, где взаимодействие происходит напрямую с компьютером, телефоном или планшетом, — утверждают А.Ипатова и О.Солодовникова. Современные дети достаточно компетентны и обладают компьютерной грамотностью, имеют опыт онлайн-обучения и взаимодействия в социальных сетях, и метод онлайн-опроса в этом смысле становится реальным инструментом, позволяющим исключить влияние взрослого-посредника».

Таким образом, соответствующий инструментарий для исследования предпочтений нынешних подростков у социологов все-таки есть.

Источник