Как взаимодействовать с «трудными» детьми в классе?

Эксперты рассказали о причинах трудностей в поведении и обучении учеников и разобрали конкретные кейсы, с которыми сталкивались в своей практике и смогли решить. 

Более 90% учителей сталкивались с трудным поведением учеников в своей практике. Трудности в поведении и обучении детей усложняют, а иногда и полностью блокируют образовательный процесс. Чтобы помочь учителям справляться с проблемным поведением учеников, Яндекс.Учебник и благотворительный фонд «Шалаш» провели круглый стол «Взаимодействие с трудными детьми в классе».  Директор фонда и нейропсихолог Яндекс.Учебника дали рекомендации педагогам, а практикующие учителя рассказали о своем опыте.


 

Директор благотворительного фонда «Шалаш» Лилия Брайнис рассказала о том, что такое трудное поведение, а в частности — агрессия и травля.  

«Поскольку ребенок сам страдает от этого, очень важно ребенку помочь и его поддержать, научить действовать по-другому. Потому что это не трудный ребенок, а ребенок, которому трудно», – отмечает Лилия. 

Агрессивное поведение может быть по разным причинам: тревога, стресс, неумение выразить свои чувства иначе, социальные причины. Ребенок ведет себя агрессивно не назло, не для удовольствия, а потому что не знает, как сделать иначе. В целом злость – это нормально чувство, но нужно научить ребенка выражать ее по-другому. В случае конфликта сначала нужно остановить ребенка, а потом давать способы справляться с агрессией.

Рекомендации по последовательности действий случае возникновения конфликта: 

  • Физически или словесно остановите ребенка, который проявляет агрессию.
  • Поддержите жертву, скажите, что понимаете, что ему или ей было больно, страшно и неприятно, даже если это происходит на уроке. Это создает ощущение безопасности.
  • Разберитесь в причинах, когда все участники успокоятся. Не заставлять детей сразу перед друг другом извиняться, нужно выслушать обоих: у каждого своя правда, и надо дать высказаться. Благодаря такому выяснению дети поймут, что привело их к этой ситуации.
  • Помогите детям прийти в себя во время сильных переживаний, предложите попить воды, подышать, что-то сильно сжать.
  • Дайте возможность отдохнуть и вернуться к занятиям тогда, когда агрессор и жертва отдохнут. Они научатся понимать, что с ними происходит на уровне чувств, будет формироваться эмоциональный интеллект.
  • После урока в личном разговоре предложите агрессору другие, никого не задевающие способы выражения злости: что-то крепко сжать, потопать, постучать, сказать словами.
  • Отмечайте прогресс ребенка в освоении этих способов в течение недели (месяца, четверти).
  • Дети-агрессоры – дети с низкой самооценкой, они мотивированы на избегание неудачи, а не на достижение успеха. Характеризуйте действия ребенка, ему важно слышать и понимать, что у него что-то получается.

Травля

Травля – систематическое целенаправленное агрессивное поведение индивида или группы при условии неравенства участников по силе, власти и статусу. Носит осознанный характер.

Что нужно понимать и делать в случае травли:

  • Травля не пройдет сама собой. Учителю нужно вмешаться. От травли будут страдать и другие дети, свидетели.
  • Признайте проблему травли и возьмите ответственность за ее решение.
  • Назовите явление группе. То, что происходит – травля и насилие. Не игры и не шутки. Это проблема не двух человек, а группы.
  • Дайте однозначную оценку происходящему. Скажите, что травля – это плохо.
  • При обсуждении не переходите на критику конкретных участников и их личных особенностей.
  • Удерживайте фокус на том, что травля – общая проблема и ее решение важно для всех, в том числе для вас и для родителей.
  • Сформулируйте правила группы: как можно и как нельзя общаться друг с другом. Нет задачи, чтобы дети стали лучшими друзьями, но они должны уметь находиться рядом друг с другом.
  • Следуйте правилам, постоянно возвращайтесь с группой к ним, вспоминайте, следите за соблюдением. Дети следуют за поведением взрослого.
  • Будьте готовы к продолжительной работе, ситуация травли может прекратиться не сразу.
  • Отслеживайте позитивные изменения и называйте их детям. Позитивное подкрепление работает лучше, чем негативное.

Каждый ребенок хочет быть хорошим. Проблема, когда ребенок себя так ведет, в том, что ребенок не умеет вести себя по-другому. У учителей есть возможность научить его.

 

Нейропсихолог и эксперт «Яндекс.Учебника» Ксения Вотякова рассказала про трудности обучения (СДВГ, дислексия, неуспеваемость). Она отметила, что они не всегда проявляются только в плохих отметках.

«Кажется, что трудности обучения скорее всего испытывают дети, у которых плохие оценки. Но я бы посмотрела на это более широко <…> Это может выражаться не только в том, что у него плохие оценки, а в том, что он, например, очень сильно устает, у него возникает негативный эмоциональный след от учебы, или, например, он начинает много болеть. Поэтому нужно обращать внимание не только на успеваемость, но и на общий эмоциональный фон, изменения в поведении», — говорит Ксения. 

Также она отметила, что трудности обучения могут быть связаны с самыми разными факторами: нарушением внимания, способности к саморегуляции; с нарушениями чтения (дислексия, дисграфия); с особенностями протекания образовательных процессов и недостатком мотивации («троечник с задней парты»).

Во взаимодействии с ребенком с трудностями обучения важно не обвинять и не критиковать его, разобраться, что именно не так, и применять методики и тактики, которые следуют из причин. Ксения подробно рассказала об алгоритме работы с детьми с дислексией и дисграфией, со слабыми регуляторными функциями, неуспешными из-за относительной несформированности высших психических функций, медлительности или отсутствия мотивации детьми.

Алгоритм работы: 

  • Перестать обвинять ребенка, критиковать его. Каждый ребенок хочет быть хорошим, но он не может просто взять и измениться.
  • Разобраться, что именно не так. Какие причины трудности обучения. Это могут быть несформированность психических функций, нарушение чтения, внимания, демотивация.
  • Применять методики и тактики, которые следуют из причин. Экспериментировать и подбирать их иногда методом проб и ошибок.

Дислексия и дисграфия

Согласно данным разных исследований, нарушения чтения встречаются у 5-20% детей школьного возраста, в среднем – у 10-15%. Причины трудностей обучения в начальной школе часто связаны с нарушениями в работе мозга. Для определения причин нужна помощь специалиста.

Дислексия – способность овладеть навыками чтения лишь отчасти, но общая способность к обучению сохраняется. Дисграфия – частично нарушен процесс письма, встречаются стойкие повторяющиеся ошибки. Не всегда дислексия и дисграфия идут вместе, но во многих случаях сопутствуют друг другу.

«Мы можем заметить, что у ребенка дислексия, уже во втором полугодии первого класса по окончанию букварного периода. Ребенок читает медленно, допускает большое количество ошибок при чтении, читает по буквам, у него наблюдается зеркальное написание букв или зеркальное произнесение слогов. Он не переходит к чтению целыми словами и целыми группами слов, есть нарушения смысловой стороны речи. Потому что, если я читаю медленно, мне это тяжело, это отъедает очень большой ресурс, я не всегда до конца могу понять смысл. Мы можем зафиксировать это двумя способами – снижение скорости чтения и то, что ребенок неправильно отвечает на вопросы по тексту или вообще не отвечает», – рассказывает Ксения. 

Как вести себя учителю, если в классе ученик с нарушениями чтения и письма:

  • Признать наличие и перестать обвинять.
  • Искать специалиста по преодолению дислексии, дисграфии.
  • Понять с помощью специалиста и общения с родителями первичный дефект: регуляторный, фонетико-фонематический, оптический, семантический.
  • Адекватные требования, изменение формы подачи материала.

Как учителю выстраивать обучение: 

  • Давать короткие и интересные тексты. Крупный рубленый шрифт, функциональные иллюстрации. Давать больше читать не надо, это не поможет.
  • Аудиокниги, качественный видеоконтент. Нельзя убирать чтение совсем, но что можно компенсировать аудио или видеоформатом, надо компенсировать.
  • Развитие технической стороны чтения.
  • Развитие словаря, работа со значением слов.
  • Работа со смыслом на уровне предложений.
  • Развитие устной связной речи. Связный рассказ вытягивает письменную речь за собой.

Слабость регуляторных функций

  • Колебания внимания, повышенная двигательная активность, импульсивность.
  • Легко устает или перевозбуждается на фоне усталости.
  • Сталкивается со сложностями в отношениях со сверстниками (не всегда адекватно воспринимает ситуацию, часто конфликтует).

Как выстраивать стратегию работы с такими детьми: 

  • Привлекать внимание в начале работы. Убирать все лишнее с парты.
  • Дозированная нагрузка и частые перерывы. Давать больше заданий нельзя.
  • Учитывать период врабатываемости и период истощения. ребенок долго разгоняется и быстро истощается – сложные задания в середине.
  • Развернутая обратная связь.
  • Установить понятные правила, которые соблюдаются. Обозначать цели, в конце задания попросить оценить свою работу.
  • Разбивать задание на части и повторить несколько раз. Можно проговаривать вслух свои действия, это становится внешней опорой.
  • Рисовать схемы и план действий. Чек-листы, списки дел.

Неуспешность детей

  1. Относительная несформированность высших психических функций (ВПФ): внимание, речь, восприятие, память, пространственные представления, серийная организация движений, мышление. 

Что делать: 

  • Пытаться разобраться в причинах.
  • Дать возможность работать на своем уровне.
  1. Медлительность. 

Что делать:

  • Не торопить, дать возможность работать в своем темпе.
  1. Отсутствие внутренней мотивации и заинтересованности учебой у детей с трудностями. 

Что делать:

  • Создавать ситуацию успеха, формировать ощущение компетентности. Давать задания адекватного уровня сложности, адекватные по объему
  • Дать возможность самостоятельно ставить учебные цели, насколько это возможно, выбирать способы их достижения
  • Создавать в рамках учебных ситуаций групповую работу, в которой дети смогут, сотрудничая друг с другом, добиться общего результата.

 

На круглом столе выступили три практикующих педагога: учитель географии и английского языка, куратор в программе «Учитель для России» Элина Ликарь, учитель математики и информатики, завуч школы №97 Железногорска Елена Тимохина и  учитель начальных классов онлайн-школы «Дом знаний» в городе Махачкала, заведующая Кафедрой начального образования Альбина Аюбова.

Элина Ликарь рассказала о своем опыте работы в малокомплектной школы, где старшие классы наотрез отказывались взаимодействовать и идти на контакт. Оказалось, что у ребят отсутствовали базовые знания географии. Решением в такой ситуации стало точное определение уровня знаний учеников, его принятие, подготовка и выдача простых заданий, с которыми ребята ощущали себя в ситуации успеха, а также «прозрачный» план обучения — таблица, в которой ученики вместе с учителем делали отметки после каждой пройденной темы.

В итоге у педагога появился контакт с учениками, ребята вовлеклись в работу и стали достигать результатов, а опыт успешности стал для части учеников опорой в самостоятельной подготовке к экзамену.

Проблема: 

  • Малокомплектная школа
  • Неуспешность детей, отсутствие базовых знаний, сложный социальный контекст
  • Ученики не отвечают на вопросы, отказываются выполнять простые задания

«Я работала учителем географии и английского языка в маленьком поселке в малокомплектной школе. У меня были свои представления о том, чему я хочу научить детей. Мне хотелось дать им ощущение, что у них гораздо больше возможностей, чем они думают. И если они хотят поступить в МГУ, они могут это сделать», – рассказывает Элина. 

Но в начале работы педагога в школе старшие классы наотрез отказывались взаимодействовать и идти на контакт. Они не отвечали на простые вопросы, сдавали пустые листки на проверочных работах.

«Так мы провели недели две-три, и у меня начал складываться пазл, что происходит, и я осознала, что они на самом деле не могут ответить ни на один из моих вопросов просто потому, что не знают на них ответов… Я поняла, как мои уроки выглядели для них. Я была еще одним человеком, который задавал им неудобные вопросы. Вызывала ощущение полного бессилия и стыда. Начала еще больше страдать дисциплина. Я поняла, что с этим нужно что-то делать», – говорит педагог. 

Решение: 

  • Определение уровня и полное его принятие.
  • Каждый урок – посильное задание.
  • «Прозрачный» план обучения.

«Я хотела дать детям ощущение, что, когда они приходят ко мне в класс, они в рабочем процессе, занимаются чем-то. Я поняла, что могу дать это ощущение через простые задания. Они делают что-то простое, справляются с этим, и это их ситуация успеха. Это сработало по щелчку пальца», – отмечает Элина. 

Ученикам оказался приятен опыт собственной успешности. Педагог приняла тот факт, что они не знают практически ничего, и стала хвалить их за маленькие шажки, которые они делали вместе с ней. Вместе с учениками учитель сформировала план работы в виде красивой таблицы, и дети знали, что будут проходить почти на каждом уроке. Когда материал был изучен, они ставили плюсы напротив него в таблице. Такое заполнение таблицы создавало ощущение прогресса.

«Таблица с прозрачным планом стала важной опорой для них. Я поняла это уже потом, когда заканчивала работу в этом месте и собирала обратную связь. Поняла, что даже в подготовке к экзаменам они смогли опираться на опыт доведения дел до конца на уроках, на системность, на тот опыт, который мы приобрели вместе на уроках», – отметила педагог.

Результат: 

  • Контакт с учениками.
  • Ученики вовлеклись в процесс и стали достигать результатов.
  • Опыт успешности стал для кого-то опорой в самостоятельной подготовке к экзамену.

 

Елена Тимохина, учитель математики и информатики, завуч школы №97 г. Железногорска, также поделилась случаем из практики. Она работала с агрессивным поведением ученика, который разными способами пытался привлечь к себе внимание. В ответ на такое поведение педагог не злилась, а приняла ситуацию и стала работать над ее разрешением. Она начала активно привлекать ребенка к дополнительной деятельности, выбрала индивидуальное место в классе, чтобы он не отвлекался, наладила доверительный контакт, поощряла даже минимальные позитивные изменения и давала расширенную обратную связь по успехам. В результате ученику частично удалось справляться с отрицательными эмоциями на уроках, принимать правила поведения в школе, но при встрече с новыми людьми и обстоятельствами проявления деструктивного поведения все еще иногда повторяются.

 

«Обратите на меня внимание». Кейс агрессивного поведения ребенка в школе

Проблема: 

Педагог столкнулась с агрессивным поведением ученика, который разными способами пытался привлечь к себе внимание. Ученик знал, на каких уроках в случае опоздания его будут ругать, и опаздывал специально. Его отношения с одноклассниками складываются трудно. На переменах он злобно шутил, агрессивно реагировал на слова и взгляды других детей. Вступал в драки и был в центре любого конфликта.

«На уроках ученик привлекал внимание, отвлекаясь и отвлекая всех вокруг, он мог повернуться к соседу, что-то у него забрать, стучать ногой во впереди стоящий стул. Мне приходилось отвлекаться от урока и делать ему замечание. На это следовало раздражение», – рассказала Елена.

В ответ на такое поведение педагог предложила ученику остаться после уроков, но он убежал из класса.

Решение ситуации: 

«Выходить на разговор с этим учеником, конечно, было нужно. Я в какой-то момент попросила остаться помочь мне. В этот момент была нужна его помощь. На удивление ученик остался, и получилось с ним поговорить и договориться на конструктивное взаимодействие. Договорились, что он сядет на первую парту передо мной, и  если он будет понимать, что не справляется с отрицательными эмоциями, или я увижу в его поведении что-то не то, ему можно будет выйти за пределы класса, успокоиться и вернуться в класс», – говорит Елена.

Как действовать в ситуациях агрессии со стороны ученика:

  • Спокойно относиться к такому поведению.
  • Развивать у ученика позитивную самооценку через привлечение к дополнительной деятельности.
  • Выбрать место в классе, где ученик будет меньше отвлекаться.
  • Выяснить ситуацию взаимоотношений в семье. В семье могут быть агрессивные взаимоотношения. В такой ситуации семья – не помощник.
  • Наладить доверительный контакт с ребенком для проведения бесед наедине.
  • Поощрять даже минимальные позитивные изменения. В конце уроков педагоги дают обратную связь детям по успеваемости и эмоциональной атмосфере урока. В рамках обратной связи можно хвалить детей даже за незначительные успехи.
  • Диагностирование ребенка специалистом-психологом.

Результат: 

Ученику частично удалось справляться с отрицательными эмоциями на уроках, принимать правила поведения в школе, но при встрече с новыми людьми и обстоятельствами проявления деструктивного поведения повторяются.

«Наступает новый день, и мы опять разбираем конфликты деструктивного поведения моего ученика, которое противоречит нормам», – отмечает педагог.

 

Еще один случаем из педагогической практики поделилась Альбина Аюбова, учитель начальных классов онлайн-школы «Дом знаний» в городе Махачкала, заведующая Кафедрой начального образования.

Она рассказала, как однажды на уроке один из детей собрал вещи и ушел из класса со словами «Я ухожу. Не хочу быть предметом интерьера». При этом у ученика не было проблем с учебой. Учитель заметила, что у этого ученика избирательные контакты с окружающими людьми, и решила обратиться к родителям ученика. Мама ребенка оказалась практикующим психологом. Вместе они провели диагностические исследования индивидуальных особенностей детей в классе, особенное внимание уделялось выявлению творческих и нестандартно мыслящих детей. Те дети, с которыми было трудно работать в начале, стали активны, открылись к взаимодействию со взрослыми. Кроме того, учитель стала применять технологии, которые помогут раскрыть ребенка и вовлечь его в процесс: теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ-технологии) и интерактивные методы обучения.

 

Кейс неконтактного ребенка «Заговори, чтобы я увидел тебя!»

Проблема:

  • неконтактность со взрослыми;
  • низкая коммуникабельность в отношениях со сверстниками;
  • ярко выраженная избирательность в общении;
  • одиночество, отвлечение от учебного процесса (рисунки в тетрадях).

На одном из уроков Альбины ребенок собрал вещи и ушел из класса со словами «Я ухожу. Не хочу быть предметом интерьера». При этом ученик выполнял все задания, и у него не было проблем с учебой. Учитель стала думать, почему так произошло, вспомнила, что у этого ученика избирательные контакты с окружающими людьми. Он любит рисовать и увлекается динозаврами, и эти занятия он предпочитает общению со сверстниками, или выбирает для общения детей со сходными интересами.

Решение:

  • общение с родителями, психологами и методистами;
  • изучение и применение ТРИЗ-технологии и интерактивных методов обучения;
  • использование ассоциативных методик и игр;
  • рисование – средство обучение (учебные комиксы).

Учитель решила обратиться к родителям ученика. Мама ребенка оказалась практикующим психологом. Вместе они провели диагностические исследования индивидуальных особенностей детей в классе, особенное внимание уделялось выявлению творческих и нестандартно мыслящих детей.

Те дети, с которыми было трудно работать в начале, стали активны, открылись к взаимодействию со взрослыми.

Кроме этого, педагог обратилась к специалистам Дагестанского института развития образования. Она поняла, что нужны технологии, которые помогут раскрыть ребенка и вовлечь его в процесс, и выбрала теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ-технологии) и интерактивные методы обучения.

Основоположником теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) является Генрих Саулович Альтшуллер – советский ученый, изобретатель, писатель-фантаст и преподаватель. Технология применяется во всех развитых странах, она направлена на поиск идей для развития творческого нетривиального мышления. Особенность интерактивных методов обучения в том, что ученики все вместе с учителем работают над задачами.

ТРИЗ-технологии:

  • метод мозгового штурма;
  • типовое фантазирование;
  • метод фокальный объектов;
  • установление ассоциативных связей с различными случайными объектами.

Интерактивные методы обучения: 

  • мозговой штурм;
  • мини-лекция;
  • контрольный лист или тест;
  • ролевая игра;
  • дискуссия;
  • интервью;
  • инсценировка.

В педагогике ТРИЗ-технологии одним из этапов является решение сказочных задач, развитие воображения, речи, фантазии, поэтому педагог стала использовать на уроках игры Dixit и Droodle.

«Мой ребенок, который не вступал в контакт со взрослыми и очень долго входит в общение со сверстниками, в этих играх стал раскрываться», – отметила Альбина. 

Результат:

  • интерес ребенка к учебному процессу;
  • вовлечение в совместную деятельность;
  • активность ученика в школе;
  • выступление в полном взаимодействии с залом на конференциях.

 

Ответы на вопросы от экспертов

Во время круглого стола «Взаимодействие с трудными детьми в классе» в чаты платформ, где шла трансляция, и в WhatsApp Яндекс.Учебника приходили вопросы. На них ответили спикеры: Ксения Вотякова, нейропсихолог в Яндекс.Учебнике, и Лилия Брайнис, педагог и директор благотворительного фонда «Шалаш».

 

— Я боюсь, если для ребенка взрослый не авторитет, то похвала его будет и правда раздражать. Может, сначала нужно подумать над тем, как поднять свой авторитет? Есть какие-то способы?

Ксения Вотякова: Начать внимательно относиться к ребенку, вникать в сложности, с которыми он сталкивается, давать развернутую обратную связь по итогам выполнения заданий: что получилось, что не получилось, какая динамика, если сравнивать с прошлыми результатами. Рано или поздно отношения станут более доверительными, и, возможно, получится выстроить отношения сотрудничества.

Дети тянутся к взрослым, которые демонстрируют уверенность в том, что все трудности можно преодолеть; к тем, кто компетентен в своем предмете. А еще им важно чувствовать, что взрослые не безразличны к ним.

Лилия Брайнис: Может оказаться, что дело не в авторитете. Конкретному человеку могут не нравиться формы похвалы, выражающиеся в прямой оценке его самого (например, формы «молодец», «умница», «лучше всех»), а понятны и приятны формы, в которых он(а) получает от вас обратную связь о своих успехах («хочу обратить внимание на то, что в этот раз ты сделал на 15 ошибок в диктанте меньше», «я вижу, что сегодня тебе было сложно сидеть на месте, но очень рад(а), что ты смог выслушать важную тему») —  так вы поможете ему или ей  концентрироваться на прогрессе, отслеживать динамику изменений.

Что касается авторитета, это очень расплывчатое понятие. Мы в фонде «Шалаш» считаем, что важно, чтобы взрослый был последовательным. Подробнее о мотивации, похвале и безопасном пространстве, которое создает последовательный взрослый, можно узнать в нашем курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты».

~~~

— Как остановить агрессию к ребенку с ОВЗ, если сам ребенок с ОВЗ ведет себя иногда эмоционально нестабильно, и детей это пугает? Родители и дети хотят вывести ребенка с ОВЗ из класса, он им мешает. С родителями и детьми ведется регулярная работа (классные часы, просвещение, примирительные процедуры, работа с ребенком). Родители ребенка с ОВЗ ни в другой класс, ни в другой корпус школы переходить не хотят. И периодическая травля возобновляется…

Ксения Вотякова: Начать травлю могут по отношению к любому ребенку, алгоритм действий при травле остается тот же.

С одной стороны, важно проверить, что образовательная программа, по которой учится ученик с ОВЗ, соответствует его образовательным потребностям. Что ему достаточно комфортно учиться, а процесс обучения выстроен так, чтобы помочь ребенку справиться с индивидуальными сложностями.

  • Если в заключении ПМПК есть указание на то, что ребенок «нуждается в тьюторской поддержке», просите поддержки тьютора, который будет помогать ребенку в течение урока. Если же рекомендация о тьюторской поддержке в заключении ПМПК отсутствует, а помощь тьютора необходима, обратитесь к директору школы или к председателю школьного психолого-педагогического консилиума с просьбой̆ об организации тьюторской помощи ребенку во время занятий.
  • С другой стороны, важно выдержать баланс, не показывать «особого» отношения к ребенку с ОВЗ: по крайней мере, стремиться оказывать другим ученикам так же много внимания. Гиперопека и гиперответственность со стороны учителя в отношении учеников с инвалидностью и ОВЗ не приносит успеха ни самому ученику, ни учителю.

Лилия Брайнис: Вы справедливо говорите о том, что это самая настоящая травля. В нашем курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты» есть алгоритм по системной работе с агрессией и травлей. Они подойдут и для вашего случая тоже.

~~~

— Ребенок-инвалид (ДЦП) учился в психотравмирующей ситуации, сменил коллектив. Не доверяет новым одноклассникам, ждет подвоха. Время лечит, но времени мало. Возможно ли ускорить адаптацию?

 Ксения Вотякова: Можно попробовать следующие варианты:

  • Создать для ребенка ситуации личного учебного успеха.
  • Пробовать включить ребенка в работу в больших совместных учебных проектах, таким образом распределяя групповые роли, чтобы ученик мог проявить свои сильные стороны. Сначала учитель может принимать участие и выступать модератором в групповой работе, чтобы снизить тревогу ребенка. Если в группе налаживаются отношения сотрудничества, может быть, даже поддержки, учителю важно выходить из работы и давать ученикам работать самостоятельно.

~~~

— А как вести себя педагогу, если «трудного ребенка» пытаются «убрать» из класса родители других детей?

Лилия Брайнис: Оставаться на стороне ребенка. Помните, что именно этот ученик нуждается в вашей поддержке больше всего. Поговорите с родителями о том, что такая реакция родителей недопустима для вас, это травля, и она мешает вам работать. В вашем классе все ученики имеют право быть, а вы поможете им, если им трудно. Есть хорошая статья на эту тему. 

Подробнее о границах ответственности учителя и работе с травлей можно узнать в нашем курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». 

~~~

— Являются ли прикосновения к лицу, пинки, плевки с улыбкой и смехом травлей или это уже агрессия?

Ксения Вотякова: Прикосновения к любым частям тела, пинки и плевки являются агрессией. Если такие действия по отношению к ребенку происходят регулярно – это травля и взрослые должны вмешаться в ситуацию.

Лилия Брайнис: Прикосновения без разрешения, плевки и пинки в адрес человека — точно проявления агрессии.

У травли есть два самых главных признака:

  • систематичность

Если агрессия проявляется все время по отношению к одному и тому же ребенку, роли сильный/слабый не меняются.

  • неравенство сил

Обратите внимание на то, что, даже если жертва говорит, что «все в порядке, они так играют», если вы наблюдаете систематическое неравенство сил в «играх» — это травля, и необходимо вмешательство взрослого. В курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты» есть алгоритм по работе с агрессией и травлей.

~~~

— Что делать, если родители агрессора не выходят на связь и дали отказ от работы с ним психолога, а классного руководителя он не слушает? Позиция родителей — их ребенок прав, «лечите» других детей, наш всегда будет себя защищать, а если что — можно и агрессию применить, пусть знают, где их место. Спасибо.

Ксения Вотякова: Важно объяснить родителям, что в любом конфликте «психологический ущерб» наносится обеим сторонам. Родители агрессора должны понимать, что интересы их ребенка вы тоже защищаете. Тем не менее, есть правила поведения, которые приняты в вашей школе, они одинаковы для всех учеников, и за их соблюдением вы будете следить. Одно из этих правил – разрешение конфликтных ситуаций без применения насилия.

  • Постарайтесь связаться с родителями, и, сохраняя спокойный и доброжелательный тон, поделиться своими наблюдениями. Важно опираться на безоценочное описание фактов. Поделитесь с родителями конкретным планом действий – что вы хотите сделать, чтобы дети стали реже драться и оскорблять друг друга? Как и каким способам поведения вы собираетесь их научить? В чем именно вы ждете от помощи от них?
  • Разберитесь в причинах агрессивного поведения, обсудите гипотезы с родителями. Если ребенок регулярно ведет себя агрессивно – значит что-то идет не так.

Лилия Брайнис: Важно помнить про границы ответственности учителя и родителя. Никто не вправе вмешиваться в методы воспитания других родителей, даже из самых лучших побуждений. Что может учитель в такой ситуации? Заявить правила, которые действуют на уроке. Они могут отличаться от тех, которые приняты в семье ученика, и это нормально. Вы отвечаете только за то, что можете контролировать. И в классе правила задаете вы. Подробнее о правилах класса и границах ответственности учителя можно узнать в нашем курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты».

~~~

— Если неадекватный ребенок мешает другим ученикам? И никакие методы не помогают. Что делать?

Ксения Вотякова: Понять, что лежит в основе «мешающего поведения». Это может быть связано с нарушениями внимания, неуспешностью в учебе, перегруженностью школьными и дошкольными занятиями, со снижением учебной мотивации, со сложными отношениями с одноклассниками, с травмирующими жизненными обстоятельствами. Понимая причину, можно понять, что стратегически делать дальше, и подобрать конкретные практики, которые помогают справляться с ситуацией.

Лилия Брайнис: Мы исходим из того, что ребенок ведет себя хорошо, когда может. Если в данный момент он мешает учебному процессу, другим детям, значит есть причина, не позволяющая вести себя по-другому.

При работе с трудным поведением могут помочь четко сформулированные правила и последовательное к ним обращение. Самое сложное и важное в этом вопросе — это последовательное обращение к этим правилам со стороны взрослого. Ребенок понимает, что правила работают, только когда на деле убеждается в этом, а не когда эти правила висят на стенке. Важно, что правила общие для всех, распространяются и на взрослых тоже. Взрослый — гарант безопасности в группе/классе/команде. Это значит, что он обращается к правилам каждый раз, когда они нарушаются (или соблюдаются, если предусмотрены последствия для соблюдения) в отношении каждого ребенка без исключения и без двойных стандартов.

При этом важно не делать катастрофу из нарушения правил. Все ошибаются, все нарушают правила, так бывает. Важно, что за нарушением идет последствие.

Подробнее о том, как создать безопасное для всех пространство в классе, мы рассказываем в нашем курсе «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». И еще есть хорошая статья на эту тему.

~~~

— Почему все дети должны учиться вместе? Ведь «трудные дети» тормозят процесс обучения в классе, программа не на них рассчитана. Экзамены всем надо сдать успешно, таблица достижений для каждого своя или общая на класс?

Лилия Брайнис: Исключение из группы любых детей (трудных, непонятных, неудобных, любопытных, ироничных, веселых) — это, во-первых, насилие над группой, потому что, если «ушли» кого-то одного, могут попросить уйти и меня. Это небезопасная ситуация, непрозрачная, которую можно приравнять к травле, когда все ополчаются на одного. Во-вторых, под трудностями всегда скрывается причина, они появляются не потому что ребенку хочется обзываться, а потому что это реакция на внешние проявления: ребенок просто пока не умеет действовать иначе. В-третьих, не бывает идеальной группы (ни взрослых, ни детей). Детям нужно учиться находиться в разных коммуникационных ситуациях и обходиться с ними (это в равной степени важно и тем, кого называют трудным, так и тем, кто не попадает в эту категорию). Они не научатся этому, если не окажутся в ней на практике. Задача взрослого — провести группу через трудность, используя опыт и профессиональные педагогические инструменты. Подробнее о том, почему не бывает трудных детей, а бывают дети, которым трудно.

Ксения Вотякова: Я думаю, что детям важно учиться вместе, если это возможно, потому что и дети, и взрослые должны уметь учиться, работать, взаимодействовать с очень разными людьми. Это возможно, если школа готова включаться в трудные ситуации. Есть команда специалистов, вместе с которыми учителя смогут работать с трудным поведением, трудностями обучения.

В идеале дети с трудностями обучения должны идти во время обучения по своей образовательной траектории, и у них должна быть своя таблица достижений, в которой и вы, и ребенок смогли бы отслеживать личную динамику.

Официально адаптированная образовательная программа предусмотрена только для детей с ОВЗ, и всем детям придется сдавать экзамены с едиными требованиями и нормативами. Но индивидуальный подход к ребенку помогает выжать из ситуации максимум и подготовить ребенка к сдаче обязательных проверочных работ.

Лилия Брайнис: Таблица достижений может быть общая у всего класса или индивидуальная у каждого конкретного ученика. Это будет зависеть от ваших целей. В одном подходе вы можете все вместе (всем классом) копить «жетоны» (это может быть что угодно: наклейки, ленточки, значки, шарики и т.д.) для получения сюрприза на всех (например, поход в кино, приход к вам какого-нибудь интересного человека и т.д.). В другом случае вы можете выбрать для себя стратегию подкрепления позитивного поведения какого-нибудь отдельного ученика, при которой вы заранее обсудите с учеником те пункты, на которые вы будете обращать внимание (за которые он сможет получить «жетоны»). Если ученик набирает необходимое кол-во «жетонов», он(а) может получить сюрприз или подарок.

Чтобы помочь учителям найти ключ к взаимодействию с детьми с трудным поведением, «Я Учитель» сервиса Яндекс.Учебник совместно с благотворительным фондом «Шалаш» запустил курс «Работа с трудным поведением: принципы и инструменты». Это бесплатный онлайн-курс, рассчитанный на 16 часов, который можно проходить в записи в любое удобное время, а по итогу получить удостоверение о повышении квалификации. Зарегистрироваться на него можно по ссылке