Как воспринимать критику: советы учителям
Сталкиваясь с критикой, учитель — традиционная фигура авторитета — зачастую воспринимает её как личное оскорбление, посягательство на уровень знаний и профессиональную квалификацию. У критики бывают самые разные источники, но все же ее можно превратить в способ совершенствоваться.
Критика от руководства
Руководство либо критикует учителя за конкретные результаты — открытые уроки, результаты тестирований, независимые диагностики, — либо придирается без конструктива.
В любом случае поможет:
— Сохранять хладнокровие.
Слушать, не проявляя никаких негативных или защитных эмоций.
— Задавать вопросы критикующему.
Чем конкретнее критика, тем она полезнее. Встречные вопросы могут касаться того, что и когда было сделано, какое впечатление сделанное произвело на критика.
— Резюмировать ключевые моменты критики.
Повторить от себя, вновь описать услышанное, чтобы убедиться, что правильно поняли, показать критикующему, что все высказанное понятно и принято.
Критика от коллег
Молодые специалисты часто подвергаются критике «глаза в глаза», когда старшее поколение выражает своё мнение по поводу методов педагога. В таком случае помогает открыто выразить свою позицию. Аргументированно, вежливо и сразу же. Если ситуация повторяется, следует обратиться к руководству и подробно описать случившееся.
Как и в ситуации с критикой от руководства, учителю поможет умение поставить себя на место критикующего коллеги. Постарайтесь понять, почему критикующий так высказывается — может быть, он завидует успехам, а, может, хочет помочь.
Критика от родителей
Родители выражают беспокойство по различным поводам: успеваемость ребенка, его оценки. Они могут высказываться о проблемах с системой образования в целом, а учитель здесь выступает лишь ее олицетворением.
Вот некоторые способы успешно справиться с такого рода критикой:
— Не забывать, что речь идет о ребенке, и ему отдается приоритет.
Независимо от того, насколько противоречивым может быть родитель, не стоит позволять эмоциям взять верх. Важно сосредоточить интеллектуальную энергию на решении проблемы. Вместо того чтобы спорить, лучше подумать над решениями, приемлемыми для всех сторон, и не поддаваться импульсивным порывам.
— Помнить, что у всех есть свои взгляды на реальность.
Чувства родителей основаны на информации, исходящей от их детей. Важна готовность учителя принять, когда родители правы, проявлять сострадание, исправляя неточности, и аккуратно доносить свое видение ситуации.
— Начать диалог.
Один из способов поддержать чувства друг друга — сказать: «Я чувствую, что вы расстроены». И далее работать вместе с родителями для поиска решения. Для наибольшей пользы ребенка необходимо, чтобы взрослые работали вместе. Если это кажется затруднительным, лучше обратиться к администрации.
— Попросить беспристрастную пару ушей.
Когда разговоры с родителями становятся трудными, разумно привлекать других людей. Например, попросить поучаствовать социального работника или представителя администрации. Новый участник поможет бесстрастно оценить ситуацию и влить в общение свежее русло.
Критика от учеников
Не все считают, что мнение учеников достойно внимания, а они сами способны к полноценной критике. Но по закону «Об образовании» ученик имеет право на свободу высказываний, как и другие участники образовательного процесса.
Если ученик выражает свою позицию довольно резко, можно сделать скидку на подростковый возраст и эмоциональную нестабильность. Если ученик хамит и ругается, необходимо применять соответствующие меры. Эмоциональную реакцию спускать на тормозах нельзя, это вопрос дисциплины, а не закона.
Как принять обоснованную ученическую критику:
— Признать, что ученик — личность и имеет право быть недовольным.
Учитель должен понять, что критикуют не его, а именно его конкретные действия. И не обижаться, если ученик делает это неумело и переходит на личности. Учитель, собственно, и может научить его этому умению.
— Подбирать контраргументы, а если ученик прав в своем замечании — открыто согласиться.
Это не только не подорвет, а даже усилит авторитет учителя, научит и детей признавать свои ошибки, раскрепостит их. Такой ход — часть более общего умения привлекать детей на свою сторону. Сделав их частью решения, учитель с меньшей вероятностью окажется объектом ученической критики в будущем.