Как варить суп, чтобы получился борщ
Разбираемся с оплатой труда педагогов
Как формируется фонд оплаты труда?
Фонд оплаты труда в школе формируется исходя из норматива на реализацию ООП на одного ученика, который рассчитывает субъект Российской Федерации, и количества обучающихся в школе.
Деньги в виде субвенций поступают в муниципалитет, затем в виде субсидий на выполнение муниципального задания – в школу.
Конечно, финансы должны доводиться в полном объеме до каждой школы. Это означает, что норматив на ребенка следует за учеником, но не всегда так происходит. Если вы посмотрите на статистику, то обнаружите, что в одной муниципальной школе, где учеников меньше, величина норматива может быть в два или три раза больше, чем в школе с большей наполняемостью. Риски финансирования заключаются в отсутствии единых принципов расчета нормативов, в дифференциации регионов по уровню экономического развития и доходности населения, что влияет в конечном итоге на возможности обновления инфраструктуры школ и уровень оплаты труда педагогов, а следовательно, и на качество образования.
Таким образом, деньги поступают в муниципалитет из бюджета субъекта по количеству учеников, проживающих там. Затем школе дают муниципальное задание и на обеспечение этого задания выделяют финансирование, которое включает в себя величину норматива, умноженную на количество учеников в школе. Так формируется фонд оплаты труда административного и педагогического персонала в школе.
Как оплачивают учителям?
В регионах РФ одновременно действует несколько основ системы оплаты труда: на основе профессионально-квалификационных групп (в большинстве субъектов), на основе ученико-часа и на основе должностного оклада за все виды деятельности педагога. Каждый регион самостоятельно определяет список стимулирующих выплат, устанавливает долю базового оклада в структуре зарплаты, руководствуясь сложно выполнимой рекомендацией Минпроса о соотношении 70/30 и стремясь к плановому соотношению с экономикой. Провозглашается принцип «оплата по результатам» и курс на результативность, при этом действует линейка соответствия среднему уровню заработной платы в регионе.
В любой системе оплаты труда, применяемой субъектами РФ, оклад формируется исходя из ставки заработной платы. Согласно приказу Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. № 1601г, норма часов учебной (преподавательской) работы – 18 часов в неделю за ставку заработной платы. Этот приказ обязателен для всех, ни больше ни меньше, а ровно 18 часов в неделю определяют оклад учителя.
Так что заработная плата молодого учителя будет зависеть от его часовой нагрузки и. Скорее всего, не будет достигать значения средней заработной платы по региону, т.к. средняя нагрузка по субъектам РФ для достижения указанного значения составляет 1,3 ставки.
Что стоит за цифрой средней заработной платы педагогических работников по РФ?
Средняя заработная плата педагогических работников в I квартале 2019 года (последние актуальные данные Росстата) – 39 453 рубля в среднем по РФ.
Высокая дифференциация зарплат между регионами и внутри регионов, разная динамика роста зарплат, разная нагрузка учителя, разные методики расчета оплаты труда педагога, объективное отставание зарплат педагогов от экономики регионов в целом.
Данные Росстата демонстрируют, что в 2018 году средняя зарплата педагогов по стране выросла на 10% по сравнению с прошлым годом. За последние 5 лет это самый ощутимый рост. Однако даже этого роста недостаточно: зарплаты всех работников по полному кругу организаций в целом по экономике страны выросли на 12% за аналогичный период. К тому же регионы показывают разную динамику: только в 20 субъектах присутствует указанный рост зарплат педагогов на 10% и выше, а в десятке субъектов рост зарплат почти неощутим (на 0–3%). Уникальная ситуация в Республике Ингушетия, где средние зарплаты педагогов не растут на протяжении последних 5 лет. В 17 регионах рост зарплат за 2018 год не покрыл официальный уровень инфляции. На общем фоне выделяется Москва, где зарплаты педагогов стабильно растут на 10–20% в год.
Важно отметить высокую дифференциацию самих значений заработных плат между регионами. Мы наблюдаем небольшой рост коэффициента вариации зарплат между регионами за последние 5 лет (на 8%), а разница между субъектами с минимальными и максимальными зарплатами составляет 4,5 раз. Минимальные зарплаты педагогов отмечены в Республике Ингушетия (21 653 рубля в I квартале 2019 года), максимальные по РФ – в Чукотском автономном округе (96 598 рублей). В 14 регионах педагоги получают в среднем менее 25 000 рублей.
Даже в пределах одного федерального округа зарплаты педагогов в разных субъектах могут существенно отличаться. Например, в Центральном федеральном округе, без учета Москвы и Московской области, средняя зарплата педагогов колеблется от 23 до 33 тысяч рублей между разными субъектами, аналогично в Приволжском ФО – от 24 до 32 тысяч рублей. Дифференциация наблюдается и между регионами-соседями. К примеру, Омская и Томская области платят своим педагогам в среднем 29,5 и 36 тысяч рублей соответственно; другие соседи – Тюменская область (без автономных округов) и Курганская область – 45 и 26 тысяч рублей соответственно, разница у соседей в 1,7 раз.
Заработные платы педагогов должны быть привязаны к средней по экономике региона. В указе президента РФ от 07 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» было дано целевое направление о «доведении средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы в соответствующем регионе». Начиная с 2012 года данное соотношение отслеживается, и стало значимым критерием оценки эффективности региональных систем образования.
Впрочем, здесь есть два тонких момента.
Во-первых, для расчета целевого соотношения менялась методика, которая позволила большинству регионов выйти на выполнение. Контрольное «Отношение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования к средней заработной плате по экономике Субъекта Российской Федерации» рассчитывается на основе двух показателей, предоставленных Росстатом. В числителе – средняя заработная плата педагогических работников в субъекте РФ. В знаменателе – заработная плата по экономике субъекта. До 2015 года в качестве знаменателя использовалась «Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций в целом по экономике», с 2015 стала использоваться «Среднемесячная начисленная заработная плата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячный доход от трудовой деятельности)». Нюанс в том, что значение второго показателя ниже первого в среднем на 13%, и это логично упростило регионам выполнение поставленной задачи, по крайней мере, в отчетности.
Если по итогам 2014 года 17 регионов не дотягивали до целевого соотношения 100% (пара регионов даже отличились соотношением 94%), то по итогам 2015 года при изменении методики расчета всего 1 регион остался за границей 100%, и то почти достиг его. В дальнейшем если и встречается невыполнение отдельными регионами, то оно не превышает 1–3%. Например, в 2018 году 17 субъектов не дотянули до поставленной цели, показав соотношение 97–99%.
По новой методике расчета в 2018 году целевое соотношение зарплат педагогов со средней по экономике составило 101% в среднем по РФ (выполняется), по старой методике расчета за тот же 2018 год – соотношение всего 88% (не выполняется, но и методика эта уже не используется).
В целом наблюдается динамика снижения целевого соотношения по большинству регионов, потому что ежегодно увеличивается разрыв между уровнем заработных плат педагогов и заработными платами наемных работников (как и работников по полному кругу организаций в целом по экономике субъектов).
Привязка к средней по экономике есть, но достаточно условная: в части субъектов соотношение перевыполняется, в части идет отставание, дифференциация проявляется и здесь. Четверка лидеров, которые ежегодно показывают наибольшее соотношение средней зарплаты педагогических работников со среднемесячной начисленной заработной платой наёмных работников, находятся в некотором отрыве от остальных регионов: это Москва (соотношение – 136%), Московская область (120%), Республика Крым (117%) и Севастополь (116%).
Второй тонкий момент – в Указе не прописано, какой объем нагрузки учителя должен позволять учителю получать среднюю по экономике зарплату. В итоге во многих регионах достижение средней по экономике произошло за счет роста нагрузки педагога.
Например, по данным Минпросвещения РФ, средняя нагрузка педагога в Кемеровской области – 1,78 ставки, а в Республике Мордовия – 1,1 ставки. Первый регион испытывает существенный дефицит кадров, один из самых острых в России, во втором субъекте такой проблемы нет. Как такая разница нагрузки отражается на заработной плате педагогов? В Кемеровской области зарплата педагогов действительно существенно выше – 33 995 рублей в 1 квартале 2019 года, в Мордовии она составила 22 971 рублей. Но в сравнении с зарплатой всех наемных работников региона разница уже не ощутима: для своего региона педагоги Кемеровской области получают вроде бы конкурентную зарплату (соотношение со средней зарплатой наемных работников, равной 33 995 рублей, – 100%). Но и педагоги Республики Мордовия – тоже (соотношение 103%). В этом регионе средняя по экономике 22 971 рубль, значит педагоги находятся даже в чуть лучших условиях, чем кемеровские коллеги, имея при этом меньшую нагрузку. Но прежде чем радоваться за учителей, оценим уровень средней начисленной зарплаты работников по полному кругу организаций в целом по экономике субъекта. В обоих регионах средняя по экономике намного выше (41 342 в Кемеровской области в марте 2019 года, 27 262 – в Мордовии), а значит зарплаты педагогов объективно мало конкуренты и там, и там (соотношение 82% и 86% соответственно, существенно не дотягивает до 100%). Кроме того, в Мордовии последние несколько лет почти не росли средние зарплаты педагогов, в обоих регионах рост зарплат не покрывал накопленную инфляцию, а целевое соотношение со средней по экономике планомерно снижалось.
О том, что выполнение целевого показателя достигается на фоне разной нагрузки педагогов, говорила министр просвещения на недавнем выступлении в Государственной думе. Министр предлагает взять за основу расчета фиксированную урочную нагрузку: «Нормальная ставка, которая будет оставлять учителю время на профессиональное развитие – 1,2 ставки. Именно эта нагрузка даст 100% по региону». В таком случае многим регионам с высокими показателями фактической нагрузки педагогов придется туго. Например, той же Кемеровской области (при условии достижения 100% по региону при 1,2 ставки) придется платить педагогам за фактически повышенную нагрузку не 34, а 48 тысяч рублей в месяц, что повлечет рост расходов на ФОТ в объеме 3,4 млрд рублей в год (на 41%). Вероятно, у дотационных регионов таких дополнительных средств нет. И не означает это, что педагоги вместо 18 часов будут работать 21,6 часа за ставку, ведь ровно такое количество часов составляет 1,2 ставки.
Таким образом, в разных регионах разные подходы к системе оплаты труда, к расчету финансового норматива, к часовой нагрузке педагога.
Похоже на то, словно хозяйки варят суп из разных ингредиентов и по разным рецептам, но по целевому указанию в результате у всех должен получиться борщ, причем наваристый.