Как учителю работать с детьми с СДВГ (и не сойти с ума)
Ученик с СДВГ в классе может стать как проблемой для всего коллектива, так и главным помощником для педагога. Конечно, если найти к нему правильный подход.
Особенность детей с СДВГ в том, что для успешной деятельности они нуждаются во внешней активации. В то же время, излишнее возбуждение для них вредно — нервная система не может быстро затормозить. Задача педагога: подобрать такие формы взаимодействия, которые реализуют потенциал ребенка и снизят его эмоциональное напряжение.
В предыдущей статье о паттернах поведения детей с СДВГ мы писали о том, с какими проблемами может столкнуться учитель в работе с такими учениками. А теперь подробнее поговорим о конкретных шагах, которые можно предпринять, если в классе есть ребенок с СДВГ.
Что делать с дисциплиной
- Соблюдать ритуалы и распорядок, который можно записать в виде схемы или картинок и повесить в классе.
- Вместе с учениками выработать четкие правила поведения в разных ситуациях, чтобы у них было ощущение причастности, а, значит, и ответственности за их соблюдение. Правила тоже можно зарисовать или записать, повесить на видное место или раздать каждому ребенку в виде памятки.
- Давать ребенку с СДВГ четкие и краткие инструкции (не более 10 слов, больше глаголов).
- Давать возможность ребенку самому составлять инструкции и озвучивать их перед классом.
- Пресекать нарушение правил спокойно и уважительно, но твердо.
- Продумать систему поощрений и наказаний (для детей с СДВГ подходит жетонная система).
- Акцентировать внимание на желаемом поведении, поощрять, когда ребенок ведет себя хорошо.
- Давать ребенку роль лидера в каких-то моментах распорядка дня (например, принести журнал из учительской или раздать тетради).
Что делать с агрессией
- Когда ребенок начинает закипать, нужно озвучить ему его эмоции и их причину: «Ты злишься, потому что…», и дать приемлемый способ их пережить (например, смять и кинуть бумагу в цель, дать кусок пластилина, чтобы он его размял).
- Устроить физминутку, чтобы вывести эмоцию через тело: сильно напрячь все тело, а потом его расслабить. Если на физминутку нет времени, можно поиграть в «лимон»: вытянуть руки перед собой и представить, что в ладонях лежат лимоны. Из них нужно выдавить сок, а для этого — сильно сжать кулаки. Пусть ребенок немного покривляется от «кислого сока», а потом стряхнет его с рук.
- Дать короткое творческое задание (например, нарисовать то, что разозлило, или просто почеркать карандашом на бумаге).
- Научить детей отмечать свое настроение на «термометре эмоций». Нарисуйте большую шкалу, где наверху — улыбающийся человечек, внизу — сердитый. И периодически устраивать с учениками «замеры», придумывая, как можно помочь тому или иному настроению.
- Играть в игры на вывод злости (телесные):
«Подушка злости»: перед ребенком кладется большая подушка, надувной балансировочный диск или мат. Когда ребенок злится, педагог демонстрирует, как выместить эмоцию на подушке: поколотить ладонями, кулаками, деревянным молоточком, попрыгать, попинать. Такие задания можно выполнять и для профилактики.
«Дорожка злости»: на пол выкладывается дорожка из ортопедических ковриков. Когда ребенок злится, педагог предлагает попрыгать по коврикам и прокричать свою обиду и злость.
«Мешочек гнева»: перед ребенком выкладывается пустой темный мешочек. Педагог предлагает прокричать в мешочек любые слова, выражающие злость, или просто звуки.
Что делать с отношениями с одноклассниками
- Отрабатывать конкретные навыки взаимодействия через игру, терапевтический театр, карточки для развития эмоционального интеллекта. Сначала такая отработка проводится наедине с ребенком.
- Включать ребенка в парные и групповые (до четырех человек) задания под контролем учителя.
- После того как ребенок научится взаимодействовать в малых группах, его нужно включать в общеклассные и общешкольные мероприятия.
- Если случаются конфликты с одноклассниками — стараться выслушать обе точки зрения и быть объективным. Не нужно наказывать только одного ребенка с СДВГ за конфликты, даже если у него уже сложилась репутация зачинщика.
Что делать с успеваемостью
- Давать индивидуальные задания, которые соответствуют уровню нагрузки ребенка. Для этого стоит понаблюдать за учеником: сколько времени он может продуктивно работать (чаще — не более семи-восьми минут), сколько информации усваивает, какой у него объем памяти и внимания.
- Определить, какой тип восприятия у ребенка более развит (зрительное, слуховое), и опираться на него. При этом зрительная опора у ребенка должна быть всегда (в виде схемы, рисунка или записи на доске).
- Найти ту форму работы, в которой ребенок более успешен (например, ученик может отвечать устно вместо письменного задания или сдать печатный вариант работы).
- Делить большое задание на посильные шаги и отмечать каждый пройденный этап. У каждого отрезка задания — свой срок выполнения.
- Сложные задания давать в начале учебного дня и в начале урока.
- В перерывах между заданиями проводить небольшую физминутку, с пальчиковой и дыхательной гимнастикой, легкой зарядкой, упражнениями на напряжение-расслабление.
- Поддерживать мотивацию, отмечая маленькие достижения.
- Помогать закончить начатое, если у ребенка возникают с этим сложности.
- Учить понимать и выполнять инструкцию: просить ребенка повторить ее и объяснить своими словами, что ему нужно сделать.
Что делать с невнимательностью
- Сажать учеников с СДВГ лучше ближе к учителю и дальше от окна или шкафа с интересными пособиями.
- Не требовать сидеть ровно. Дети с СДВГ не могут этого сделать: им нужно двигаться, чтобы заставить работать вестибулярный аппарат и чтобы мозжечок начал настраивать работу нервной системы. Можно положить на стул или под ноги ребенку балансировочную подушку — тогда ему не придется вертеться.
- Помочь ребенку обеспечить порядок на парте, убрать яркие предметы, создающие визуальный шум.
- Проконтролировать, чтобы у ребенка на парте была вода (лучше в бутылке-непроливайке): это необходимое условие для продуктивной работы нервной системы.
- Менять виды активности: письменные задания, устные ответы, просмотр пособий или видео, дидактическая игра.
- Вместе с ребенком придумать секретный знак, с помощью которого можно привлечь его внимание и вернуть к работе (например, положить руку на плечо или хлопнуть в ладоши).
Где искать поддержку
Работа с учеником с СДВГ требует больших эмоциональных и энергетических ресурсов. Чтобы избежать профессионального выгорания, педагогу нужно обращаться за помощью к другим.
Внешнюю поддержку могут оказать психолог и социальный педагог школы. У них можно получить консультацию по формам взаимодействия, по психологическим играм и техникам.
Обязательно нужно опираться на помощь родителей ребенка. С ними стоит обсудить единую стратегию обучения и воспитания, обозначить общие цели и держать связь, чтобы ситуация была под контролем.
Если ребенок посещает коррекционные занятия стороннего психолога, можно связаться с ним и получить рекомендации по общению и обучению. Педагогу рекомендуется и самому работать с психологом, чтобы поддерживать эмоциональное состояние в норме.