Как сочинить сказку для ребенка

В современном мире для многих детей сказка остается по-прежнему одним из самых интересных жанров, будь то книжка, мультфильм или просто история, рассказанная мамой или папой. Однако современных детей не так просто заинтересовать сказкой из книжки – ведь по телевизору и интернету можно посмотреть столько разных мультиков. Если дети отказываются читать или слушать сказки, есть выход – родители могут сочинить сказку сами!

Это не только увлекательно, но и полезно — ведь кто как не родители знают характер своего ребенка и его потребности. Эти знания можно и нужно использовать, сочиняя сказку. И вот несколько подсказок, как творчески подойти к этой задачке.

1. Во-первых, нужно выбрать то, что вы хотите донести до ребенка: какую-то важную ценность или хорошую черту характера. Не нужно перегружать сказку сразу несколькими идеями — лучше всего сосредоточиться на какой-то одной. Например, мы решили рассказать ребенку об умении прощать.

2. Идем дальше. Для того чтобы ребенку было интересно слушать или читать сказку, нужно, чтобы он отождествил себя с интересным героем, который напоминал бы ему себя самого. Можно использовать в качестве персонажа животное, которое любит ребенок, его любимую игрушку или даже неодушевленный предмет. Можно назвать героя именем ребенка. Главное, чтобы ребенок симпатизировал вашему сказочному герою.

3. Цель истории мы знаем, герой тоже есть, что же делать дальше? Сам по себе герой не интересен без событий, которые с ним происходят, и препятствий, которые ему приходится преодолевать (а как же без них!). И здесь события непосредственно связаны с основной идеей сказки. Хотите рассказать ребенку об умении прощать? Тогда персонаж должен сначала на кого-то обидеться, как бы грустно это ни звучало. Это может быть друг, брат или сестра или даже родитель. Если ваш ребенок действительно обижен на брата или друга, смело берите последнего в качестве второго персонажа, придумывайте ситуацию, похожую на ту, из-за которой обиделся ваш ребенок, а в финале пусть главный герой простит своего обидчика. Таким образом вы покажете ребенку конфликт со стороны.

4. Что же может делать персонаж сказки в основном действии сюжета? Да все что угодно — главное, не забывать об основной идее сказки. Можно отправить обиженного героя сказки в волшебную страну, где ему предстоит пройти испытания, чтобы вернуться обратно. Можно придумывать любые преграды для персонажа — главное, чтобы победа над всеми сложностями в результате служила основной цели.

Если сказка об обидах и обиженных, то и персонаж должен вставать перед выбором — обижать или не обижать, обижаться или прощать. Если сказка о том, как победить свой страх, то персонаж должен бояться совершить что-то важное, но в конечном итоге решиться.

При этом герою сказки должно постоянно что-то или кто-то мешать и отвлекать его от выполнения основной цели. Если персонажу нужен ключ, чтобы открыть сундук и достигнуть цели, то этот ключ должна проглотить жаба и ускакать на болото, куда персонаж совершенно не планировал идти, но уже придется. Важно: каждая последующая преграда на пути героя должна быть сложнее и страшнее предыдущей. Не бойтесь резких поворотов сюжета, так вы сможете удерживать внимание слушателя.

5. Теперь ваш персонаж обижается, ему есть, что делать, но как все это подать? Не стоит забывать о возрасте ребенка, ведь сложные предложения и витиеватый язык могут быть тяжелы для детского восприятия. Сочиняйте просто. Следует помнить и об игровой подаче материала — не пренебрегайте обращением главного персонажа к читателю, пусть ваш герой просит помощи у ребенка.

Например, если ребенок боится темноты, то сказочный персонаж тоже должен бояться темноты. В какой-то момент персонаж может попросить ребенка вместе с ним сходить в темный шкаф и, произнеся волшебную считалочку, избавиться от страха. После этого герой, победивший страх, обещает ребенку, что если ему станет страшно, волшебная считалочка обязательно поможет. Не забудьте выучить эту считалочку вместе с ребенком.

Кстати, никогда не стоит забывать о волшебстве. Сказка должна быть особым миром, отличающимся от повседневной реальности. В волшебном мире даже облака в небе умеют разговаривать и летать куда захотят. Не ограничивайте свое воображение. Добавляйте в сказку любых волшебных животных, магические перевоплощения и превращения, но знайте меру, ведь любое волшебство действует не просто так, а для чего-то. Если, например, герою сказки необходимо научиться прощать, то по взмаху волшебной палочки он может попасть в страну, где сам кого-нибудь обидит, и этот кто-то его в конце концов простит. А по возвращении в реальный мир герой сам простит своего обидчика. Иными словами, можно поставить персонажа в ситуацию, когда он и обидчик, и обиженный. Это поможет раскрыть ситуацию лучше, и покажет ребенку и ту, и другую сторону.

6. Любая хорошая сказка всегда чему-то учит и имеет свой смысл. Важно, что любое действие, совершающееся в сказке, должно происходить не зря и иметь последствия. Ничто не должно происходить бесследно. Если это злой поступок, то и последствия будут такие же, а если добрый, то последствия будут добрыми.

Дети мыслят образами. Если на примере сказочных персонажей объяснить ребенку, почему нужно поступать определенным образом, и к чему может привести то или иное действие, то он поймет это лучше, чем если вы просто скажете ему напрямую.

Опирайтесь на эти простые советы, чтобы сочинить свою первую сказку, но помните, что самый верный подсказчик и муза — родительская интуиция. Именно она поможет вам придумать самую интересную и добрую сказку для вашего любимого чада. Удачи и вдохновения!

 

Артем Гончаренко

Источник


 

«Дорога сказок»: российско-китайский фестиваль для школьников

Как выбирать детские книги, чтобы ребенок полюбил чтение

Как научить ребенка читать: методики от опытного педагога