Как школьная служба примирения помогает решать конфликтные ситуации?
Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций
Уже на протяжении многих лет в школьную практику внедряются медиативные технологии, которые успешно реализуются в образовательных организациях. В 2020 г. Министерство Просвещения опубликовало Методические рекомендации от 28.04.2020 № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» вместе с «Методическими рекомендациями по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях и в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Данные рекомендации предполагают, что медиативные и восстановительные практики могут быть организованы в школе в двух вариантах: служба школьной медиации или школьная служба примирения. В таких практиках могут участвовать все участники образовательных отношений. Медиативные и восстановительные практики могут использоваться для профилактики и снижения рисков возникновения конфликтных ситуаций и противоправных действий в образовательной среде. Часто встречающиеся в школьной среде реакции в конфликте: оскорбление, угрозы, манипуляция, обесценивание, травля, изгнание из класса, которые деструктивно влияют на атмосферу в образовательной организации и социализацию детей и подростков. Для решения таких конфликтных ситуаций существует медиация.
Медиация означает способ разрешения споров мирным путем на основе выработки взаимоприемлемого решения при содействии нейтрального и независимого лица — медиатора.
Медиативные и восстановительные практики в образовании способствуют формированию культуры диалога, способности людей понимать друг друга и договариваться при решении сложных ситуаций.
Необходимая нормативная документация для организации службы школьной медиации (далее — СШМ)
- Положение о СШМ, которое согласовывается с советом образовательной организации или организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (совет обучающихся, совет родителей — если таковые имеются).
- План работы службы медиации.
- Журнал учета обращений в службы школьной медиации.
Для функционирования СШМ рекомендуется включить в работу координатора СШМ, одного или нескольких специалистов СШМ, а также обучающихся из «групп равных». «Группы равных» — это группа обучающихся, которая объединена для обучения медиативному подходу с целью приобретения навыков поведения в ситуациях стресса и конфликта, предупреждения конфликтов среди сверстников. Участие в «группе равных» — это способ, позволяющий приобретать опыт участия в принятии решений, проявления активной жизненной позиции, уважительного и чуткого отношения к потребностям окружающих. Организация такого обучения возможна в рамках внеурочной деятельности, на классных часах или любыми другими удобными способами, предусмотренными или отвечающими целям и содержанию основной обучающей программы образовательной организации.
Специалистом СШМ может стать сотрудник образовательной организации.
С чего нужно начать организацию Школьной службы примирения (далее — ШСП)
ШСП — это оформленное объединение ведущих восстановительных программ (взрослых и школьников-волонтеров), которое проводит восстановительные программы в образовательной организации, а также осуществляет иную деятельность в рамках восстановительного подхода в целях профилактики эскалации конфликтов, сложных ситуаций, деструктивного поведения и правонарушений несовершеннолетних в образовательной организации. ШСП помогают участникам образовательных отношений в конфликтной/проблемной ситуации укрепить сотрудничество и ответственную позицию, вместе найти решение и согласованно его реализовать.
В целях организации работы ШСП утверждается положение о ШСП, которое важно согласовать с советом образовательной организации.
Состав школьной службы примирения:
а) один или несколько обученных взрослых — ведущих восстановительных программ, один из которых назначается куратором (руководителем) ШСП;
б) как правило, команда школьников-волонтеров ШСП, проводящих восстановительные программы между сверстниками.
В деятельности службы могут принимать участие представители родительского сообщества. Школьников-волонтеров ШСП обучают на тренингах.
Для создания ШСП предлагается:
а) выбрать одного или нескольких человек, заинтересованных в работе ШСП;
б) провести их обучение у практикующих ведущих восстановительных программ в сфере образовательных отношениях;
в) разработать механизмы передачи информации о конфликтах и правонарушениях в службу примирения;
г) разработать формы учета результатов проведения восстановительной программы (журнал поступления заявок и форму фиксации результата восстановительной программы).
При проведении восстановительной программы по случаю совершенного несовершеннолетним общественно опасного деяния, ведущему восстановительных программ важно понимать юридические последствия проведенной программы и информировать участников о способах учета результатов данной работы в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, правоохранительных органах или суде.
Роль ведущего в рамках проведения восстановительных программ
Восстановительный подход реализуется в восстановительных программах (восстановительная медиация, семейная конференция, круг сообщества). Ведущий восстановительных программ — специалист и/или школьник-волонтер, обученный проведению восстановительных программ. Позиция ведущего восстановительных программ является нейтральной по отношению к участникам ситуации. Он в равной степени поддерживает усилия сторон, направленные на урегулирование конфликтной ситуации и/или восстановительное реагирование на общественно опасное деяние несовершеннолетнего. Ведущий восстановительных программ в коммуникации занимает понимающую (а не экспертную) позицию, не консультирует, не советует, и не оценивает. Он готовит стороны конфликта к совместной встрече и создает наилучшие условия для реализации в ней ценностей примирения.
Ведущий не может побуждать стороны к принятию того или иного решения по существу конфликта.
Письмо Минпросвещения от 28.04.2020 № ДГ-375/07 «О направлении методических рекомендаций» предлагает перечень ситуаций, в которых может применяться восстановительная программа.
Ситуация | Восстановительная программа |
Конфликт между обучающимися, в том числе с участием их родителей (законных представителей). Пример: обучающиеся и их родители (законные представители) изначально не хотят мириться, настроены жаловаться, враждовать и так далее. | Восстановительная медиация |
Конфликт между родителем обучающегося и педагогом | Восстановительная медиация |
Многосторонний конфликт с участием большинства учеников класса. Конфликт среди группы родителей обучающихся класса. Класс «поделился» на враждующие группировки или большая часть класса объединилась против одного (травля). | Круг сообщества |
Отсутствие партнерства школы и родителей. Развитие класса как команды. Профилактика возможных конфликтов. Формирование нового класса, слияние классов и т.д. | Профилактические восстановительные программы |
Конфликт между педагогами. | Восстановительная медиация |
Конфликт на стадии эскалации с большим числом участников. В конфликт включились группы родителей обучающихся, представители администрации образовательной организации, средств массовой информации, иногда уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, правоохранительные органы. | Школьно-родительский совет |
Конфликт в семье | Восстановительная медиация |
Отсутствие взаимопонимания между родителями и ребенком, ребенок совершает правонарушения, систематически пропускает по неуважительным причинам занятия в образовательной организации, находится в социально опасном положении и т.д. | Семейный совет (семейная конференция) |
Совершение несовершеннолетним общественно опасного деяния, в том числе с возбуждением уголовного дела либо при отказе в его возбуждении, с последующим рассмотрением ситуации на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Несовершеннолетний, находящийся в трудной жизненной ситуации, в конфликте с законом. | Восстановительная медиация. Семейный совет (семейная конференция) |
Напряженные отношения в «педагогической команде» (объединение разных педагогических коллективов в единый образовательный комплекс, назначение нового директора образовательной организации и т.п.). | Круг сообщества |
Круг ситуаций, которые может охватить школьная медиация достаточно широкий. Благодаря такому подходу медиация получила огромную популярность в школьной среде.
Этапы примирительной программы:
а) получение информации о происшествии или запроса;
б) проведение индивидуальной/предварительной встречи (или серии встреч) с каждой из сторон;
в) проведение общей совместной встречи всех заинтересованных участников для обсуждения ситуации, поиска выходов и разработки согласованного решения, соглашений или плана;
г) обратная связь от участников по выполнению принятых ими решений.
Школьная служба медиации самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
Администрация общеобразовательной организации предоставляет школьной службе медиации помещение для сборов и проведения процедуры медиации, а также возможность использовать иные ресурсы общеобразовательной организации. Восстановительная медиация является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы школьной медиации и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
Сафиулина Нурия Романовна, педагог-психолог, омбудсмен одной из школ города Москвы