Как развивать эмоциональный интеллект детей на уроках ИЗО

О том, что такое эмоциональный интеллект и какие техники помогут его развить на уроках изобразительного искусства, рассказывает Светлана Подъянова, директор детского сада и школы «Талантвилль» (г. Москва).

Что такое эмоциональный интеллект и зачем он детям

Определений эмоционального интеллекта (ЭИ) несколько, но все они сводятся к тому, что это способность человека распознавать чувства и эмоции — свои и других людей — и управлять ими для решения практических задач.

Эту способность стали отдельно выделять относительно недавно, в 60-е годы 20 века. Она относится ко всем известным soft skills, которые сейчас имеют огромную ценность в корпоративном мире. Например, по данным Всемирного экономического форума в Давосе, эмоциональный интеллект стал одним из 10 ключевых рабочих навыков.

Что развитый ЭИ дает ребенку:

  • Помогает учиться и общаться.

И в детском, и во взрослом мире самое главное — это уметь общаться, договариваться, работать в команде. Дошкольник или младший школьник с развитым ЭИ лучше взаимодействует со сверстниками, быстрее заводит друзей. Если такой ребенок почувствует, что другому что-то не нравится, он вовремя среагирует и поменяет поведение. А если он устал или огорчен, и чувствует, что не может сконцентрироваться на учебе, он способен объяснить это взрослому и договориться об отдыхе. Кроме того, дети с развитым эмоциональным интеллектом охотнее и активнее играют. А игра — это ведущий вид деятельности для малышей, через который они учатся и познают мир.

  • Повышает стрессоустойчивость и самооценку.

Развитый эмоциональный интеллект помогает общаться со взрослыми, которые ведут себя по-разному: срываются, ругаются, грустят. Если ребенок с развитым ЭИ получает неожиданную обратную связь, он не принимает критику на свой счет, не замыкается в себе и не начинает испытывать вину. Он способен понять: дело не в нем — просто взрослому, который на него накричал, сейчас плохо.

  • Формирует позитивное отношение к правилам.

Любые правила — игры, поведения на уроке — ребенок с развитым ЭИ воспринимает как нормальные условия, а не как попытку ущемить его личную свободу. Для него это просто информация, ничего личного.

Два правила для родителей и педагогов

Эмоциональный интеллект — врожденная способность, и она будет на высоком уровне, если с раннего возраста взрослые поощряют у ребенка экологичное выражение эмоций, подают личный пример. Для этого школе «Талантвилль» мы советуем и педагогам, и родителям следовать двум базовым правилам:

  1. Сочувствовать детям в самых обыденных делах.

Проявлять эмпатию, если ребенок уже в агрессии, без опыта сложно — сразу включается классическое «Перестань кричать», «Смотри, все сидят тихо», «Успокойся». В школе «Талантвилль» мы рекомендуем всем педагогам начинать с сочувствия в позитивных ситуациях: проговаривать чувства ребенка и присоединяться к ним.

Например, ребенок пришел ко взрослому с поделкой, которую он сам сделал — он хочет поделиться своей радостью. Задача педагога не просто дежурно похвалить, а искренне разделить эту радость с малышом. Проговорить: «Как я за тебя рад!».

Если ребенок огорчен, например, не хотел идти в садик, взрослому нужно догадаться, что он чувствует и проговорить это: «Устал? Не выспался? Понимаю как тяжело вставать утром!».

  1. Использовать медиацию в случае конфликтов.

То есть сочувствовать обеим сторонам. Обычно взрослый сразу спрашивает одного из поссорившихся: «Что ты сделал?». Но в конфликте всегда участвуют двое. И задача — проявить эмпатию к каждому: выслушать обе версии и выяснить, какие чувства испытывали оба участника ссоры. А в конце решить, как и тот и другой впредь будут договариваться друг с другом.

Так разбирать конфликты получится с детьми уже начиная с 4 лет. Нюанс: к медиации стоит приступать только тогда, когда оба участника готовы к спокойному разговору. Об этом их нужно обязательно спрашивать.

Как развивать ЭИ на уроках ИЗО

Из всех дисциплин очень большой потенциал в развитии эмоционального интеллекта у уроков ИЗО. Ведь изобразительное искусство — это передача культуры, опыта и эмоций в живописном произведении.

Вот несколько упражнений, которые пригодятся, чтобы развить ЭИ на творческих занятиях.

Изучить колесо эмоций

Колесо эмоций — схема, которую придумал американский психолог Роберт Плутчик. Он считал, что у человека есть всего 8 базовых чувств — гнев, страх, печаль, отвращение, удивление, ожидание, доверие и радость. Смешиваясь, они дают более сложные переживания. Свою теорию Плутчик представил в виде круга, где каждой эмоции соответствует свой цвет.

Познакомьте учеников с этой схемой, чтобы они пополнили свой словарный запас и научились точнее называть оттенки чувств. Это подготовительная работа, чтобы  конце занятия, на этапе рефлексии, им было удобнее обсуждать свои эмоции вместе с классом.


Колесо эмоций Роберта Плутчика

Описывать произведения живописи

Покажите детям картину и попросите описать, что чувствует ее герой или какие переживания вызывает эта работа в целом. Примерные вопросы:

  • Кто этот герой?
  • Что он чувствует?
  • Какое настроение у картины?
  • Что бы ты испытывал на его месте?

Для такого задания лучше подойдут полотна, в которых нет одной преобладающей эмоции. Например, «Ребенок с голубем» Пабло Пикассо или «Разговор» Анри Матисса. В этих случаях, описывая картину, дети будут больше говорить о себе, о своих переживаниях, которые они вкладывают в картину.


Пабло Пикассо «Ребенок с голубем», 1901 г.

Можно разделить учеников на группы. Каждая будет описывать свою картину, а потом расскажет о ней всему классу. А на дом дать задание нарисовать свой сюжет на эмоцию одной из работ.


Источник