Как помочь себе и детям в стрессовых ситуациях
Темой Всероссийских открытых родительских онлайн-собраний, прошедших 26 и 28 октября, стало «Психологическое равновесие». Эксперты рассказали родителям о том, как вести себя в стрессовой ситуации, сохранять стабильное психологическое состояние, как разобраться в особенностях тревожного состояния ребенка и помогать детям разного возраста преодолевать стресс.
Родители узнали о причинах потери контроля над своими эмоциями, о том, какие бывают формы реакции на стресс и чрезвычайные ситуации, а также о том, как быстро взять себя в руки и найти выход из стрессовой ситуации.
Эксперты подчеркнули, что состояние детей напрямую зависит от состояния родителей, поэтому взрослым важно сохранять самообладание.
В проведенном на улицах Москвы опросе родители поделились, как они воспринимают стрессовые ситуации, как удается сдерживать свои эмоции при ребенке и справляться со стрессом.
В новом сезоне поменялся формат проекта: для родителей дошкольников, школьников и студентов СПО теперь одновременно проходят три трансляции. В эфире онлайн-собрания о детском стрессе родителям рассказали представители Федерального координационного центра по обеспечению психологической службы в системе образования Российской Федерации Московского государственного психолого-педагогического университета.
Родители дошкольников узнали, как и когда формируется психика ребенка, что такое кризис трех лет и в каких формах в этом возрасте проявляется стресс, как построить доверительные отношения с ребенком и есть ли в воспитании границы. В этот период мамам и папам важно обращать внимание на поведение ребенка и чаще включаться с ним в диалог, в котором необходимо проговаривать и описывать эмоции.
Эксперты отметили, что сложность отношений между родителями и детьми в дошкольном возрасте состоит в том, что дети не могут рассказать, что с ними происходит. Родители узнают о стрессе по каким-то внешним признакам. Важно наблюдать за ребенком во время игры: это поможет наглядно увидеть, что с ним происходит.
Для родителей школьников темой обсуждения стал подростковый кризис: с какого возраста он начинается и как проходит, что меняется в ребенке в период кризиса и как родителям помочь подростку пережить его. Родители узнали, как построить открытый и честный диалог с подростком, как проявляются защитные механизмы в этот период у ребенка, когда в подростковом возрасте происходят изменения и как помочь детям их принять.
Родителям, чьи дети уже учатся в колледжах или техникумах, в эфире раскрыли темы межличностных отношений: как помочь их выстроить со сверстниками, какие конфликты и с кем чаще всего возникают у подростков, насколько сильно стресс влияет на психику подростка. Родители также узнали, как избежать манипуляций со стороны ребенка, нужно ли давать ему совершать ошибки и как помочь подростку в беде, если он находится в другом городе.
Записи всех эфиров доступны в официальном сообществе Минпросвещения России в социальной сети «ВКонтакте», на официальном сайте Института изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования и в его сообществе в соцсети «ВКонтакте».
Всероссийское открытое родительское собрание проводит Министерство просвещения Российской Федерации в рамках федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование». Организатор – Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО.