Как облегчить жизнь школьникам, страдающим дислексией

Детям с дислексией непросто даются письмо и чтение, поэтому школьное время становится для них настоящим испытанием. Такие ученики нуждаются в особой поддержке со стороны педагогов, особенно это касается ребят подросткового возраста. В нашей статье рассказываем, как можно им помочь.  

 

Дислексия – специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом – такое определение дает Международная ассоциация дислексии.

Для того чтобы школьники с таким расстройством чувствовали себя максимально комфортно, учителям стоит придерживаться нескольких довольно простых правил.

Признание

Взрослые порой даже не осознают, какой стресс испытывают дети с дислексией. Они знают, что читают хуже своих сверстников, при этом прикладывая куда больше усилий, им постоянно приходится заниматься с репетиторами. Но на вопрос «почему?» ответа у них нет. Между тем осознание и понимание причины происходящего может помочь ребенку обрести чуть больше уверенности в себе и своих силах. Начинать объяснять ему, что такое дислексия и как она проявляется, стоит в начальных классах. Причем само слово «дислексия» должно звучать достаточно часто и буднично. Также можно рассказать ребенку об известных личностях с таким же расстройством, чтобы у него появились примеры для подражания.

Признание проблемы педагогом тоже немаловажно. Ребенок с дислексией медленно продвигается в обучении, но отсутствие успехов не его вина. Покажите, что вы готовы поддержать ученика, и будьте терпеливы.

Обучение навыкам самозащиты

Чем больше ребенок знает о своей проблеме, тем больше шансов, что он не станет жертвой травли. Желательно, чтобы он знал и о том, чем дислексия не является, это поможет ему правильно реагировать на нападки обидчиков. Например, если кто-то скажет, мол, «дислексия заставляет человека видеть слова задом наперед», подготовленный ученик спокойно парирует, что это не так.

Кроме того, если в вашем классе есть ребенок с таким расстройством, можно попросить родителей других детей объяснить им, что к однокласснику нужно относиться с пониманием.

Можно провести и небольшую лекцию для класса, чтобы ребята понимали, с какими трудностям сталкивается человек с дислексией.

Важно помнить, что такие мероприятия можно проводить только с согласия родителей и самого ребенка.

Оптимизация

Чтобы облегчить детям с дислексией жизнь, нужно под них подстраиваться. Например, позволить преобразовывать одни виды деятельности в другие.

  1. Преобразование речи в текст. Это позволяет школьникам продемонстрировать свое владение языком. Если ребенок знает, что не будет наказан за ошибки, с большой вероятностью он станет использовать в письменной речи сложные обороты и лексику более высокого уровня.
  2. Преобразование текста в речь. Прослушивание текста позволяет взаимодействовать с более сложной информацией. Многие дети с дислексией отдают предпочтение произведениям с простой лексикой, однако это не значит, что они интеллектуально не способны понимать более сложную литературу. В данном случае аудиокниги могут стать хорошим помощником в учебе.
  3. Набор текста на клавиатуре. Многие люди с дислексией страдают также и дисграфией (расстройством, характеризующимся проблемами с письмом). Для них хорошим решением станет замена ручки клавиатурой. Набор текста на компьютере позволит ребенку не отвлекаться на проблему и продемонстрировать свои интеллектуальные способности.

Отсутствие давления

И последнее, но не менее важное: от школьников с дислексией никогда не нужно требовать, чтобы они читали перед всем классом. Дети должны делать это исключительно добровольно. Взрослые, страдающие дислексией, часто говорят, что чтение вслух – это детская травма, о которой они никогда не забудут.

Социальное и эмоциональное здоровье человека с дислексией важнее всего остального. Необходимо давать таким ученикам возможность участвовать в учебном процессе на том уровне, на котором они способны это делать. Школьный опыт не должен быть полон стрессов и тревог, в этом случае дети смогут справиться с расстройством, когда станут взрослыми.


Источник