Как не сломаться в первый год работы в школе: советы молодым учителям

Полина Логинова, учитель изобразительного искусства с 11-летним стажем, обобщает свой опыт и рассказывает о том, как не выгореть в первые годы работы.

«Когда я только начинала работать преподавателем, мне очень не хватало «феи-крестной» которая помогала бы мне разобраться во всех тонкостях работы и научила бы отделять важные задачи от неважных, серьезные проблемы от несерьезных. Сейчас во многих школах действуют программы наставничества, но часто они существуют лишь номинально, поэтому начинающие учителя чувствуют себя растерянными и нуждаются в поддержке», — говорит Полина. По просьбе Педсовета она отвечает на самые острые вопросы молодых коллег.

Вопрос 1: «Как успевать все, что требуется, и не потерять себя?»

Анастасия Шкаева, студентка педвуза, будущий учитель изобразительного искусства. 

  1. Идите по пути наименьшего сопротивления.

Нужно постараться выстроить взаимодействие с родителями, коллективом и учениками, чтобы точек пересечения было как можно больше.

Если дети хотят играть в телефон, а вы хотите дать им новую тему — найдите игру, которая поможет вам. Если у вас есть задача, которую нужно сделать, узнайте, как ее выполняют коллеги, предложите выполнить ее вместе, разделив объем работы. Узнайте у родителей своих учеников, какие качества своих детей они бы хотели развить — так вы увидите, к чему вы сможете привлекать ребят, рассчитывая на поддержку семей.


Не любите работу в летнем пришкольном лагере? — Отправляйтесь с детьми на прогулку! Пленэр на моей любимой улочке Сергиева Посада. Занятие — отличный повод прогуляться моим любимым маршрутом.

  1. Смотрите на отчеты как на повод для рефлексии.

В школе есть много вещей, которые вызывает отторжение: бесконечные планы и отчеты, курсы повышения квалификации, конкурсы. Но планы и отчеты, если их делать с душой, — на самом деле невероятно качественная аналитика и повод для рефлексии.

Если вы начнете применять результаты этих отчетов в своей работе, то поразитесь тому, как пустые бумаги наполняются смыслами. А если скучный отчет по занятости учащихся превратить в классный час, на котором все расскажут о кружках и своих достижениях, а староста в роли секретаря конференции заполнит таблицу, которую требует завуч, то от этого отчета вы даже получите удовольствие.

  1. Делегируйте задачи ученикам.

Очень многое из того, что делают учителя, могут и должны делать дети. Пусть они документируют классные часы и мероприятия, фото с которых требуют завучи. Поручайте ученикам задания. Зажигайте их своими идеями и делайте вместе! Для ребят это будет уникальный образовательный опыт. Но не пытайтесь вовлечь сразу всех: начните с одного, двоих, подбирая задачи по интересам.

  1. Уделяйте время себе.

Ваше эмоциональное состояние, внешний вид — часть вашей профессии. Относитесь к этому как своей профессиональной обязанности. Хороший сон, правильная еда, концерты — это то, что даст вам сил, а для ваших учеников станет хорошим примером.

  1. Окружите себя комфортными вещами.

Купите пульт для переключения презентаций, переносной проектор, маркеры, которые вам нравятся, удобную обувь. Возможно, что-то из этого вы можете заказать у завхоза. Возможно, чтобы это приобрести, вам придется выполнить какую-то дополнительную работу или потратить на улучшение рабочего места свою премию, но поверьте — оно того стоит.

Читайте также: Тайм-менеджмент в школе. Советы учителю

Вопрос 2: «Как выстроить дисциплину и поддерживать на уроках рабочую атмосферу?»

Дмитрий Балуков, учитель истории и обществознания в школе № 16 Сергиева Посада, работает в школе с 2021 года.

Составьте кодекс поведения.

Крайне важно определить для себя, с чем вы готовы мириться, а с чем — нет. Сделайте это письменно. Затем вместе с детьми обсудите основные правила поведения, познакомьте их со своим списком точно «Да» и точно «Нет», выслушайте их. Включите в список третий пункт «Иногда можно» и придите к договоренности. Лучше, чтобы пунктов, которые нельзя нарушать, было не много, ведь для того, чтобы система работала, необходимо придерживаться правил постоянно. Здраво оцените свои возможности: если вы не сможете отслеживать соблюдение правил постоянно, то из этой затеи ничего не выйдет.

В Мягкой школе Элы Глушковой есть интересное задание «Супер-захват». Смысл его в том, что родитель хватает и скручивает ребенка, а ребенку нужно из этого захвата выкрутиться, причем родителям запрещается ослаблять захват в процессе выполнения упражнения. Один из глубинных смыслов этого задания — хватать ребенка так, чтобы, с одной стороны, освободиться было не очень легко, а с другой, выполнимо. Часто родители так и норовят сначала «закрутить гайки», а потом дать поблажку, пожалеть! Постарайтесь создать для ребят такие правила и рамки, которые вы сможете контролировать и которые не придется ослаблять.

Обсудить правила можно в чате, а собрать предложения — в сервисе для проведения опросов. Будет здорово, если «устав» ребята сами оформят в виде памятки или плаката.

Читайте также: 6 советов, которые помогут сохранить дисциплину в классе 

Вопрос 3: «Как мотивировать школьников учиться и выполнять домашние задания?»

Дмитрий Бойко, учитель английского языка в гимназии № 5 Сергиева Посада, работает в школе с 2021 года.


Мастер-класс по теме «Художники и их картины», в котором ребята приняли участие со своими семьями, позволил легко и непринужденно изучить большой объем информации и заручиться поддержкой родителей

На уроке:

  1. Ставьте маленькие задачи и цели на урок и заранее продумывайте, как проверить их достижение. Важно чтобы и вы, и дети видели, что справляетесь. Это здорово мотивирует. Почувствуйте разницу в формулировке цели: «Развить критическое мышление» или «Найти не менее 5 вызывающих сомнение фактов в тексте».
  2. Разработайте задания разной сложности: иногда дети не делают задание не потому, что не хотят, а потому что оно кажется им либо слишком сложным, либо слишком простым.
  3. Попробуйте геймифицировать процесс выполнения рутинных задач. Например, выдавайте детям стикеры или другие знаки поощрения.

Дома:

  1. Старайтесь делать основную работу в классе и задавайте как можно меньше домашнего задания — пусть это будет реально необходимый минимум. Предлагайте детям к просмотру ролики из интернета по теме урока, задействуйте цифровые тренажеры.
  2. Задавайте на дом работу в командах и парах. Например, ученик, который хорошо разобрался в теме, получает задание помочь разобраться соседу по парте. В случае успешного ответа у одного, второй также получает положительную оценку или какой-то бонус от учителя.

Однако не выполнить домашнее задание дети могут и по причинам, которые от них не зависят. Постарайтесь понять, почему у ребенка возникли эти сложности. Не всегда отсутствие домашнего задания говорит об отсутствии мотивации. А вот негативное подкрепление в виде плохой оценки снижает интерес.

Читайте также: Как вовлечь детей в учёбу: 7 простых приёмов от выпускников Центра опережающей педагогики

Вопрос 4: «Как добиться того, чтобы мнение начинающего педагога было значимо для администрации или других опытных педагогов?»

Анастасия Шкаева, студентка педвуза, будущий учитель изобразительного искусства. 

В любом коллективе для того, чтобы заслужить авторитет, нужно время и регулярное подтверждение вашей экспертности. Однако открытость в общении, умение вести диалог и идти на компромисс ускорят этот процесс.

 

  1. Прочитайте устав школы и должностные обязанности.
  2. Познакомьтесь с правилами поведения в вашем учебном заведении.
  3. Уточните у коллег — возможно, в вашем коллективе есть негласные правила, которым все следуют.
  4. Выясните, кто из администрации школы за что отвечает и по какому вопросу к кому обращаться.
  5. Пейте чай в учительской и разговаривайте с коллегами на повседневные темы.
  6. Постарайтесь найти себе единомышленников.
  7. Избегайте обсуждения сплетен.
  8. Познакомьтесь с активными учителями, которые вам импонируют. Наверняка в школе практикуется наставничество — проявите инициативу и выберите себе наставника сами.
  9. Спрашивайте! То, что вы чего-то не знаете, — еще не признак вашей некомпетентности. Многие преподаватели с удовольствием поделятся с вами собственным опытом.
  10. Если вам кажется, что вы знаете, как нужно делать, все равно спросите — возможно, есть нюансы работы именно в этом коллективе. Если вам тяжело спрашивать — развивайте наблюдательность, изучите стратегии поведения ваших коллег.


Организованная мной олимпиада по изобразительному искусству позволила гимназии стать инновационной площадкой по работе с одаренными детьми

Читайте также: Молодо-зелено, или Как начинающему педагогу заслужить уважение коллег

Вопрос 5: «Как совладать с собственной неуверенностью и отсутствием необходимого опыта?»

Дарья Сычева, учитель истории и обществознания в гимназии № 5 Сергиева Посада, работает в школе с 2020 года.

Знать ответы не на все вопросы — это нормально. Транслировать эту мысль ученикам крайне важно для создания ситуации успешности на уроках.

Вы можете использовать ситуацию, которая, на первый взгляд, демонстрирует вашу некомпетентность как новый педагогический опыт для учеников. Если вы не сдержали эмоции — извинитесь. Если не смогли ответить на вопрос — найдите ответ вместе с учениками. Если не уверены в правильности выбора — устройте дебаты.

Другой очень важный момент, который помогает бороться с неуверенностью, — это постоянное развитие и самообразование. Подпишитесь на блоги близких вам по духу учителей, новостные рассылки министерства образования, крупных педагогических сообществ.

Полезные Телеграм-подписки от Полины Логиновой:

https://t.me/pedsovet

https://t.me/skillbox_media_education

https://t.me/pedagogi_online

https://t.me/uchtochka

https://t.me/edtrends

https://t.me/dimazicer1

https://t.me/budni_zaucha

https://t.me/ze_project

https://t.me/school_community

https://t.me/teachID

https://t.me/geek_teachers

Сформируйте вокруг себя информационное поле, которое будет направлять вас и поддерживать. А еще прочитайте книгу Дуга Лемова «Мастерство учителя» — в ней описано множество приемов на все случаи педагогической жизни!

Будьте готовы к тому, что красивая, стройная система, которую вы создавали, в какой то момент перестанет работать. Не бывает одного решения для всех. Школа — живой организм: меняются дети, меняются коллеги, меняетесь вы. Пусть ваши подходы к преподаванию тоже будут гибкими и изменчивыми. Находите время, чтобы остановиться и порефлексировать: все ли прошло так, как вы задумали, что можно изменить, что попробовать в следующий раз.

Первое время вы, скорее всего, будете чувствовать себя покинутым. Вы увидите многое из того, что вам не понравится, многое будет отличаться от ваших представлений. Но пройдет год-другой, и вы получите опыт, а соблюдая эти советы, — сохраните себя.


Источник