К деньгам надо относиться, как к инструменту, а не как к единственной цели
По данным опросов, в числе предметов, которые стоит добавить в школьную программу, лидирует финансовая грамотность — на это указали 57% респондентов.
Почему финансовую грамотность стоит изучать в школе, рассказывает директор Ассоциации развития финансовой грамотности, доктор экономических наук, профессор РАНХиГС Вениамин Каганов.
— С сентября 2022 года в России внедряют обновленные ФГОС начального и основного общего образования, с сентября 2023 года планируется реализация ФГОС среднего общего образования. Теперь преподавание финансовой грамотности становится обязательным с 1 по 11 классы. Почему детям важно овладевать основами финансовой грамотности начиная с младшего школьного возраста?
— Работа по включению в федеральные стандарты этого предмета началась еще в 2017 году, в рамках стратегии развития финансовой грамотности, срок которой в этом году заканчивается (уже разработана новая стратегия до 2030 года). В рамках той стратегии приоритетом считалось формирование подходов к финансовой грамотности в системе образования. И это было оправдано, поскольку в то время уроки финансовой грамотности мало где велись, в основном в формате элективных курсов и не системно. Но все понимали, что необходимо воспитывать новое поколение, которое будет грамотно управлять финансовыми ресурсами. За эту работу отвечали Центральный банк и Министерство науки и образования РФ, а в дальнейшем Министерство просвещения РФ. Наконец, в результате серьезной и кропотливой работы в процессе изменения ФГОС эти вопросы были учтены. Стандарты не предполагают создание нового предмета. Все, что связано с дисциплиной «финансовая грамотность», будет проходить в разных классах в рамках разных учебных дисциплин. Это и обществознание, и математика, и экономическая география, и ряд других предметов.
Сам объем предусматриваемых занятий небольшой — от 12 до 18 часов в зависимости от класса. С одной стороны, это уже немало, но с другой, это не предполагает существенной проработки тех или иных вопросов.
Мы рассматриваем финансовую грамотность в школе как необходимый минимум, который сформирует отношение к финансовой грамотности как к непременной части жизни.
Вы спросите, почему нельзя сделать больше? Объем времени, который ученик может тратить на уроки, ограничен СанПиНами, и перегружать учеников мы не вправе. Поэтому нашли, на мой взгляд, оптимальный вариант.
— В какой форме лучше организовывать такие занятия с учетом возраста учащихся?
— Все занятия для детей важно проводить в мотивирующей форме. И в случае с финансовой грамотностью это сделать легче, чем с другими предметами: как показывают опросы, дети понимают важность денег и заинтересованы их зарабатывать и управлять ими. Для этого нужно знать, что такое деньги, какие операции можно с ними проводить и в чем состоит ценность финансовых ресурсов для общества, государства, семьи и лично каждого из нас. Поэтому я бы призвал не ограничиваться уроками финансовой грамотности, предусмотренными федеральным стандартом. Никто не мешает проводить такие занятия и в рамках внеурочной деятельности, включать их в различные игры и социальные активности. Наша Ассоциация финансовой грамотности издала книгу «Папа, мама, дай денег». Её автор — многодетная мама Ольга Андреева, имеющая опыт обучения родителей финансовой грамотности, написала очень интересную книгу, которая пользуется большой популярностью.
Конечно, обучать финансовой грамотности надо сначала родителей, а потом уже детей.
Но в жизни иногда получается по-другому. Дети благодаря школе и различным социальным связям овладевают современными знаниями в области финансовой грамотности, а родители и семья часто опираются на стереотипы, не всегда отвечающие нынешним реалиям.
— Сколько денег должны выдавать родители своим детям на карманные расходы?
— Вопрос карманных денег — это вопрос доверия, уважения взрослых к детям, детей к взрослым. С одной стороны, дети должны понимать ценность денег и ограничения семейного бюджета, иметь представление, благодаря кому или чему в семье появляются те или иные доходы или, наоборот, возникают те или иные материальные проблемы.
Поэтому выстраивать финансовые отношения с детьми нужно таким образом, чтобы они не противоречили, а поддерживали сложившиеся семейные традиции.
Они у всех разные. Где-то это демократичная форма, когда все члены семьи сообща решают, какие траты приоритетны, где-то папа берет на себя всю ответственность как добытчик, где-то мама как хозяйка, где-то, бывает, и более старшие члены семьи или наиболее подготовленные отвечают за бюджет. Но это важная часть жизни и семейных отношений, которой нельзя пренебрегать.
Я за то, чтобы у ребенка были деньги на карманные расходы. Он должен научиться их ценить, считать, ими распоряжаться. Это не должно превращаться в расточительство или, наоборот, в повод для жадности. Я думаю, что ребенку нужно давать столько, сколько родители могут себе позволить. Разумеется, следует учитывать, чтобы эти расходы не привели к каким-то нежелательным тратам.
— Стоит ли, по Вашему мнению, материально поощрять детей за хорошие поступки и успешную учебу? Или, наоборот, лишать вознаграждения за плохое поведение и неудовлетворительные оценки?
— Мои родители выдавали мне денежную премию за хорошие отметки в школе, и я премировал свою дочь, а потом вообще перевел ее на постоянную стипендию (пока она училась в школе и вузе и не начала самостоятельно зарабатывать), чтобы у нее был свой бюджет, которым она распоряжалась. И мой детский опыт, и опыт моей дочери дали положительные результаты. Все-таки с выдачей ребенку денег родитель транслирует свое доверие к нему. Но если ребенок совершил какой-то промах, например, намеренно сломал игрушку, наверное, не стоит ему давать деньги для покупки новой. Хотя «наказание рублем» — не самая лучшая идея, на мой взгляд.
— В нашей стране говорить о деньгах, в том числе оценивать свой труд по достоинству и заявлять об этом — считалось неприличным. Это уже в прошлом? Имеет ли смысл бороться с советскими стереотипами?
— В советское время (я это хорошо помню) было стыдно чем-то выделяться — новой кепкой или какими-то игрушками, поскольку был популярен принцип равенства. Это касалось в том числе и денег, поэтому жили все примерно одинаково: никто не кичился богатством, благополучием или комфортом, при этом ценились крепкие семьи, работа, образование детей. После перестройки эти ценности сменились на противоположные. Личный успех, который во многом определялся количеством денег, умением их зарабатывать, заместил собой общегуманитарные ценности. И советский альтруизм стал сменяться финансовым фетишем: «Деньги — это все». Не могу согласиться с такой позицией. И то, и другое — крайности. Конечно, каждый должен заботиться о себе, работать и зарабатывать на обеспеченную жизнь. Но при этом качество жизни или ее глобальный успех не являются тождественными количеству заработанных денег, тем более, если они получены не совсем праведным путем.
К деньгам надо относиться, как к инструменту, а не как к единственной цели. Есть и другие цели, которые за деньги не купишь — это и здоровье, и человеческие отношения, и покой.
При этом любой человек, как мне кажется, должен быть грамотным, мотивированным и активным, чтобы делать то, что у него получается, обеспечивая желаемый уровень жизни.
— Какими, на Ваш взгляд, качествами и знаниями должен обладать человек, выбравший профессию финансиста?
— Финансы — это одна из самых регулируемых сфер деятельности — государством, корпорациями, крупными банковскими структурами, поэтому работа в этой области подходит тем, кто привык к четкому выполнению инструкций. В то же время жизнь диктует свои условия, поэтому помимо жестких правил должны быть профессиональные коды, с помощью которых специалист сможет не только приносить прибыль своему банку, но и решать общечеловеческие проблемы. В условиях, когда в приоритете не только доходы, но и устойчивость, благосостояние, сохранение имущества граждан, такие профессиональные коды приобретают особое значение. В этом случае находится место и альтруизму, и желанию помочь людям, если это не идет во вред профессиональной деятельности.
— Сейчас не только в вузах, но и в колледжах ведут подготовку финансистов. Считаете ли Вы, что такой уровень образования достаточен для этих специалистов?
— Дело не в сроках обучения, а в самом содержании, в качестве образовательных программ, в мотивации учащихся и в тех требованиях, которые предъявляются к выпускникам. Профессия финансиста предполагает широкий круг обязанностей: есть бухгалтеры, осуществляющие расчет зарплаты, есть менеджеры, которые встречают клиентов банка и помогают им записаться на ту или иную услугу, а есть профессионалы высокой квалификации, которые занимаются управлением. Я считаю, что должны быть разные уровни подготовки. Бывают колледжи, которые обучают лучше вузов, потому что больше внимания уделяют практической части.