Использование методического приема «Отсроченная отгадка» на уроках литературы

Прием «Отсроченная отгадка» позволяет задать интригу и активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока.

Прием «Отсроченная отгадка» был впервые предложен А. Гином. Он позволяет необычно начать урок, задать интригу, уже с самого начала урока активировать мышление учащихся, придав ему определенное направление, созвучное теме урока. В технологии проблемного обучения «отсроченная отгадка» рассматривается как прием создания проблемной ситуации на уроке.

До объявления темы учитель предлагает необычный факт, комментарий, который показывает тему урока, но не называет ее. Ученики в ходе обсуждения должны выдвинуть свои версии того, что за тема будет изучаться на уроке, что нового они узнают, о чем вообще пойдет речь.

В 9 классах данный методический прием используется мною на уроке литературы по теме «Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о жанре баллады. Баллада «Светлана»». В начале занятия ученикам предлагается иллюстрация с тремя предметами: зеркало, свеча и сапожок. Ученики пробуют ответить на два вопроса:

  • Что может объединять эти предметы?
  • Как они будут связаны с темой урока?

Обучающиеся активно озвучивают свои догадки, возникают дискуссии. Далее в ходе урока школьники повторяют черты романтизма, знакомятся с текстом В.А. Жуковского и слушают сообщение о разных видах гаданий на Руси. После этого формируется верный ответ на вопросы: все эти предметы использовались для святочных гаданий, с описания которых начинается баллада Жуковского.

В 7 классах этот же прием используется на уроке литературы по теме «М.Ю. Лермонтов. Стихотворения. Тема одиночества в лирике поэта».

Прежде чем начать рассказ о биографии М.Ю. Лермонтова, учащимся предлагается необычная иллюстрация на экране: две руки, сложенные в определенный жест. Ученики пробуют ответить на два вопроса:

  • Что может обозначать такой жест?
  • Как иллюстрация связана с темой урока?

Ученики озвучивают свои догадки, обсуждают их с одноклассниками и учителем. Далее в течение урока учащиеся знакомятся с фактами биографии Лермонтова. Урок завершается рассказом про дуэль поэта с Мартыновым в Пятигорске. Наконец, ученики узнают, что иллюстрация, показанная в начале урока, означает «Пятигорск» на языке жестов. Такое обозначение появилось именно в честь поэта.

Считаю, что данный методический прием особенно хорошо подходит для урока открытия новых знаний. Он позволяет быстро включить внимание учащихся, заинтересовать их и сохранить концентрацию на протяжении всего занятия.

Виктория Паладий, учитель русского языка и литературы, ФГБОУ СОШ № 1699 Управления делами Президента РФ