Интерактивные технологии, которые пригодятся школе в 2022 году
Вместе со специалистами компании Softline рассказываем о трех технологиях, которые задают тренды в современном образовании.
Общество выбирает «цифру»
Виртуальные классы, интерактивные устройства, VR и другие технологии повышают успеваемость, способствуют любознательности и в целом гармонизируют процесс обучения. Об этом говорит мировая статистика. По данным BuiltIn, 92 процента учителей положительно оценивают влияние технологий на образование. По версии Project Tomorrow, 59 процентов учащихся средней школы уверены, что цифровые образовательные инструменты повысили их результаты.
Семьи не остаются в стороне. В сентябре 2021 года ВЦИОМ представил данные опроса россиян, согласно которому 46 процентов родителей согласны, что использование цифровых технологий положительно влияет на качество обучения.
К сожалению, пока лишь 10 процентов школ могут похвастаться высокой оснащенностью. И это мировая, а не российская статистика: даже в прогрессивной Европе в некоторых регионах оснащены всего 35 процентов школ. Но есть технологии, без которых представить современное образование становится все труднее.
Интерактивные устройства
Интерактивные устройства — это техника, которая позволяет пользователю взаимодействовать с отображаемым материалом с помощью экрана touch screen.
- Интерактивная доска
Это сенсорный экран, изображение на который поступает с проектора. Последний подключается к компьютеру через VGA, HDMI или другой видеовыход. Специальное ПО позволяет ученикам писать, рисовать, пользоваться виртуальными измерительными приборами прямо на экране. В комплекте с досками идут стилусы или ИК-перья. Все записи и пометки сохраняются в формате картинок или видео.
Интерактивная доска. Источник: Педсовет
- Интерактивная панель
В отличие от интерактивной доски, панель — сама по себе компьютер с предустановленными приложениями. Необходимый контент загружается и устанавливается на них, как на смартфон. У таких устройств есть мультитач-экраны, которые поддерживают одновременную работу нескольких пользователей. Интерактивная панель — это и доска, и экран для демонстрации, и цифровая библиотека. Кроме того, она может стать даже игровым устройством.
Интерактивная панель. Источник: Педсовет
- Интерактивный стол/парта
Это тоже компьютер с сенсорным экраном, но в форме стола или парты. Обладает всем функционалом интерактивной панели. Подойдет как для одновременной работы нескольких учеников, так и для индивидуальных заданий. Это дорогостоящее решение, но оно обеспечивает максимальную вовлеченность учеников.
Интерактивный стол. Источник: Педсовет
Для каких предметов подходят
Все гуманитарные, точные, естественные науки и творческие классы. На интерактивных устройствах легко работать с орфограммами, решать задачи, путешествовать по разным странам на уроках географии и истории, составлять схемы и таблицы и многое другое.
Как улучшают учебный процесс
Добавляют геймификацию и глубже вовлекают в учебу.
Одновременное воздействие через визуальные, аудиальные и кинестетические каналы повышает эффективность усвоения знаний.
Совместная работа способствует социализации и коммуникации. Позволяет кооперироваться и создавать творческие и научные проекты. Это принципиально важно для развития компетенций будущего.
Стоимость таких устройств разнится от 30 000 до 400 000+ рублей
Комментарий Виталия Гаврицкова, руководителя направления департамента комплексных проектов компании Softline:
«Исходя из нашего опыта поставок, сейчас наиболее популярные устройства — это интерактивные панели. В комплекте с мобильной стойкой это самое универсальное решение, которое подходит для решения большинства образовательных задач. Например, все федеральные проекты, которые входят в нацпроект „Образование“, предполагают поставку именно этих устройств».
Дополнительные материалы:
Голограммы
Голограмма — это объемное изображение, воспроизведенное интерференцией волн.
Голограммы используются в шоу-бизнесе, в современных музеях, на выставочных стендах. Это идеальный способ изучить объект во всех подробностях. Именно это свойство технологии пригодилось в образовании: у учеников формируются в прямом смысле слова «объемные» представления об исследуемом объекте или явлении.
В современном мире голограммы практически полностью перебрались в виртуальность и превратились в «цифровую голографию». Теперь объемные модели рассматривают с помощью очков виртуальной реальности. А практически взаимодействовать с голограммами позволяют специальные высокотехнологичные AR-устройства наподобие HoloLens.
Стоимость голографических устройств разнится от 1000 (очки) и 9000 (3D-проекторы-«вентиляторы») до 350 000 (HoloLens) рублей.
AR-голограмма. Устройство HoloLens. Источник: cnet
Для каких предметов подходят
Естественнонаучные, история, геометрия — те предметы, в которых особенно важна визуализация объектов.
Как улучшают учебный процесс
Повышают вовлеченность тем, что детально визуализируют сложные объекты. Голографические изображения не только позволяют рассмотреть все в деталях, но и «разобрать» на части. Например, человеческое сердце или самолет. Вау-эффект от использования «прикольного» оборудования на уроке также повышает интерес детей.
В США уже в 2018 году более четверти школ были оснащены VR и AR-гаджетами, включая упомянутые HoloLens. Для России это пока недостижимый показатель. Правда, в 2021 году в вузах появились голографические лекторы, но это пока еще не регулярная практика.
Комментарий Виталия Гаврицкова:
«Рынок образовательных голографических технологий сейчас находится на стадии развития. Кейсов работы с голограммами не так много, а, кроме самих устройств, далеко не всегда получается найти качественный образовательный контент. Чаще всего в России — в кванториумах, центрах дополнительного образования — используют программное обеспечение Robot Virtual Worlds для робототехники и конструктор AR- и VR-проектов EV Toolbox. Этот софт рассчитан на группу до 15 человек. В комплекте с мощными графическими станциями это позволяет детям успешно работать с элементами виртуальной реальности».
VR (виртуальная реальность)
VR — технология создания компьютерных миров, в которые можно погрузиться с помощью иммерсивных устройств (шлемов, перчаток, наушников).
Большинство обучающих VR-программ доступны только для пользователей со знанием английского языка хотя бы на базовом уровне. На русский переведено пока крайне мало.
Оснастить весь класс шлемами виртуальной реальности и провести урок внутри египетских пирамид или Лувра — затея столь же заманчивая, сколь и дорогая. Стоимость таких устройств разнится от 30 000 до 265 000 рублей, не считая программного обеспечения.
VR-очки и контроллеры. Источник: Подмосковье сегодня
Для каких предметов подходит
Естественнонаучные, геометрия, техника, медицина, физкультура — здесь важен эффект полного погружения, поэтому можно использовать как для виртуальных лабораторий и научных экспедиций, так и для подвижных занятий. К тому же только VR сегодня позволяет ученикам проводить сложные опыты и эксперименты, которые оффлайн сделать было бы просто нереально ввиду небезопасности.
Как улучшает учебный процесс
По данным исследований, вовлеченность в предмет при использовании VR в полтора-два раза выше, чем при работе с привычными носителями информации (в том числе с видео и инфографикой!). Это и неудивительно, ведь ученик в буквальном смысле погружается в предмет. Вместе с геймификацией это в разы повышает эффективность усвоения материала.
Виртуальная реальность снимает фактор стеснения при работе над заданиями: ребята оказываются «в домике» при использовании индивидуальных приборов. Это помогает отстающим. Помимо креативности и памяти, VR развивает EQ и эмпатию. «Внутри» оживающих картинок школьники активнее сопереживают героям.
Комментарий Виталия Гаврицкова:
«Начать знакомиться с VR можно с простых и очень бюджетных устройств. Например, Google Cardboard — устройство, которое сделано из обычного картона. К нему добавляются специальные линзы, в которые помещается современный смартфон. Изображение с гаджета фокусируется на глазах человека и возникает VR-эффект. Подобное устройство дети могут сами собрать на дополнительных занятиях, а линзы напечатать на 3D-принтере».
Нередко интерактивные решения воспринимаются как ненужные нововведения — бессмысленное развлечение в угоду времени или повышения стоимости «образовательной услуги». Между тем новые форматы — необходимость в мире, где новые поколения становятся практически невосприимчивы к старым носителям информации. Интерактивные технологии увлекают, фиксируют внимание, придают занятиям динамики. И как следствие — повышают эффективность обучения.