Глагол. Урок-обобщение.

Урок русского языка в 5 классе

Иркя Ряшитовна ТРЕНГУЛОВА, учитель русского языка и литературы МОУ ОШ, с. Никулино, Николаевский район, Ульяновская область

 

Тип урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков обучающихся.

Структура: актуализация знаний обучающихся.

Форма: урок-практикум.

Цели: повторить изученное по теме «Глагол», обобщить и систематизировать полученные знания.

Задачи

  • Предметные:

— повторить изученное по теме «Глагол»;

— обобщить и систематизировать полученные знания;

— научиться распознавать глаголы в тексте;

— повторить правописание глаголов.

  • Метапредметные:

— развивать навыки работы с картой понятий;

— развивать навыки устной и письменной речи.

  • Личностные:

— воспитывать у обучающихся чувство ответственности за работу;

— прививать интерес к урокам русского языка.

Оборудование: презентация, листы самооценивания, карточки с текстом, фломастеры, цветные карандаши.

УМК: Русский язык 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Авторы-составители: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. – М.: Просвещение, 2023.


Презентация к уроку


Ход урока

  1. Организационный момент. Мотивация к деятельности.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в хорошем настроении, сохраним его до конца урока. У нас сегодня гости. Давайте поприветствуем их и настроимся на работу. Девиз сегодняшнего урока: «Вижу цель – не вижу препятствий».

  1. Актуализация знаний и пробное учебное действие

Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания.

(Используется игровой приём «Билет на вход»)

Учитель: Прежде чем начать урок, нужно приобрести билет, но не за деньги, а за знания. Я задаю каждому вопрос. Если отвечаете, то попадаете на урок и получаете билет.

Вопросы:

  1. Определи время в глаголе НАУЧУСЬ.
  2. Поставь вопрос к глаголу ПОВТОРЮ.
  3. Как пишется глагол НЕ ПОДВЕДЁТ, слитно или раздельно?
  4. Изменяется ли глагол по падежам?
  5. Есть ли у глагола 3 спряжение?
  6. Какая гласная пишется в корне глагола СОБИРАТЬ?
  7. Глагол – это часть речи или член предложения?
  8. Приведи пример глагола с суффиксом -СЯ.
  1. Постановка учебной задачи. Целеполагание.

Учитель: Итак, все с билетами, значит, можем ехать. А куда и зачем? Как вы думаете, какова тема и цель нашего урока?

(Высказывание предположений)

Учитель: На какую тему были вопросы?

Ученики: Повторить всё, что изучили по теме «Глагол».

Учитель: Действительно, сегодня на уроке мы будем повторять и систематизировать изученный материал по такой интересной части речи, как глагол.

Запишите тему урока: «Повторение по теме «Глагол».

Глаголы в русском языке не сравнимы ни с какой другой частью речи. Они «оживляют» предметы. Давно замечено, что глаголы придают языку образность, глубину, яркость, вызывают интерес со стороны читателя или слушателя. Недаром слово «глаголить» в русском языке означает «разговаривать».

  1. Выявление места и причины затруднения

Цель: формировать у учащихся способность выстраивать логическую цепь рассуждения, доказывать, выдвигать гипотезу и обосновывать её.

Учитель: Как же мы будем повторять, чтобы обобщить весь материал? Нужен план урока. Давайте вспомним, что мы изучали.

(Слайд)

План:

  1. Грамматические признаки глагола.
  2. Правописание глагола.

Учитель: С помощью чего можно повторить грамматические признаки глагола?

(Показывает карту понятий, сделанную учащимися на предыдущем уроке)

Можно взять данный приём за основу?

Оценить себя можно с помощью оценочных листов, они лежат перед вами.

Лист самооценки

Тема урока: Обобщение изученного по теме: «Глагол»
Фамилия и имя: ___________________________________

Задания

Баллы Оценка ученика Оценка учителя
1. Грамматические признаки глагола

Правильно заполнил(а) карту понятий на слайде

1
2. Цифровой диктант 8
3. Морфологический разбор глагола

Без ошибок выполнил(а) морфологический разбор глагола

3
4. Фонетический разбор 2
Итого 14 баллов

Перевод в оценки:
14-12 б – оценка «5»
11-8 б – оценка «4»
7-5 б – оценка «3»

  1. Первичное закрепление

Цель: проговаривание и закрепление нового знания, выявление пробелов первичного осмысления изученного материала.

Учитель: Перед вами карта понятий, заполненная частично. Ваша задача – заполнять пустые места.

(Слайд. Ученики заполняют пустые места, комментируют. Оценивают себя в листах.)

Учитель: В каком разборе нам может пригодиться подобная карта понятий?

Ученики: Можно использовать при морфологическом разборе глагола.

Цифровой диктант

Учитель: Я проговариваю глаголы, а вы определяете вид глагола.

Если глагол совершенного вида – 1, несовершенного – 0.

  1. Гулять
  2. Мечтать
  3. Придумать
  4. Подпрыгнуть
  5. Любить
  6. Писать
  7. Учиться
  8. Прибежать

Молодцы!

(Ответ: 00110001)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Учитель: Прочитайте внимательно отрывок. Докажите, что это текст. Озаглавьте. Определите тип и стиль речи.

Лес в апреле словно рождает(?)ся заново. Всё в нём такое молодое, слегка умытое дождём. Обряжают(?)ся березняки и перелески, ткут пёстрые узоры цветы на полянах. А по оврагам черёмуха развесила нежные облака.

Таят(?)ся в тени деревьев подснежники, прячут от солнца синие крохотные чашечки. Кажет(?)ся, тронь одну – и зазвучит вокруг нежный гимн солнцу, теплу, весне.

Физминутка

Учитель: Загадайте про себя глагол. Море волнуется раз! Море волнуется два! Море волнуется три! Морская фигура, глагол изобрази!

(Учащиеся изображают глагол, который загадали)

Учитель: Выпишите все глаголы из текста и распределите в три колонки, в соответствии с временем.

Настоящее время

Прошедшее время

Будущее время

рождается развесила зазвучит
обряжаются
ткут
таятся
прячут
кажется
тронь

Следующее задание – морфологический разбор глагола из текста. Выполняем в тетради.

(Выходят к доске)

Рождается – фонетический разбор.
Развесила – морфологический разбор.

Вставьте безударное личное окончание, определите спряжение.

Учащимся выдаются карточки:

Раду_т         (           )
проед_шь    (           )
игра_м         (           )
обид_т         (           )
замеча_шь  (           )
слыш_м       (           )
посад_шь    (           )
стел_шь       (           )

Внимание, правильный ответ. (Самопроверка) Не забудьте оценить результаты.

радуЕт (I спр.)
проедЕшь (I спр.)
играЕм (I спр.)
обидИт (II спр. искл.)
замечаЕшь (I спр.)
слышИм (II спр. искл.)
посадИшь (II спр.)
стелЕшь (I спр. искл)

  1. Рефлексия

Цель: закрепление и коррекция способов деятельности.

Учитель: Ребята, урок подходит к концу. Какая цель была поставлена в начале урока?

Мы достигли цели?

Посчитайте свои баллы и поставьте себе оценку за урок.

Домашнее задание

  1. Составить словарный диктант из десяти глаголов, определить их вид.
  2. Выписать пять пословиц о весеннем труде, подчеркнуть глаголы как члены предложения.
  3. Написать сочинение о забавном случае из вашего детства, который произошёл весной, используя глаголы, передающие звуки, движения и др.

Учитель: Получите билет на выход, заполните его.

(«Билет на выход» – это приём, который состоит из того, что учащиеся подводят итог урока и записывают три важных момента урока, два интересных момента, один вопрос или комментарий учителю. Ученики по желанию озвучивают свои записи.)


Презентация к уроку