Фальков представил результаты исследования качества образования в вузах
Министр науки и высшего образования Валерий Фальков представил результаты масштабного исследования «Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию». Это совместная работа Минобрнауки и экспертов 13 ведущих российских университетов.
— В начале этого года мы решили проанализировать, что происходит с качеством высшего образования. Было общее представление, что оно очень ухудшилось за время пандемии, — отметил Валерий Фальков. — Но само понятие «качество» очень субъективное. Для кого-то это оценка работодателей, для кого-то — показатели в дипломе.
По словам Фалькова, в исследовании — комплексный взгляд на качество. Оно построено результатах соцопроса 36 тысяч студентов, среди которых 11 процентов иностранцев, 24 тысяч преподавателей и 800 родителей.
Валерий Фальков представил основные выводы научной работы.
1. Полный перевод высшего образования в дистант стопроцентно невозможен, так как это ведет к существенному снижению качества образования.
— Онлайн возможен в отношении отдельных программ, которые человек выбирает осознанно, — подчеркнул Фальков.
2. Сегодня студенты уже вполне нормально относятся к смешанному обучению.
— Произошло осознание того, что разумное сочетание очного формата с удаленным не сказывается на качестве негативно, а позволяет его держать его на должном уровне, — прокомментировал министр.
3. Качество образования сегодня во многом зависит от уровня цифровой инфраструктуры вуза, которую он использует для смешанного обучения. Если ее нет — это большой риск.
4. Ведущие вузы, которые много внимания уделили не только методикам преподавания и обновлению программ, но и цифровым сервисам, смогли сохранить качество. Те, кто до пандемии не думали о цифровизации, сильно потеряли.
— Не сама пандемия снизила или повысила качество образования. Она как рентген высветила все проблемы в высшей школе, — подчеркнул Валерий Фальков. — Сильные стали сильнее, а слабые слабее.
Одним из важных факторов качества образования сегодня становится психологическое благополучие и ментальное здоровье студентов, выяснили авторы исследования.
— Наиболее уязвимы здесь первокурсники и иностранцы, — акцентировал глава Минобрнауки. — И сейчас, и на будущее психологическая поддержка студентов должна быть выведена на совсем другой уровень. Ведь если студент «разбалансирован», у него нет навыков самостоятельной работы, множится стресс, то ни о каком высоком результате обучения говорить не приходится.