Если Катя хочет быть Серёжей. Ответы на острые вопросы о нетипичном гендерном развитии
Как вести себя педагогам и родителям с детьми, у которых наблюдается гендерное несоответствие? Разбираемся вместе с клиническим психологом Любовью Субботиной, а также двумя взрослыми, которые выросли из детей с нетипичным гендерным развитием. Знакомьтесь: Николай Ковалев, сменивший пол с женского на мужской, и Алла Гудкова, которая всю жизнь живет с мужским гендером в женском теле (настоящие имена изменены по просьбе героев).
Что такое «нетипичное гендерное развитие»?
Когда сегодня говорят о гендере, неизбежно возникают сложности и путаница. Даже ученые в наше время не располагают надежными данными по статистике нарушения гендерного развития как у детей, так и у взрослых. В то же время уже десять лет как понятно: закрыть глаза на эту проблему не получится ни современным учителям, ни психологам, ни врачам.
Заплутать в терминологии здесь очень легко. «Гендерная дисфория», «расстройство гендерной идентичности», «расстройство половой идентификации» — казалось бы, уже утвержденные научным сообществом термины, и те остаются спорными. Встает вопрос о точности терминологии. Врачи, социологи, психологи обсуждают: может быть, аккуратнее будет диагноз «гендерное несоответствие»?
Тем не менее, о базовых понятиях специалистам удалось договориться. Современная наука разделяет определения «пол» и «гендер».
И пол, и гендер могут быть и мужским, и женским. При этом пол относится к анатомическим и биологическим категориям. Гендер — к социальному поведению.
Если говорить очень просто, то ребенок, рожденный мальчиком (мужской пол), может одеваться в мужскую одежду и называть себя в мужском роде (мужской гендер), а может брать на себя роль мамы в игре в «дочки-матери» и носить платья (женский гендер). То же самое и с ребенком, рожденным девочкой (женский пол): она может лазать с мальчишками по деревьям и утверждать, что она тоже мальчик (мужской гендер) или спокойно играть с подружками в куклы и называть себя в женском роде (женский гендер).
Алла Гудкова:
«Я помню самые ранние игры, мне было лет пять-шесть: я всегда вызывалась быть папой или сыном в игре „дочки-матери“. Выкатывала во двор свой велосипед „Олимпик“ и заявляла, что это мой мотоцикл. Подруги со старого двора до сих пор мне припоминают, что я обещала: „Когда вырасту, стану мальчиком“. Не возникало никаких вопросов к себе или миру, просто было такое самоощущение. Так было приятно о себе думать».
Николай Ковалев:
«Окончательно я осознал свой гендер в 11 лет. Тогда мне стало точно ясно, что, хоть я и родился в женском теле, но я все равно мальчик, мои ощущения меня не подводят, ошибки быть не может. Ошибка как раз в том, что у меня должны были быть мужские гениталии, а у меня женские. Почему так произошло — непонятно, но мне придется как-то с этим жить. Также к этому возрасту я уже осознал, что, помимо гениталий, есть и другие различия между „м“ и „ж“. Есть мужские имена, есть женские, есть определенные стандарты, как выглядят мальчики и как девочки, в речи о мальчиках говорят „он“ а о девочках — „она“. Все, что было в моих силах, я старался исправить, чтобы иметь возможность продолжать жить мужской жизнью. Выбрал себе мужское имя, стал говорить о себе в мужском роде, стал одеваться только в мужскую одежду».
В описанных осознанных или неосознанных действиях ребенка проявляется так называемая гендерная идентичность.
Гендерная идентичность — это внутреннее самоощущение человека как биологического, психологического и социального представителя мужского или женского гендера.
Любовь Субботина говорит, что на формирование гендерной идентичности влияет совокупность социальных, психологических и биологических факторов — такова общепринятая точка зрения. Гендерная идентичность, которая не соответствует биологическому полу ребенка, рассматривается специалистами как «расстройство половой идентификации», или «гендерная дисфория».
Расстройство половой идентификации (гендерная дисфория) — желание жить и восприниматься окружающими как лицо противоположного пола, обычно сопровождаемое ощущением дискомфорта от своего анатомического пола или чувством неуместности своей половой принадлежности.
По словам Любови Субботиной, наблюдения психиатров и психологов сходятся в том, что большинство случаев детской гендерной дисфории проходят сами собой к окончанию пубертатного периода. Но для того, чтобы спокойно относиться к подобным особенностям психики ребенка, необходимо исключить наличие других расстройств психики (например, шизофрению или пограничное расстройство личности).
И хотя ученые не располагают никакой уверенной статистикой по гендерной дисфории у российских детей, в исследованиях приводится частота случаев крайней формы гендерной дисфории — транссексуализма, при котором пациенты настаивают на смене своего биологического пола. По данным разных авторов (Т. Б. Дмитриевой, В. Н. Краснова, Н. Г. Незнанова, В. Я. Семке, А. С. Тиганова), распространенность транссексуализма в мире колеблется от 1:40 000 до 1:100 000 населения. То есть на сто тысяч человек приходится один транссексуал.
«Внутри» гендерной дисфории. Что происходит с таким ребенком?
Первое и главное, что испытывает ребенок с гендерной дисфорией, — это специфическое состояние, которое называется «стресс меньшинств», объясняет Любовь Субботина. Это состояние, которое вызывается отторжением коллектива, буллингом или чувством небезопасности из-за того, что ребенок является обладателем нетипичной гендерной идентичности либо иной характеристики, которая сильно отличает его от большинства.
Николай Ковалев:
«Сложностей, конечно, было много в то время на этой почве. Это и отношения с родителями, и проблемы там, где нужны документы, и всякие сложности из-за того, что приходилось скрывать свое тело (например, когда на речке все раздеваются и идут купаться, мне приходилось сидеть на берегу в двух кофтах и придумывать всякую фигню вроде „мне нельзя раздеваться, особенности кожи такие, сразу сгорит“)».
Самые частые психологические трудности, с которыми сталкивается такой ребенок:
- нервное истощение;
- снижение концентрации;
- падение успеваемости.
В отдельных случаях стресс меньшинств может приводить к сильной депрессии и даже суицидальным мыслям. Чтобы справиться с психологическим дискомфортом, дети с гендерной дисфорией всегда ищут свои способы приспособиться к ситуации.
Алла Гудкова:
«Мама немного бунтовала против пацанячей одежды, в меня летели реплики вроде „ты меня позоришь“, „это какой-то ужас“, „ты же девочка“… Бунта против платьев и бантов у меня не было. Если случай требовал этого антуража, я наряжалась, слушала комплименты родителей, а потом с легкостью возвращалась к привычному образу».
Николай Ковалев:
«Я шел по пути наименьшего сопротивления и в школе просто отыгрывал роль, которую от меня хотят. Особо не стараясь. То есть все равно ходил в мужской одежде, благо строгой формы у нас не было. Если ко мне обращались в женском роде, делал вид, что все ок, и поддакивал, тоже говорил о себе в женском роде, хотя мне это было противно. Но я понимал, что это всего лишь роль, которую я сейчас отыграю, потом приду домой, пойду с друзьями гулять на улицу, и начнется моя настоящая жизнь, где никто не знает о моих документах и что у меня между ног».
Разумеется, в ситуации стресса, особенно, если по отношению к нему проявляется буллинг, ребенку нужна поддержка значимых взрослых.
«Снаружи» гендерной дисфории. Как с этим быть?
Первыми особенности ребенка замечают его родители. Любовь Субботина рекомендует, прежде всего, соблюдать спокойствие: задача родителя состоит в том, чтобы всегда быть на стороне ребенка, что бы он ни говорил и как бы себя ни вел. Главное — стараться ни при каких обстоятельствах не терять эмоциональную связь с ребенком, ведь ему и так нелегко. Если он и дома попадет в круг отвержения и насмешек, то это может только усугубить и без того тяжелое психологическое состояние.
В формировании отношения к ребенку, переживающему гендерную дисфорию, Любовь Субботина советует родителям опираться на две мысли:
- Большинство проявлений гендерной дисфории у детей проходит само собой к окончанию пубертатного периода.
- Каким бы ни был гендер ребенка на текущий момент, главное, что это родной человек. Родитель любит не то имя, которым сын или дочь просит называть его сейчас, а своего ребенка. Стабильность родительской любви не должна зависеть от гендера ребенка или иных «страшно серьезных» решений в 14 лет.
После родителей особенности ребенка становятся очевидны воспитателям в детском саду или школьным педагогам. И, конечно, детям в классе или группе. Здесь ситуация становится сложнее. Любовь Субботина рекомендует педагогам занять нейтрально-доброжелательную позицию по отношению к подобному ребенку. В ней сохраняется уважение к его личности и достоинству, но нет ни одобрения, ни критики и осуждения. Педагог ни в коем случае не должен открыто выражать осуждение или критику: это может стать сигналом для начала травли среди одноклассников, а травля на сегодня — один из самых сильных факторов, провоцирующих суицидальные тенденции у подростков.
Но и одобрять нетипичный гендерный выбор ребенка педагог не может, так как. в нашей стране действует закон «О пропаганде нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних». Эта статья была внесена в КоАП РФ Федеральным законом от 29.06.2013 N 135-ФЗ «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Поддержка педагога в данном случае может быть интерпретирована как действия, нарушающие этот закон.
Алла Гудкова:
«Важно не решать за ребенка. Дать свободу самовыражения и самоощущения. Принимать все, что происходит, каким бы странным это ни казалось. Отказаться от „гендерных решений“ ситуаций, обращаться к ребенку просто как к личности, как к человеку чувствующему и думающему».
Что в итоге?
Важно понимать, что гендерная дисфория сама по себе не является психическим заболеванием, однако лучше показать ребенку врачу-психиатру для исключения сопутствующих психических расстройств. К тому же действительно о несоответствии гендера полу ребенка можно говорить, только если одновременно проявляются четыре или пять признаков:
- Ребенок чаще всего выбирает игры с детьми противоположного пола.
- Он постоянно выражает желание быть лицом другого пола или настойчиво утверждает, что он или она другого пола.
- Мальчик предпочитает носить женские наряды, девочка — мужскую одежду.
- Ребенок устойчиво предпочитает роли противоположного пола в играх либо фантазирует с представлением себя лицом противоположного пола.
- Ребенок активно выражает желание участвовать в играх и развлечениях, свойственных противоположному полу.
Если же эти признаки сохраняются и к концу школы, российское законодательство позволяет такому ребенку после 18 лет совершить трансгендерный переход — поменять пол. Справедливости ради стоит отметить, что в мире рассматривают более 50 вариантов гендера, кроме мужского и женского, но это уже совсем другая история. Что же касается детей и подростков с гендерной дисфорией, то наука находится пока на начальном этапе изучения этого явления, его причин и последствий. А от взрослых сегодня требуется, как и в любом другом случае, терпение, внимательность и уважение к личности ребенка.