Семья ребенка с ОВЗ в обществе: мифы, предрассудки и стигмы

О позитивных изменениях в отношении окружающих к семьям, где растет особенный ребенок, рассказывает психолог, научный сотрудник лаборатории комплексных исследований в области ранней помощи Института коррекционной педагогики РАО Анна Павлова.

Стереотипное мышление

Общественное сознание представляет собой свод устойчивых мнений по любому вопросу. В тех областях, которые соответствуют социальной норме, общество имеет достаточно реалистичные представления, например, ожидания по отношению к детям, которые развиваются нормативно, и их родителям. Но для тех областей общественной жизни, которые отклоняются от нормативов, общественное мнение наполняется представлениями, мало отражающими реальное положение дел, — мифами общественного сознания. Это очень ярко проявляется в области общественного восприятия детей с ОВЗ, детей-инвалидов и их семей.

Мифы

Психологи и педагоги, практикующие в семьях детей с ОВЗ, зафиксировали типичные мифы об особом детстве, которые есть в современном обществе и которые хотелось бы изменить. В итоге получился список более чем из 50 высказываний. Например: «Жизнь семьи ребенка с нарушениями здоровья тяжела и беспросветна, в ней нет радости».

Предрассудки

Общественное мнение способно определять восприятие и поведение окружающего семью социума по отношению к ней: так миф превращается в предрассудок. Подобные представления «просыпаются» у конкретного человека в конкретной ситуации встречи с необычным поведением ребенка и начинают определять отношение к нему и к его родителям. Предрассудок может быть окрашен сожалением, сопереживанием, некоторым поддерживающим руководством по отношению к семье, например, таким: «Тебе тяжело, а ты терпи».

Стигмы

Особо опасен предрассудок, который несет в себе противоположную эмоциональную окраску — отторжение и нетерпимость. Именно он становится стигмой — ярлыком, которым помечается жизнь семьи ребенка с ОВЗ, и из-за которого ее члены могут ощущать себя изгоями. Почти каждая семья ребенка с видимым нарушением сталкивалась с такими высказываниями: «Детям-инвалидам нельзя играть на нашей площадке. Они могут быть опасны для здоровых детей!»

Подобные заявления — яркое проявление враждебности и нетерпимости, но не менее травматичны бывают и более мягкие предрассудки. Так, обыватель, со стороны наблюдая отставание в развитии у ребенка, с высокой долей вероятности сделает вывод, что семья вкладывает недостаточно сил в воспитание ребенка или не вкладывает совсем: «Отсталые дети бывают у нерадивых родителей. Любое нарушение и заболевание можно вылечить. Если оно не исчезает — это вина родителей, показатель того, что они недостаточно стараются». Этот миф имеет опасное стигматизирующее влияние на родителей.

В чем опасность?

Негативное отношение и отвержение «переселяются» в сознание самих родителей. Это то, что называется внутренней стигматизацией: сами близкие ребенка с ОВЗ ожидают от общества осуждения и враждебности, они сами пребывают под властью мифов.

Вот что пишут по этому поводу эксперты международной организации ЮНИСЕФ, отделения ООН по вопросам прав детей: «Из-за стигматизации многие семьи не решаются просить помощи и информации и в итоге оказываются неосведомленными о своих правах и доступной поддержке. Родственники ребенка с ограниченными возможностями выбиваются из сил, пытаясь сочетать зарабатывание на жизнь с уходом за ним. В результате растет риск передачи таких детей в учреждения с проживанием».

Что происходит сегодня?

Позитивные изменения есть: не так давно, 10–15 лет назад, мы не видели на улицах детей-инвалидов. Родители детей с заметными особенностями поведения (например, с тяжелыми множественными нарушениями или тяжелым аутизмом) выводили их на прогулку ночью, чтобы никто этих детей не увидел и не осудил. И сейчас такая картина встречается там, где еще сильны предрассудки.

Но если внешняя враждебность постепенно снижается за счет изменения общественного мнения, то внутренняя стигматизация становится болью членов семьи ребенка с ОВЗ и/или инвалида, с которой они не обратятся к специалистам. И это неправильно: ощущение себя изгоем — вредное переживание, которое мешает семье искать и находить реальную помощь и от которого можно и нужно избавляться.

Три основных правила на пути преодоления стигмы

1. Своевременная помощь психолога (семейного, детского или специалиста ранней помощи).

2. Включение семьи в сообщества родителей детей с ОВЗ, где они получат более реалистичное представление о своих проблемах и эмоциональную поддержку.

3. Опыт позитивной ранней инклюзии, включения ребенка и его близких в «нормативный» социум — на площадке, в магазине, на детском мероприятии. Этот момент полезен и для окружающих, поскольку срабатывает принцип включения, сформулированный американо-канадским психологом Стивеном Пинкером: преодолеть изначальный предрассудок и враждебность обывателям поможет опыт включения, то есть реального общения с ребенком с нарушением развития или поведения и его родными.

Эти три правила помогут самим родителям не попасться на удочку предрассудков, и у них будут силы организовать условия для раскрытия возможностей своего ребенка и радости за его особое взросление.


Источник