Древний Восток
Повторительно-обобщающий урок истории в 5 классе
Смурова Елена Викторовна, учитель истории и географии Среднеахтубинской СОШ №3, Волгоградская область
Цели:
Образовательная: повторить и обобщить знания, полученные учащимися в процессе изучения раздела Древний Восток.
Развивающая: способствовать дальнейшему развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, умения сравнивать, сопоставлять исторические факты, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условиях, ориентироваться по карте, анализировать и делать выводы; развивать самоконтроль.
Воспитательная: воспитывать у учащихся уважение к истории, традициям, культуре народов Древнего Востока, а также коллективизм, умение слушать.
Форма проведения: урок-путешествие.
Методы урока: работа по карте, работа с тестовым материалом, беседа, использование компьютера.
Оборудование: карта «Египет и Передняя Азия в древности», карта «Государства Древнего Востока», раздаточный материал (карточки с таблицами, тестами, оценочные листы), иллюстрации к теме (современные фотографии Пирамиды в Гизе, Стена Плача, Великая Китайская стена, Сфинкс, стела царя Хаммурапи, гроб фараона Тутанхамона, скульптура из кости индийский бог Ганеша), мультимедийный проектор, компьютер, учебник, дополнительный материал.
Планируемый результат:
Учащиеся должны знать:
— термины и понятия по разделу Древний Восток;
— географические объекты и столицы стран Востока;
— даты и события, культурные памятники Востока;
— структуру государства и его внутреннего управления, исторических личностей;
Учащиеся должны уметь:
— называть и показывать на карте географические и исторические объекты;
— работать в паре;
— производить самопроверку и взаимопроверку;
— заполнять схемы.
Ход урока:
I. Организационный момент
Презентация к уроку
Учитель: Здравствуйте, ребята. Итак, несколько уроков подряд мы с вами изучали природные условия, занятия, образ жизни, религию, искусство, изобретения жителей стран Древнего Востока. Давайте вспомним, с какими странами мы познакомились?
Ученик: Мы познакомились с Египтом, Междуречьем, Ассирией, Финикией, Палестиной и т.д.
Учитель: Сегодня мы с вами подведём итог, путешествуя по странам Востока. Будем перелистывать назад страницы наших знаний о Древнем Востоке.
— Как вы думаете, какова цель нашего урока?
Ученик: Цель нашего урока: обобщить знания, полученные в ходе изучения данного раздела.
Учитель: Что нам необходимо повторить на уроке?
Ученик: Страны Древнего Востока.
Учитель: Что нужно вспомнить?
Ученик: Даты исторических событий, имена исторических деятелей, термины.
Учитель: И что нужно закрепить?
Ученик: Полученные знания о Древнем Востоке.
Учитель: Наш урок мы проведём в форме путешествия. Мы еще раз окунемся в волшебный мир Древнего Востока, еще раз осуществим путешествие по его странам. Как в каждом путешествии, у нас будут станции, где мы будем останавливаться и выполнять определенные задания. Вот эти пункты…
На доске или на слайдах написаны станции путешествия
II. Основная часть урока
Учитель: Итак, наше путешествие начнётся со станции «Быстрая реакция», на которой мы немного разомнёмся, проведём игру «Кто быстрее». Я задаю вопросы, а вы отвечаете очень быстро.
- Устройство для подъёма воды (Шадуф)
- Служители храмов (Жрецы)
- Островки зелени (Оазисы)
- Мелкие предметы, которые защищали египтян от злых духов (Амулеты)
- Гроб фараона (Саркофаг)
- Существо с телом льва и головой человека (Сфинкс)
- Как называлась письменность у древних египтян? (Иероглифы)
- Как звали первого человека на Земле? (Адам)
- Какое прозвище получил город Ниневия? (Логовище львов, город крови)
- Царь в Египте (Фараон)
- Священная книга христиан (Библия)
- Жрец в Индии (Брахман)
- Большое сильное государство (Держава)
- Денежный сбор в пользу государства (Налог)
— Хорошо, молодцы. Продолжаем наше путешествие дальше.
Чтобы не проехать мимо стран Древнего Востока, нам необходимо изучить карту. Станция «Картово». Двое ребят будут работать индивидуально по карточкам. (Учитель раздает карточки с заданием). А остальные должны найти реки, которые протекают в этих восточных странах. Находим на карте и говорим, поднимая руку. (Ребята находят и говорят, а учитель записывает на доске).
Египет — река Нил
Вавилон — реки Тигр и Евфрат
Финикия — на берегу Средиземного моря
Палестина — река Иордан
Ассирия — верхнее течение реки Тигр
Индия — реки Инд и Ганг
— Хорошо, молодцы. А теперь проверим готовность одноклассников по карте.
Двое или четверо ребят показывают на карте территории по заданиям в карточках
III. Работа по карточкам
1 карточка
- Покажи Аравийский полуостров?
- Покажи Персидский запив?
- Назови столицы Древнего Египта. Покажи их?
2 карточка
- В какой стране протекают реки Инд и Ганг? Покажи эту страну.
- Покажи на карте горы Гималаи?
3 карточка
- Покажи Древний Китай и Китайскую стену.
- Какие реки протекают в Китае? Покажи их.
4 карточка
- Покажите на карте Палестину. Какой город является столицей Палестины?
- Покажи на карте Ассирию и ее столицу?
IV. Самостоятельная работа
Учитель: Молодцы, справились с заданием. Теперь поработаем в парах. На столе у вас есть задание в виде таблицы, которую в течение 3 минут необходимо проверить и отметить «+» или «-», верны или не верны географические ориентиры месторасположения стран Древнего Востока.
Страна | Реки | +/- | Моря, океаны | +/- | Полуострова, горы, равнины, пустыни | +/- | Чести света, материки | +/- |
Индия | Инд, Ганг | Средиземное море | Великая Китайская равнина | Южная Азия | ||||
Китай | Тигр, Ефрат | Средиземное море | Полуостров Индостан | Южная Азия | ||||
Египет | Нил | Желтое море | Ливийская пустыня | Северо-восточная Африка | ||||
Ассирия | Верхнее течение р. Тигр | Индийский океан | Аравийская пустыня | Западная Азия | ||||
Двуречье | Инд, Ганг | Персидский залив | Горы Гималаи | Западная Азия | ||||
Палестина | Иордан | Мертвое море | Аравийская пустыня | Северо-восток Африки |
Учитель: А теперь сделаем самопроверку. Возьмите другой цвет ручки и проверьте.
Можно вывести правильные ответы в виде слайда или один из учеников может комментировать свои ответы, а остальные проверять, или учитель сам скажет правильные ответ
Проверка таблицы
Страна | Реки | +/- | Моря, океаны | +/- | Полуострова, горы, равнины, пустыни | +/- | Чести света, материки | +/- |
Индия | Инд, Ганг | + | Средиземное море | — | Великая Китайская равнина | — | Южная Азия | + |
Китай | Тигр, Ефрат | — | Средиземное море | — | Полуостров Индостан | — | Южная Азия | — |
Египет | Нил | + | Желтое море | — | Ливийская пустыня | + | Северо-восточная Африка | + |
Ассирия | Верхнее течение р. Тигр | + | Индийский океан | — | Аравийская пустыня | — | Западная Азия | + |
Двуречье | Инд, Ганг | — | Персидский залив | + | Горы Гималаи | — | Западная Азия | + |
Палестина | Иордан | + | Мертвое море | + | Аравийская пустыня | — | Северо-восток Африки | — |
Учитель: Станция «Загадкино». На этой станции нас встречают гости, они из разных стран, у них есть «Волшебный сундучок». Вы должны угадать, что в сундучке и понять из какой страны каждый гость.
1-й Гость: С детства я умею смешивать чистый белый песок с содой, плавить их и из полученной массы выдувать изящные сосуды. Что в сундучке? (Бокал, стекло).
Также знатные и богатые люди в нашем государстве носят одежду из пурпура. Что в сундучке? (Красная ткань).
Страна, в которой я живу, обладаем множеством колоний в Средиземном море, а также ведет торговлю со многими странами. Д для этого мы используем … что? (Корабль) (Финикия)
2-й Гость: В моей стране войско состоит из пехоты, конницы, колесниц и слонов. Но народ считает, что царское могущество не в количестве воинов, а в искусном руководстве государством. Поэтому для царя и была придумана игра, в которой он тренировался управлять войсками. Что в сундучке? (Шахматы).
В моей стране выращивают два интересных растения: одно сажают в заболоченных местах, так как оно очень любит влагу, его побеги растут прямо из воды, а из сока второго делают сладкий песок. Что за растения в сундучке? (Рис, сахар). (Индия)
3-й Гость: Я путешественник, и чтобы не заблудиться в далеких путешествиях, в нашей стране изобрели приспособление. Оно похоже на железную ложку с подставкой, где есть деления со сторонами света. Ручка у ложки намагниченная, показывает на юг. (Компас)
В долгих путешествиях сильно устаешь, и чтобы прогнать усталость, я пью напиток из сушеных, скрученных в трубочку, листьев. Что в сундучке? (Чай). (Китай)
При отгадывании ребятами предмета, гость вытаскивает его из сундучка
Учитель: Мы немного засиделись, давайте разомнемся.
V. Физкультминутка
Все мы делаем зарядку:
Раз — подняться, подтянуться.
Два — согнуться, разогнуться.
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать.
Шесть — за стол тихонько сесть.
Учитель: Письмо от путешественника. Нужно разобраться и найти ошибки (слайд с письмом)
«Дорогие ребята, я путешественник, но попал в трудную ситуацию. Однажды я захотел посетить очень красивую страну Индию, которая находиться 1) между реками Тигр и Евфрат. Там я хотел посетить 2) столицу Индии город Вавилон, увидеть 3) пирамиду Хеопса и 4) Великую Китайскую стену, а также 5) искупаться в Иордане. Когда я рассказал о своей мечте другу-историку, он сказал, что моя мечта никогда не сбудется. Почему?» (Ответы учащихся)
Ошибки текста:
- Индия не находится между реками Тигр и Евфрат.
- Столица Индии — Дели.
- Пирамида Хеопса находится в Египте.
- Великая Китайская стена находится в Китае.
- Река Иордан находится в Палестине.
Учитель: Станция «Культурная». Ребята, на этой станции вы должны определить культурные памятники стран Востока.
Слайды с памятниками культуры или иллюстрации
- Ступа (Индия)
- Висячие сады Семирамиды (Двуречье)
- Сфинкс (Египет)
- Крылатый лев (Ассирия)
- Корабль (Финикия)
- Библия (Древнееврейское царство)
- Пирамиды Хеопса (Египет)
- Брахма (Индия)
- Глиняная табличка (Двуречье)
- Будда (Индия).
Учитель: Молодцы, справились с заданием. Следующая станция «Хронограф». Итак, мы приближаемся с вами к конечному пункту назначения. У нас осталось ещё одно испытание: финишный тест по пройденному материалу.
Проверяется знание основных исторических дат, исторических персон
У вас на столе лежат тесты, по вариантам, вы должны его выполнить у себя в тетрадях. На работу выделяется 5 минут.
Для проверки ответы могут быть написаны на доске или выведены на слайд
Слайд 23
I вариант
1. Соотнеси правильно даты и события:
- Около 3000 года до н.э. А) Завоевания фараона Тутмоса.
- 612 г. до н.э. Б) Персидский царь Кир завоевал Вавилон.
- Около 1500 г. до н.э. В) Разрушение столицы Ассирии – Ниневии.
- 538 г. до н.э Г) Образование единого государства Египет
Ответы: 1-Г, 2-В, 3-А, 4-Б.
2. Соотнесите правильно страну и историческую персону:
- Тутанхамон А) Палестина
- Кир Б) Египет
- Хаммурапи В) Персия
- Соломон Г) Вавилонское царство
- Дарий Первый
- Иаков
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-Г, 4-А, 5-В, 6-А.
II вариант
1. Соотнеси правильно даты и события:
- Около 2600 г. до н.э. А) Правление царя Хаммурапи в Вавилоне
- 525 г. до н.э. Б) Построена пирамида Хеопса
- 1792-1750 гг. до н.э. В) Персы завоевали Египет
- 221 г. до н.э Г) Образование единого государства в Китае
Ответы: 1-Б, 2-В, 3-А, 4-Г.
2. Соотнесите правильно страну и историческую персону:
- Цинь Шихуан А) Египет
- Будда Б) Палестина
- Конфуций В) Индия
- Моисей Г) Китай
- Тутмос Д) Ассирийское царство
- Ашшурбанапал
Ответы: 1-Г, 2-В, 3-Г, 4-Б, 5-А, 6-Д.
Учитель: Теперь поменяйтесь тетрадями и сделайте взаимопроверку по ответам:
*если всего 4-5 ошибок, то оценка «3»,
*если 1-3 ошибки — «4»,
*нет ошибок — «5». Оценивайте.
Идет взаимопроверка ответов
Учитель: Итак, наше путешествие по странам Древнего Востока закончилось. Мы с вами узнали очень много о жителях Древнего востока: о занятиях, местах проживания, культуре, об открытиях и изобретениях, которые оказали влияние на дальнейшее развитие человечества. Но мы продолжим изучать с вами историю Древнего мира. Нас ждёт ещё немало интересных стран.
А теперь подведем итоги проделанной работе. Вашему вниманию представлена оценочная таблица, первую часть которой вы начали заполнять дома. А теперь заполните ее с точки зрения проведенного урока. Поднимите руку те, кто…
— Кто сегодня доволен собой на уроке?
— Кто считает, что мог бы работать лучше?
— Кто больше узнал, чем знал в начале урока?
— Кто устал?
— Кто расстроен?
— Кому было тяжело?
— Кому было не трудно?
— Понравился ли урок?
VI. Домашнее задание
Нарисовать рисунок о стране Востока, составить кроссворд по Западной Азии, написать сочинение путешественника по Древнему Востоку.
Источник: school2100.com