Драйверы и барьеры в самореализации молодежи городов-миллионников

Президентская платформа «Россия – страна возможностей» и Аналитический центр НАФИ узнали, с какими проблемами в самореализации сталкивается молодежь городов-миллионников и что может помочь молодому человеку на пути профессионального и личностного роста.

Более 80% молодых россиян называют хорошими возможности для развития и самореализации как в России, так и в своем городе. В то же время в России разрабатывается государственная программа по созданию условий для эффективной самореализации молодежи и поддержке добровольчества, которая поможет преодолеть имеющиеся барьеры. 

Драйверы развития молодежи

«На протяжении 5 лет платформа «Россия – страна возможностей» стремится создать как в регионах, так и в стране в целом, условия для самореализации наших граждан. При этом большинство наших проектов ориентированы на молодежь, поэтому мы особенно прислушиваемся к тому, что важно и интересно для этой аудитории, чтобы понять, что еще мы можем им предложить. По результатам нашего совместного с НАФИ опроса, выяснилось, что в самореализации и проявлении себя как лидера большей части молодых россиян, проживающих в городах-миллионниках, помогает поддержка близких и друзей (39%). Кроме того, высок запрос молодежи на наставничество (36%), наличие единомышленников (34%), а также возможность получать дополнительное образование или повышать свою квалификацию (33%). Такая эффективная обратная связь позволит нашей платформе понять, на какие проекты и программы сделать упор в будущем», – отметил первый заместитель генерального директора АНО «Россия – страна возможностей» Алексей Агафонов.

Юноши больше девушек заинтересованы в наличии интересных мероприятий, конференций или форумов в своем городе (25% против 18%).

Подросткам (14–18 лет) больше других важно наличие единомышленников (47%) и ярких ролевых моделей, примеров успешных людей в блогах и СМИ (12% против 7% среди представителей всех возрастных категорий). Также для них актуальна тема профориентации и приобретение дополнительных знаний или навыков. Так, 38% опрошенных данной возрастной категории хотели бы улучшить предметные знания, а 28% выражают запрос на помощь в выборе профессии.

Молодежь от 19 до 25 лет чаще других говорит о большом значении дополнительного образования (42%) и о том, что в отношении молодых специалистов не должно быть никаких стереотипов (26% против 14% среди представителей всех возрастных групп). Они же имеют повышенный запрос на развитие hard skills –  профессиональных навыков, которые можно применять на практике (37%), доступность дополнительных курсов по выбранной профессии (26%). Каждый четвертый заинтересован в помощи с трудоустройством, а еще 16% – в помощи с открытием или развитием бизнеса.

Что касается более старшей группы молодежи (26–35 лет), то для них более актуальным по сравнению с остальными является карьерное развитие и повышение на текущем месте работы (26%). Каждый пятый хотел бы в ближайшее время поучаствовать в тренингах и мастер-классах для саморазвития (например, по тайм-менеджменту, управлению проектами, soft skills).

Барьеры для развития молодежи

Оценивая возможности для развития молодежи в своем регионе, участники исследования отмечали самые разные проблемы. В ТОП-5 проблем молодежи, по мнению опрошенных, вошли низкие зарплаты (45%; чаще об этом говорят жители Омска – 71%), сложности с поиском работы (34%; чаще в Волгограде – 58%), низкий уровень стипендий, пособий (33%; чаще в Омске – 43%), сложность запуска своего бизнеса (22%) и низкое качество образования (20%).

Девушки чаще сетуют на низкие зарплаты и сложности с поиском работы, а среди юношей выше доля тех, кто выражает полную удовлетворенность и не видит абсолютно никаких проблем. Если в целом среди молодежи городов-миллионников 9% заявляют, что в их городе и регионе нет ни одной молодежной проблемы, то среди молодых мужчин эта доля заметно выше и достигает 14%.

Практически каждый второй участник исследования признается в наличии переживаний и страхов, которые мешают активнее проявлять себя. Более распространены эти ограничивающие установки среди девушек (58% против 36% юношей). Респонденты в возрасте 14-18 лет значимо чаще других сообщают о таких барьерах, как отсутствие примера, на который можно ориентироваться (19%), и наличие других, более сильных людей-лидеров (36%).

«Исследование подтверждает высокий запрос на наставничество среди российской молодежи. Оно действительно является значимой ресурсной составляющей в развитии молодых людей, позволяет им успешно адаптироваться к быстро меняющимся условиям, развивать свои навыки и лидерские качества. С учетом значимости наставничества мы бы рекомендовали проводить обучающие семинары и тренинги для потенциальных наставников, создавать специальные программы, ориентированные на развитие лидерских качеств, самодисциплины и уверенности в себе у молодежи, устанавливать четкие цели и ожидания для наставников и их подопечных. Помимо этого следует интегрировать программы наставничества в школьные и университетские курсы, а также поощрять разнообразие и инклюзивность в таких программах, чтобы обеспечить доступность и равные возможности для всех участников», – подчеркнула руководитель исследовательских проектов Аналитического центра НАФИ Аделя Кавеева.

Всероссийский опрос проведен в сентябре 2023 г. Опрошены 800 человек в возрасте от 14 до 35 лет из городов Российской Федерации численностью населения 1 млн человек и более. Выборка построена на данных официальной статистики Росстат и репрезентирует молодое население городов-миллионников РФ по полу и возрасту. Статистическая погрешность данных не превышает 3,46%.

Сергей Коляда, директор по коммуникациям АНО «Россия – страна возможностей»