Должностные инструкции для педагогов: зачем нужны, из чего состоят, на что влияют

Обычно, если учитель оспаривает какие-либо поручения администрации, ему показывают должностную инструкцию — зафиксированные в ней обязанности нужно выполнять. Так ли это на самом деле? Разбираемся, зачем нужна должностная инструкция и что делать, если педагог с ней не согласен. 

Что такое должностная инструкция

Это документ, в котором указаны обязанности работника, занимающего ту или иную должность. Кроме того, в нем фиксируют права и полномочия сотрудника, профессиональные требования, которым он должен соответствовать.

Должностную инструкцию составляют в конкретной образовательной организации, но опираются на примерные образцы или профессиональный стандарт. В этом документе должны быть указаны только те трудовые функции, которые предусмотрены профстандартом. Если, скажем, в профстандарте педагога-психолога не сказано, что он должен вести уроки, то и в инструкции и трудовом договоре этого быть не должно.

Чаще всего должностная инструкция распространяется на всех, кто работает в этой должности. Но иногда ее персонифицируют: если учитель математики Иван Петров будет выполнять какие-то уникальные функции — например, руководить методическим объединением математиков или создавать кружок по теории решения изобретательских задач, — можно завести инструкцию только для него.

Кто и как составляет должностную инструкцию

Единых требований к должностной инструкции не существует — такого термина даже нет в Трудовом кодексе РФ. Но есть методические рекомендации от Министерства просвещения и профстандарт.

Чаще всего за должностные инструкции отвечает сотрудник отдела кадров или заместители директора — сам работник не должен составлять для себя инструкцию. Потому что такой обязанности нет в профстандарте педагога.

В некоторых школах отказываются от этого документа и подробно прописывают трудовые функции и профессиональные требования к педагогу в трудовом договоре. Это не противоречит законодательству РФ — создание должностной инструкции добровольно, а не обязательно.

Что может быть не так с должностной инструкцией

Идёт вразрез с трудовым договором

Трудовая функция не должна противоречить трудовому договору. Если в последнем указаны трудовые функции педагога, то в инструкции они могут быть расширены, более подробно раскрыты. К примеру, если в трудовом договоре сказано, что педагог должен проводить аудиторные занятия, то в инструкции допустимо уточнить, что он проводит лекционные, практические и комбинированные занятия.

Если в должностной инструкции появляются дополнительные трудовые функции, это противоречит статье 60 ТК РФ. В случае, когда администрация хочет поручить педагогу дополнительную работу, нужно составлять дополнительное соглашение к трудовому договору.

Не соответствует профстандарту

Раньше профессиональные требования были прописаны в отраслевых справочниках, теперь — в профстандартах. Для работников образовательных организаций единого профстандарта нет, поэтому следует найти тот, в котором указана ваша конкретная профессия. Например, есть отдельные документы для педагогов, педагогов-психологов, работников воспитания. В должностной инструкции могут быть указаны только те трудовые функции, которые перечислены в профстандарте.

Не ознакомили с ней или с изменениями

При трудоустройстве педагог имеет право ознакомиться с должностной инструкцией. Стоит изучить ее и понять, что она не расходится с трудовым договором. Если администрация образовательной организации решила изменить ее, то педагог должен быть заново ознакомлен с обновленным документом. Если должностная инструкция является приложением к трудовому договору, то об изменении педагога нужно предупредить за два месяца. Если же это самостоятельный документ, то можно изменить его без предупреждения, но затем обязательно получить подпись учителя на обновленном документе.

Если педагог обнаружил нарушения, связанные с должностной инструкцией, он может подать заявление руководителю образовательной организации. В нем нужно указать то, с чем вы не согласны, и предложить решение проблемы. Например: «Меня не ознакомили с должностной инструкцией учителя, при этом ссылаются на трудовые функции, записанные в ней. Прошу ознакомить меня с инструкцией». Если администрация школы не идет навстречу, следует обращаться в трудовую инспекцию, а затем — в суд.


Источник