Долго мучиться? Учитель — о чтении, перегрузках и пользе лени у школьников

«Многие дети к окончанию 4-го класса так вымотаны, что ненавидят школу. Это как надо извратить ситуацию вокруг ребёнка, чтобы убить в нём естественный инстинкт — учиться!» — удивляется Алексей Олейников, учитель литературы и писатель.

Заставлять детей читать - прямой путь отучить их от чтения.
Заставлять детей читать — прямой путь отучить их от чтения. © / Валерий Христофоров

Досье

Алексей Олейников — учитель литературы частной школы «Лицей Ковчег-XXI». Закончил Литинститут им. Горького. Лауреат премии «Новая детская книга» 2011 г. Лауреат Международной детской литературной премии им. В. Крапивина 2013 г.

Юлия Борта, АиФ: Алексей, вы считаете, что детям интереснее читать современные книги про своих сверст­ников, нежели классику. А есть ли вообще эта современная детская литература? Алексин, Крапивин, Успенский и всё? 

Алексей Олейников: Это неправда. Взрослому поколению знакомы именно эти писатели, потому что они сами на них выросли, читали их в детстве. А потом они выросли и особо не интересовались современными детскими авторами. А их сейчас великое множество! Спрос на книги формирует старшее поколение, а оно консервативно. Да и просто дорогое удовольствие сегодня — книжки. Недавно президент пообещал льготы книжному бизнесу, вот это был бы подарок!

ТВ как конкурент

— Может, причина и в том, что сами родители не читают?
— Это миф, что СССР был самой читающей страной. Но вспомните 70-80-е: книги зачастую покупались ради корешков. В обществе была ограничена роскошь, и потому чешский гарнитур и в нём полное собрание сочинений Дюма, Пикуля и Пушкина превращались в статусную вещь. А активно и тогда читали не более 10-15% населения. К тому же сейчас у книжек появилось много конкурентов — число каналов ТВ зашкаливает плюс Интернет…— Родители загоняют детей в кружки: мол, большое количество свободного времени приведёт к безделью и хулиганству… 

— Изменение концепции дет­ства произошло незаметно. Вспомните себя в школьные годы. У нас была масса свободного времени. Идёшь из школы — мечтаешь о своём. Сделал уроки — бежишь во двор. Сейчас всех детей чуть не до выпуска встречают и провожают родители. Развивать начинают с внутриутробного периода. Притом что эта идея уже отвергнута на Западе, а мы всё бежим вслед ушедшему паровозу и глотаем идеи, которые там давно не в тренде. Неестественно так перегружать ребёнка. Я работаю в школе и вижу: дети к старшей школе совершенно вымотаны. И это одна из причин, почему они ненавидят школу, хотя и она сама прилагает к этому немало усилий. Поймите, главный ин­стинкт ребёнка до 10 лет — узнавать новое, учиться. Насколько надо было извратить ситуацию вокруг ребёнка, чтобы этот естест­венный инстинкт был начисто убит. Дичайшая ситуация!

Не ведите ребёнка в кружок после школы, просто погуляйте. Рассказывайте вечером сказки. И дайте, наконец, ему право побездельничать и полениться. Если бы Эйнштейна развивали с детства, он бы точно не стал Эйнштейном. Наиболее глубокие и гениальные мысли приходят в ситуации активного созерцания, когда человек внешне ничего не делает. А когда у него каждая минута забита до предела делами, то ему и подумать некогда. Вот и получаем к концу начальной школы выжатых как лимон детей. И это ужасно. Ну пусть даже школу прогуляет иногда — ничего страшного.

Разве они роботы?

— И это говорит учитель!

— Но я же вижу, как они мучаются, мне их жалко. Дети же не роботы. Заставьте взрослого человека так пахать 11 лет, многие ли выдержат?

— И читать учеников не заставляете?

— Почти. Стараюсь увлечь, чтобы каждый нашёл в книгах что-то для себя. Например, включаю в списки книг для чтения графические романы. Некоторые по сложности и серьёзно­сти темы не уступают привычным книгам. Это просто такая форма рассказа, как скульп­тура, танец, живопись.

— У детей теперь правда клиповое мышление — без картинки текст не воспринимают?

— И взрослые такие же. Осилите сами Жюля Верна? Хотя у вас более наработаны навыки чтения больших текстов.

— Почему классику, изучаемую в школе, не хочется перечитывать повзрослев?

— Большая часть классики ведь писалась не для детей. Не надо в 5-6-м классах читать «Муму», подождите хотя бы до 11-го. Эта история не про собаку, а про Герасима и его отношения с барыней, почти фрейдистские. Считается, что, если ребёнок читает, как мучают животное, у него развивается чувствительность, что страдания очищают его дущу. Безумно вредная идея! Не очищают, а травмируют. Надо определиться, чего мы хотим: чтобы у детей сохранился интерес к чтению или чтобы они причастились Достоевским, Толстым, «Словом о полку Игореве» и, выйдя из школы, никогда уже эти книги не открывали? Это две разные задачи, я предпочитаю решать первую.

— Но разве серьёзная литература — это не прививка от зла, чтобы оно не повторялось?

— Литература не работает как прививка. Зло всё равно повторяется. После Великой Отечественной войны случились Вьетнам, Афганистан, Чечня. Пушкин вырос величайшим поэтом, не читая Пушкина. Та же история с Достоевским и Толстым. Да и пресловутый «золотой канон» или «культурный код» меняется. Мы уже не читаем «Железный поток» Серафимовича, мало кто читает «Молодую гвардию». Меняется время, меняются «каноны». Дайте ребёнку плохую книжку — он научится плохому, дайте хорошую — научится хорошему. Это слишком примитивно. Литература гораздо сложнее. Она приоткрывает дверцы в другой мир, даёт возможность прожить другие жизни. Она не даёт ответы, а скорее ставит вопросы, над которыми можно подумать. В конце концов, она приносит удовольствие — вот с этого и надо начинать, вовлекая в чтение.

А лет до 12 я бы советовал родителям хоть иногда читать детям вслух по вечерам. Это такой уютный ритуал и даёт потрясающие ощущения, когда текст вдруг захватывает ребёнка и вы с ним движетесь внутри сюжета, переживая вместе за героев.

 

Статья из газеты: Еженедельник «Аргументы и Факты» № 51 21/12/2016