Дневник самосовершенствования: проверенный способ увлечь школьников физкультурой

Почему детям сложно заниматься дома

На уроках я всегда стараюсь стараюсь подтолкнуть ребят к самостоятельным занятиям. Рассказываю, как правильно составлять и выполнять различные комплексы упражнений, тренировки, как организовать место и режим занятий. Объясняю технику безопасности, другие основы физической культуры.

Но, чтобы дети начали заниматься дома, одних разговоров недостаточно.

Во-первых, ученики, как правило, не запоминают теорию, которую преподаватель дает на уроке — ведь они не ведут никаких записей. Да и домашние задания чаще всего фикция, потому что учителю сложно проверить качество его выполнения.

Во-вторых,  чтобы что-то сделать, ребенку нужна цель — и лучше доступная, осязаемая и желанная. Для одного это хорошая оценка, для другого — слава спортсмена, для третьего — физическая красота.

В-третьих, преподавателю в любом случае необходимо строго контролировать самостоятельную деятельность школьника.

Как организовать самостоятельные занятия

В 2002 году в журнале «ФК в школе» я прочитал статью, в которой преподаватель рассказывал о дневнике физического самосовершениствования, который ведут его ученики. Я ухватился за эту идею: значительно переработал его структуру, подкорректировал цели и задачи в соответствии с моими взглядами. И вот, с 2003 года, все мои ученики, начиная с 5 класса, ведут «Дневник физического самосовершенствования».

В «началке» его заводить бессмысленно — дети в этом возрасте не могут реально оценить свои возможности. Они часто переключаются с одного вида деятельности на другой, а значит, не способны самостоятельно поддерживать режим занятий. А в средней школе ребята обычно уже способны сформулировать личные задачи, организовать режим дня и тренировок.

Основные разделы «Дневника физического самосовершенствования»:

— задачи на учебный год.
Это цель, которую ставит перед собой ученик.
— комплекс физических упражнений для самостоятельных занятий.
Средство достижения цели.
— оценка основных физических показателей.
Рефлексия.

Есть в дневнике и страница медицинских сведений, где школьники отмечают все свои заболевания и противопоказания к различным видам физической деятельности.

Строгих правил оформления дневника нет. Это поддерживает положительный эмоциональный настрой у детей и особенно нравится девочкам.

Какие результаты приносит дневник

Я регулярно проверяю дневники и замечаю, как с возрастом и опытом дети все четче и объективнее ставят цели и задачи, грамотнее распределяют режим, дозируют упражнения, становятся более крепкими, организованными.

Конечно, у пятиклассниковупражнения нередко не соответствуют задачам. В этом случае их корректирует учитель. В старших классах такие ошибки случаются уже редко, как и трудности с дозированием упражнений.

Я не идеалист и осознаю, что есть ученики, которые ведут дневник «для Андрея Владимировича», чтобы получить оценку. Есть и такие дети, которых нельзя заставить вести его и под страхом двойки. С ними приходится решать вопрос индивидуально: кому-то нужно дополнительно разъяснять задачу, а кому-то — дать индивидуальные задания на дом.

За годы работы с дневником я убедился: ученики, которые регулярно и сознательно его ведут, значительно опережают других школьников в знании основ теории и методики физического воспитания. Я уверен, что ребенок, который научился сам организовывать занятия физической культурой во внеурочное время, самостоятельно продолжит свое физическое совершенствование и во взрослой жизни.

Структура дневника

1 страница

  • Фамилия, имя, класс;
  • Возраст;
  • Дата рождения;
  • Дата начала ведения дневника;
  • Дата окончания ведения дневника.

2 страница

Задачи на учебный год.

3 страница

Оценка основных показателей физического развития.

4 страница

Режим дня.

5 страница

Медицинские сведения:

  • Группа здоровья (физкультурная группа);
  • Заболевания;
  • Рекомендации медработника;
  • Пропущено дней по болезни (за каждый месяц).

6 страница

Рекомендации учителя физкультуры.

7 страница

Комплекс физических упражнений для занятий дома (составляет ученик с помощью учителя).

8 страница

Личные рекорды.

9 страница

Лист контроля ведения дневника.

Андрей Майданов