Как правильно дышать, чтобы не потерять голос к шестому уроку

Речь — один из важных инструментов педагога. Однако если говорить приходится два, три, а то и больше уроков подряд, неизбежно возникает усталость голоса, ощущение тяжести в гортани, осиплость или хрипота. Однако, всех этих неприятных ощущений можно избежать, если дышать правильно. Как? Рассказывает педагог по технике речи Кристина Гортман.

Как связаны голос и дыхание

Звук голоса рождается в гортани. Именно там от потока выходящего воздуха приходят в движение голосовые связки: говорить мы можем только на выдохе. Без выдоха не возникнет не только звука, но и вибрации, которую создают внутренние резонаторы в теле, делающие голос объемным и красивым.

Залог хорошо звучащего голоса — верное дыхание. Оно бывает двух видов:

  1. Обычное дыхание. 

Это жизненно важный процесс, который сопровождает нас, даже когда мы спим. В среднем в сутки человек делает около двадцати тысяч вдохов и выдохов.

  1. Речевое дыхание. 

Это способ дышать в процессе речи. Мы делаем большой вдох, а затем говорим на длинном выдохе, иногда делая маленькие доборы воздуха. Когда фраза заканчивается, мы опять делаем большой вдох, снова говорим на длинном выдохе, и так далее.

Важно тренировать оба вида дыхания для того, чтобы голос звучал верно и с ним не возникало никаких проблем.

Как тренировать обычное дыхание

Для тренировки правильного, диафрагмального дыхания необходимо:

  1. Развивать мышцы. 

Главная мышца, которая дает хороший толчок воздуху и становится опорой для голоса, — это диафрагма. Для ее тренировки существует немало упражнений. Эти же упражнения помогают укрепить вспомогательные дыхательные мышцы: реберные и пресса.

  1. Увеличивать легкие. 

Точнее, их объем. Диафрагма приходит в работу, только если человек дышит, что называется, полной грудью — то есть делает полноценный вдох, наполняя легкие воздухом до нижних отделов. Для этого подойдут как гимнастики, так и отдельные упражнения.

  1. Следить за дыханием. 

Можно накачать мышцы и развить объем легких с помощью упражнений, но в повседневной жизни по привычке продолжать дышать поверхностно, делая небольшой слабый вдох и такой же выдох. Тогда никакого эффекта от упражнений не будет.

Первое время важно следить за тем, чтобы во время вдоха раздувался живот и расходились в стороны бока и нижние ребра, а плечи тем временем оставались неподвижными. Это и есть так называемое диафрагмальное дыхание, дыхание «животом» — его нужно ввести в привычку, и на это потребуется некоторое время и внимание.

Спустя несколько недель регулярных тренировок человек уже способен почувствовать не только более качественное звучание своего голоса, но и общее улучшение состояния организма, потому что правильное дыхание насыщает кровь кислородом и приводит в тонус весь организм.

Как развивать речевое дыхание

Особенности развития речевого дыхания заключают в себе следующие этапы:

  1. Тренировка долгого выдоха. 

Самое частое нарушение состоит в том, что человек не может полноценно распределить дыхание на протяжении всей фразы: договаривает уже без воздуха или, наоборот, слишком часто делает ненужные вдохи в середине словосочетания или даже слова.

Умение держать равномерный долгий выдох позволяет говорить ровно, звучать хорошо и предупредить развитие голосовых патологий. Хорошо помогают такие и такие упражнения.

  1. Работа с паузами. 

Подобная тренировка хорошо помогает увидеть «островки» в речи, где можно сделать как большой, так и малый вдох. Нужно взять любой текст и расставить в нем паузы: после точки всегда идет большая пауза (графически обозначается двумя вертикальными чертами), после других знаков препинания и внутри длинных фраз смыслово можно расставить короткие паузы (графически — одна вертикальная черта). После того, как текст расчерчен, можно попробовать его прочитать, учитывая расставленные черточки: в малую паузу можно сделать небольшой добор воздуха (если требуется), в большую — полноценный вдох.

Хорошее речевое дыхание с опорой на крепкую диафрагму, большой объемом легких и тренированные помогающие мышцы дадут возможность любому педагогу говорить уверенно и без напряжения в голосе даже в конце рабочего дня.


Источник