День Победы (сценарий)

«Война и мы» – инсценировка для школьного театра.
Фильм по книге С. Алексиевич «Последние свидетели» (видео).

Авторы-составители:
Каменева Елена Густавовна, учитель начальных классов МБОУ Кемской СОШ №3, Республика Карелия, г.Кемь;
Короткова Екатерина Михайловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №1 Кемского муниципального района


Аннотация

МБОУ «Рабочеостровская СОШ» Кемского муниципального района (структурное подразделение Бабгубская школа, п. Бабгуба в Карелии – существовало до 2013 г.) являлась единственным центром образования и культуры. В школе сложилась традиция: на празднование Дня Победы приглашать жителей микрорайона.
В 2011-2012 учебном году была проведена реорганизация структурного подразделения. К следующему учебному году в школе остались только два класса: 2 класс – 8 чел., 4 класс – 6 чел. И такое большое ответственное мероприятие легло на плечи учеников и учителей начальной школы.

  • Решили рассказать о войне устами детей военного времени. Возник творческий проект «История моей семьи» (интервью, сочинения).
  • Прочитав книгу Светланы Алексиевич «Последние свидетели», появилась идея снять фильм (прилагается ниже). Подготовке предшествовали отбор материала, костюмов, декорации, репетиции, съёмки, создание видеоролика к песне «Дети войны» (музыка и слова Т.Фролова, И.Фролова). В фильме снимались учащиеся 4 класса: Василенко Даниил, Герлова Диана, Волгина Полина, Рачок Дмитрий, Сандуца Анарина.
  • В основу мероприятия взяли сценку для школьного театра Елены Скороходовой, из репертуара Православной школы искусств «Война и мы», в которую включили эпизоды из своего фильма.

На празднике присутствовал ветеран Великой Отечественной войны Костин Николай Александрович. После спектакля пили чай, общались.


Цель: формирование у учащихся чувства уважения к традициям нашей страны, почитания старшего поколения, бережного отношения к памяти прошлого.

Задачи:
1. Пробудить в детях чувство сострадания, переживания и гордости за стойкость своего народа.
2. Формировать умение слушать окружающих.
3. Формировать основы эстетического воспитания.
4. Развивать художественные и творческие способности.
5. Научить передавать собственные чувства, развивать умение передавать чувства других.
6. Подготовительная работа: подбор песен военных лет, костюмов, оформление сцены, съёмка фильма.

Действующие лица и исполнители:
Катя – вожатая из 9-го класса.
Ваня – третьеклассник.
Слава – третьеклассник.
Маша – третьеклассница.


Вступительное слово

72 года прошло с тех пор, как наш народ одержал победу над фашистской Германией. Теперь это – героическое прошлое нашей Родины. Память о страшной войне, её бесчисленных жертвах, об искалеченных судьбах, о Великой Победе вечно должна жить в памяти потомков.
Люди, о которых мы хотим рассказать – дети войны.
Дети войны познали горечь жизни раньше, чем научились понимать эту жизнь.
Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. погибли миллионы советских детей. Русские, белорусы, украинцы, евреи, татары, латыши, цыгане, казахи, узбеки, армяне, таджики…
Когда-то великий Достоевский поставил вопрос: найдется ли оправдание
миру, нашему счастью и даже вечной гармонии, если во имя этого, для прочности фундамента, будет пролита хотя бы одна слезинка невинного ребенка? И сам ответил: слезинка эта не оправдает ни один прогресс, ни одну революцию. Ни одну войну. Она всегда перевесит. Всего одна слезинка…

На экране «Все ушли на фронт»

Пустой класс, в котором должна находиться группа продлённого дня. Входит вожатая Катя.

Катя: Так… Что это означает? Почему никого нет? Где народ? Ау, дети. Вы где? А это что такое? (Читает на доске) «Мы ушли на фронт»… Какой ужас…

В комнату влетает Ваня с игрушечным автоматом. Он изображает перестрелку.

Катя: Это ещё что такое?
Ваня: Здравствуй, Катя. Бах, бах…
Катя: Здравствуй, Ваня. Что значит «бах»?
Ваня: Бах! Ты убита. Понарошку. В принципе, можешь не падать…
Катя: Что это?
Ваня: Мы играем в войну. Бах, бах, бах…
Катя: А уроки вы сделали?
Ваня: Конечно. Бах! Можешь проверить. Хотя ты убита снова. Бах, бах!
Катя: А зачем вы играете в войну?
Ваня: Чтобы было весело. Бух, бух, бух.
Катя: (хватает его за руку) Остановись.
Ваня: Ну что ещё?
Катя: В войне нет ничего весёлого, поверь мне.
Ваня: Но ведь в мире всё время происходит какая-нибудь война.
Катя: К сожалению, это так.
Ваня: Зачем же тогда идёт война, если в ней ничего весёлого нет?
Катя: Война это беда, а происходит она оттого, что люди завидуют друг другу. Хотят иметь то, что принадлежит не им.
Ваня: Это как?
Катя: Например, у тебя есть велосипед. А у Славы его нет.
Ваня: Я всегда даю Славе свой велосипед покататься.
Катя: Поэтому у вас нет войны. А если бы ты не давал, а Слава пытался его отнять, получилась бы война.
Ваня: Значит, разные страны воюют друг с другом, потому что у кого-то нет велосипедов?
Катя: Нет чего-то такого, что другим хотелось бы иметь. Твой дом, например, или ваша дача.
Ваня: Дача? Моя любимая дача в Кашире? Разве кто-то может попытаться отобрать её у нас?
Катя: Во время войн именно это и происходит.
Ваня: Какой ужас!
Катя: Знаешь ли ты, что такое Великая Отечественная война?
Ваня: Конечно. Слышал от бабушки.
Катя: Ну и что же это?
Ваня: Что-то такое нехорошее было, давным-давно.
Катя: Не давным-давно, а в 1941 году. Немецкие фашисты напали на нашу Родину и хотели отобрать её у нас.
Ваня: Но мы же её не отдали.
Катя: Да, русский народ отстоял Отчизну. Но многие погибли.
Ваня: Мой прадедушка тогда воевал. Он был ранен. Но не погиб.
Катя: Вам повезло.
Ваня: А прабабушка в войну одна с тремя маленькими детьми жила в Кашире. Именно в том самом доме, где находится теперь моя любимая дача.
Катя: До Каширы фашисты не дошли. Но они были очень близко. В нескольких километрах от неё…
Ваня: Да, бабушка рассказывала. Она тогда маленькой была. Даже меньше, чем я сейчас. Ха-ха.
Катя: Что тебя веселит?
Ваня: Бабушка была маленькой девочкой – смешно.
Катя: Все люди когда-то были маленькими.
Ваня: А все дети когда-нибудь станут большими, да?
Катя: Конечно.
Ваня: Скорей бы.
Катя: Не торопись. Всему своё время. Но плохо, когда взрослые забывают своё детство.
Ваня: Нет, моя бабушка всё помнит. И войну, и голод… Она рассказывала, что в Кашире были слышны бои. И все боялись, что немцы придут. Страшно тогда было.
Катя: Ещё бы. А ты говоришь – весело играть в войну.
Ваня: Я больше не буду.
Катя: Войны – это большое зло.
Ваня: Почему же их не отменят?
Катя: Это не так-то просто.
Ваня: Почему?
Катя: У взрослых есть свои соображения.
Ваня: Какие?
Катя: Не все взрослые, например, стремятся быть хорошими людьми.
Ваня: А какими же?
Катя: Многие из них считают, что самое главное в жизни стать богатым. Побольше всего иметь. Денег, всяких разных вещей… И ради такой цели они не останавливаются ни перед чем.
Ваня: Глупые взрослые! Они просто забыли своё детство.

Появляется Слава с игрушечным автоматом. Он тоже изображает стрельбу.

Слава: Бух, бух, бух. Ты убит…
Ваня: Слава, хочешь покататься на моём велосипеде?
Слава: Сейчас?
Ваня: Когда угодно.
Слава: А что?
Ваня: Я тебе разрешаю.
Слава: Спасибо, но ты убит. Понарошку. Можешь не падать… А-то с кем же тогда я буду играть?
Ваня: Я больше не играю в войну.
Слава: Почему?
Катя: Мы решили, что вы будете обо всём договариваться мирным путём.
Слава: Но ведь взрослые всё время воюют.
Катя: К сожалению, взрослые тоже не всегда бывают правы. Кое-чему им следует поучиться у детей.
Слава: Взрослым поучиться у детей? Нет, Катя, на такое они не пойдут.
Ваня: Понимаешь, Слава, война – это такая нехорошая штука. Когда могут прийти враги и выгнать нас из нашего дома или даже с нашей дачи, понимаешь.
Слава: За что?
Ваня: Потому что кому-то захочется там поселиться.
Слава: Но это же несправедливо.
Ваня: Это безнравственно! Но некоторым взрослым это неважно. Они думают только о деньгах.
Слава: Глупые взрослые.
Катя: В войне нет справедливости. Враг ведёт себя, как ему захочется, не думая об окружающих.
Слава: Тогда я не хочу играть в войну.
Ваня: Я тоже.

Появляется Маша с игрушечным автоматом. Мальчики и её заставили играть с ними в войну. Хотя ей этого и не очень-то хотелось.

Маша: Бах!
Ваня: Маша, мы больше не играем в войну.
Слава: Мы решили обо всём договариваться мирно.
Маша: Вот здорово!
Ваня: Давайте покажем взрослым пример. Отменим войны среди детей.
Маша: А вы думаете, взрослые нас послушаются?
Ваня: Не знаю.
Катя: (обращается в зал) Если дети всей планеты попросят взрослых не воевать… Очень сильно попросят…
Ваня: Как мы обычно просим о подарках к праздникам…
Катя: Может быть, они и послушаются, и подарят нам мир между собой.
Ваня: Сначала надо отменить войны среди детей. Ведь все дети когда-нибудь станут взрослыми.
Дети: (хором, в зал) Внимание, внимание, дети всей планеты, покажите пример своим родителям. Больше не играйте в войну! Давайте играть в мир во всём мире.

Дети поют хором песню

«Несовместимы дети и война»

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!

Припев:
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна
И как огонь с водой
Несовместимы,
Несовместимы
Дети и война!

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,
Стволы их станут трубами органа,
И в дружном хоре голоса сольют
Под мирным небом в песне мира страны!

Припев.

Чтоб без войны все в мире жить могли,
Пусть льдины злобы и вражды растают!
Дружить давайте, дети всей земли!
Пусть наша дружба с нами вырастает!

Припев.

Фронтальная мизансцена

Катя: Почему взрослые становятся злыми и затевают войну? Потому что они забывают, что были детьми.
Ваня: Уважаемые взрослые, дяди и тёти, вспомните себя маленькими. Как вы легко и просто прощали обиды, чтобы продолжать игру друг с другом.
Слава: Какие волшебные замки вы творили в песочнице.
Катя: Как вы дружили между собой просто так, а не из выгоды.
Маша: Как вы жалели брошенных котят.
Ваня: Как помогали старикам. Просто так, а не за деньги.
Слава: Все люди рождаются с добрыми сердцами. Все сначала имеют совесть.
Ваня: Почему, взрослея, некоторые люди обо всём забывают?
Дети: (хором) Люди! Оставайтесь детьми до последнего! Не забывайте своё детство!

Поют

«Птицы белые»

Сколько лет прошло после той войны.
Раны глубоки, боль так велика.
На полях войны где-то в тишине
Вдруг поднимут крик птицы белые.
И забыть бы все, да никак нельзя.
От глубоких ран плачет мать-земля.
Над землей летят тучи серые,
И кричат им вслед птицы белые.

Припев:
Птицы белые летели и кричали в высоте
Над полями, городами. Люди, скажем «нет» войне!
Вечно в памяти живущих это горе и беда.
Никогда не повторится, НИКОГДА!

Сколько лет прошло после той войны.
Славы монумент имена хранит.
И горит огонь вечной памяти.
И кружат над ним птицы белые!
Как заставить нам ненависть уйти,
Добротой души сердце растопить?
Мертвых оживить, пробудить живых,
В небо отпустить белых птиц своих.

Равнодушие и боль спрячьте, люди,
Айсберг ледяной растопите в сердце.
Белых птиц своих отпустите в небо.
Верю, счастье на земле будет вечно!!!

Припев.

Дети медленно рассаживаются по своим местам за партами. Катя берёт в руки указку и начинает урок.

Катя: Но вы знаете, ребята, помнить надо не только о своём детстве. Помнить надо и о детстве всего человечества, о том, что было до тебя. Надо знать свою историю, чтобы не повторять ошибок прошлого.
Ваня: (поднимает руку для ответа) Я знаю про Великую Отечественную войну. Мне бабушка рассказывала.
Слава: И мне.
Маша: И мне.
Катя: И что же вы поняли?
Ваня: Что свою Родину надо защищать.
Катя: Правильно. А почему?
Слава: Потому что она родная.
Ваня: Потому что здесь жили наши предки.
Маша: Потому что здесь твой дом. Мама, папа, бабушка, сестра, братик, мама.
Ваня: Ты уже говорила «мама». В самом начале.
Маша: Ну и что? Мама ведь это самый главный человек. Я всегда скучаю по маме, когда её нет рядом.
Слава: Я тоже.
Ваня: И я тоже.
Катя: А представляете, как скучали по матерям наши солдаты. Ведь Великая Отечественная война длилась целых четыре года.

Дети выходят из-за парт вперёд и поют хором

«Наследники Победы»
(Сл. В.Шумилина, муз. Е.Зарицкой)

Светлый праздник День Победы
Отмечает вся страна.
Наши бабушки и деды
Одевают ордена.

Припев: (2 раза)
День 9 Мая!
Звонко трубы поют.
Пусть гремит, не смолкая,
В честь победы салют!

Наши бабушки и деды
На внучат глядят своих.
Мы наследники победы!
Мы с тобой надежда их!

Припев: (2 раза).

Катя: О Великой Отечественной войне нам ещё могут рассказать наши бабушки и дедушки. А сколько было войн, о которых сейчас можно только прочесть в книжках. Татаро-монгольское иго и Куликовская битва, походы Тамерлана, взятие Казани, защита Троице-Сергиева монастыря, Нарва и Полтава, Турецкая война, взятие Измаила, компания Наполеона, первая мировая война…
Ваня: Как много войн ты знаешь.
Катя: К сожалению, их было намного больше.
Слава: И в каждой войне гибли люди?
Катя: Тысячи, миллионы людей.

(Пауза)

Ваня: Объясни, зачем?
Слава: Зачем?
Маша: Зачем?
Катя: Зачем? (В зал) Не знаю я, зачем.
Мне не постичь глубокий смысл
Таких загадочных проблем,
Которые диктует жизнь.
Мир взрослых часто так жесток,
И не понять мне ни за что:
Зачем, зачем любить порок
И отвергать добро?
Когда началась Великая Отечественная война, мои бабушка и дедушка тоже были детьми.
Ваня: Как и мы сейчас?
Катя: И им тоже было не понятно, что такое война. Взрослые мужчины ушли на фронт. Женщины стали больше плакать… Возникли голод, холод, страдания, смерть… Кто был во всём виноват? Война.

Фильм «Последние свидетели»
Фильм по мотивам рассказов Светланы Алексиевич «Последние свидетели» (сто недетских рассказов)

 
Эпизод 1

В то воскресенье… Двадцать второго июня…
Пошли с братом за грибами. Уже было время боровиков. Лесок наш небольшой, мы там знали каждый кустик, каждую полянку, где какие грибы растут, какие ягоды и даже цветы.
Уже возвращались домой, когда услышали громовой гул. Гул шел с неба… Подняли головы: над нами штук двенадцать-пятнадцать самолетов… Они летели высоко, очень высоко, я подумал, что раньше наши самолеты так высоко не летали. Был слышен гул: у-у-у!
Тут же мы увидели нашу маму, она бежала к нам — плачущая, растерянная, со срывающимся голосом. Таким и осталось впечатление от первого дня войны — мама не зовет ласково, как обычно, а кричит: «Дети! Мои дети!» У нее большие глаза, вместо лица одни глаза…

(Видео: начало войны)

Первые убитые… Первую увидел убитую лошадь… Следом… убитую женщину. Это меня удивило. Я представлял, что на войне убивают только мужчин.
Проснусь утром. Хочу вскочить, а потом вспоминаю – война, и закрываю глаза… Не хочется верить.
Я научилась молиться. Часто вспоминаю, как в войну я научилась молиться… Сказали – война. Я, и это понятно, в пять лет не воображала никаких картин. Никаких страхов. Но от страха, именно от страха, уснула. И спала два дня. Два дня лежала, как кукла. Все думали, что я умерла. Мама плакала, а бабушка молилась. Она молилась два дня и две ночи.
Я открыла глаза, и первое, что помню – свет. Яркий-яркий свет, необычайно яркий. Мне от этого света стало больно. Слышу чей-то голос, узнаю: это моей бабушки голос. Бабушка стоит перед иконой и молится.
«Бабушка… Бабушка…», — позвала я ее. Она не оглянулась. Не поверила, что это я ее зову. Я уже проснулась. Открыла глаза.
— Бабушка, — потом спрашивала я, — как ты молилась, когда я умирала?
— Я просила, чтобы твоя душа вернулась.
Через год умерла наша бабушка. Я уже умела молиться. Я молилась и просила, чтобы ее душа вернулась.
А она не вернулась…

(Выступление победителей школьного конкурса художественного слова «Во имя жизни»)

«Кукла»

Много нынче в памяти потухло,
А живет безделица, пустяк:
Девочкой потерянная кукла
На железных скрещенных путях.

Над платформой пар от паровозов
Низко плыл, в равнину уходя…
Теплый дождь шушукался в березах,
Но никто не замечал дождя.

Эшелоны шли тогда к востоку.
Молча шли, без света и воды,
Полные внезапной и жестокой,
Горькой человеческой беды.

Девочка кричала и просила
И рвалась из материнских рук, —
Показалась ей такой красивой
И желанной эта кукла вдруг.

Но никто не подал ей игрушки,
И толпа, к посадке торопясь,
Куклу затоптала у теплушки
В жидкую струящуюся грязь.

Маленькая смерти не поверит,
И разлуки не поймет она…
Так хоть этой крохотной потерей
Дотянулась до нее война.

Некуда от странной мысли деться:
Это не игрушка, не пустяк, —
Это, может быть, обломок детства
На железных скрещенных путях.

(В.Тушнова, 1943)

«Не» и «Ни»

Мне рассказывал смоленский паренек:
– В нашей школе деревенской шел урок.
Проходили мы частицы «не» и «ни».
А в селе стояли фрицы в эти дни.

Обобрали наши школы и дома.
Наша школа стала голой, как тюрьма.
Из ворот избы соседской угловой
К нам в окно глядел немецкий часовой.

И сказал учитель: «Фразу дайте мне,
Чтобы в ней встречались сразу «ни» и «не».
Мы взглянули на солдата у ворот
И сказали: «От расплаты
НИ один фашист проклятый
НЕ уйдет!»

(С. Маршак)

Эпизод 2

Рвутся бомбы, а я цепляюсь за старшего брата: «Жить хочу! Жить хочу!»
Боялся умереть, хотя что я мог тогда знать о смерти? Ну что?
Сам помню… Мама отдала нам с братом последние две картошины, а сама только смотрела на нас. Мы знали, что картошины эти последние. Я хотел ей оставить маленький кусочек. И не смог. Брат тоже не смог… Нам было стыдно. Ужасно стыдно.
У нас было одно пальто на троих, одни валенки. Мы часто сидели дома. Пробовали рассказывать друг другу сказки… Какие-то книжки… Но это было неинтересно. А интересно нам было мечтать, как кончится война, и как мы станем жить после войны. Будем есть одни пирожки и конфеты.
В войну я любил сны. Я любил сны о мирной жизни, о том, как мы жили до войны…

В ноябре сорок второго… Начальник госпиталя приказал выдать мне форму, правда, ее пришлось срочно перешивать. А сапоги на меня не могли найти целый месяц. Так я стал воспитанником госпиталя. Солдатом. Что делал? Одни бинты могли свести с ума. Их всегда не хватало. Приходилось стирать, сушить, скручивать. Попробуйте скрутить тысячу штук в день! А я наловчился еще быстрее взрослых.

Все время хочется есть. Ходим с Женей в рожь, она растет прямо за домами. Растираем колоски и жуем зернышки. А поле уже немецкое, и колоски немецкие… Увидели легковой автомобиль, удираем. Буквально из нашей калитки меня выдергивает офицер в зеленой форме с блестящими погонами и то ли бьет стеком, то ли ремнем стегает. От страха окаменел – боли не чувствую. Вдруг вижу бабушку: «Пан, миленький, отдай внука. Богом прошу, отдай!» Бабушка перед офицером на коленях. Офицер уходит, я лежу в песке. Бабушка на руках несет меня в дом. Я с трудом шевелю губами. После этого долго болею…

Они нас расстреливали в упор. Люди падали на землю. В песок, в траву… «Закрой глаза, дочка. Не смотри…», — просил отец. Я боялась смотреть и на небо – там было черно от самолетов, и на землю – везде лежали убитые. Близко пролетел самолет. Отец тоже упал и не поднялся. Я сидела над ним: «Папа, открой глаза… Папа, открой глаза…» Какие-то люди кричали «Немцы!» – и тянули меня за собой. А до меня не доходило, что отец больше не встанет, и вот так в пыли, на дороге я его должна бросить. На нем нигде не было крови, он просто молча лежал. Меня от него оттянули силой, но много дней я шла и оглядывалась, ждала – отец меня догонит. Просыпалась ночью… Просыпалась от его голоса. Я не могла поверить, что отца больше у меня нет.

Как мы доехали до Пензы, не помню, как меня привезли в детдом – не помню. Чистые страницы в памяти… Помню только, что нас было много, спали по двое на одной кровати. Если одна заплакала, то и другая плачет: «Мама! Где моя мама?»
Вспоминаются какие-то отрывки. Иногда — очень ярко. Как немцы приехали на мотоциклах. У каждого было ведро, и они тарахтели этими ведрами. А мы спрятались. У меня еще было два маленьких братика – четыре и два года. Мы с ними спрятались под кровать и весь день просидели там. Пока немцы не перестали тарахтеть ведрами…

Я очень удивилась, что молодой фашистский офицер, который стал жить у нас, был в очках. А я себе представляла, что в очках ходят только учителя. Он жил с денщиком в одной половине дома, а мы – в другой. Братик, самый маленький, у нас простыл и сильно кашлял. У него была большая температура, он весь горел, плакал ночами. Наутро офицер заходит на нашу половину и говорит маме, что если киндер будет плакать, не давать ему спать по ночам, то он его «пуф-пуф» – и показывает на свой пистолет. Ночью, как только брат закашляет или заплачет, мать хватает его в одеяло, бежит на улицу и там качает, пока он не заснет или не успокоится. Пуф-пуф…

(Выступление победителя районного конкурса художественного слова «Во имя жизни»)

Стихотворение «Варварство» Мусы Джалиля

Эпизод 3

Забрали у нас все, мы голодали. На кухню не пускали, варили они там только себе. Брат маленький, он услышал запах и пополз по полу на этот запах. А они каждый день варили гороховый суп, очень слышно, как пахнет этот суп. Через пять минут раздался крик моего брата, страшный визг. Его облили кипятком на кухне, облили за то, что он просил есть. А он был такой голодный, что подойдет к маме: «Давай сварим моего утенка». Утенок у него был самой любимой игрушкой, он никому его раньше в руки не давал. Спал с ним.
В последний день перед своим отступлением немцы подожгли наш дом.

Я помню, как война закончилась… Девятое мая сорок пятого года…
В детский сад прибежали женщины:
— Дети, победа! Победа-а-а-а!
Смеются и плачут. Плачут и смеются.
Стали нас все целовать. Незнакомые женщины. Целуют и плачут…
Целуют… Включили репродуктор. Все слушали. А мы, маленькие, слов не понимали, мы понимали, что радость идет оттуда, сверху, из черной тарелочки репродуктора. Кого поднимали на руках взрослые… Кто сам лез… Залазили
один на одного лесенкой, только третий или четвертый доставал до черной тарелочки и целовал ее. Потом менялись… Всем хотелось поцеловать слово «победа».

(Видео: ПОБЕДА!)

Вечером был салют. Небо сияло. Мама открыла окно и заплакала:
— Доченька, запомни это на всю жизнь…

Минута молчания

Катя: (в зал) Если посмотреть на войну здравомыслящим взглядом, она – безумие. Почему же в мире разумных людей, где царит и развивается научно-технический прогресс, до сих пор существует война?
Великая Отечественная война коснулась каждой советской семьи. Каждая семья понесла потери. Нельзя вернуть тех, кого больше нет. Но можно предотвратить грядущие утраты. Главное, сохранить память о былом. Память позволяет нам смотреть в будущее и предотвращать ошибки.
Ваня: А в войну мы больше играть не будем. Давайте играть в строителей.
Слава: Во врачей, учителей…
Маша: И, конечно, в дочки-матери!

Звучит музыка. Дети во главе с Катей ведут хоровод по классу.

Все: (хором)

«Мир детям»

Мир в детских руках, как солнечный луч.
И вроде пока нет сумрачных туч.
Мир хрупкий, как лёд, и чистый, как снег.
Пусть громко звенит наш детский смех.

Припев: Мир – детям.
Пусть светит на всей планете
Солнце для всех.
Мир – счастливым людям. Пусть всё так и будет.
Пусть хватает солнца на всех.

И где-то в этот час вдруг слёзы льют из глаз,
И слышен детский стон с разных сторон.
Ты знаешь, человек, ты, взрослый человек,
Как короток век, наш короток век.

Речитатив:
Каждый ребёнок имеет право
На счастливое детство,
На звонкий смех,
На добрую сказку, рассказанную на ночь.
И помните, что мы хотим быть добрыми и весёлыми
И жить в мире.

Припев.

Потом Катя берёт с одной из парт глобус. Дети собираются вокруг неё. Катя вращает глобус, и все смотрят на него, как будто со стороны на нашу планету. Внезапно Катя останавливает глобус, музыка обрывается. Дети смотрят в зал.

Дети предупреждают: ВОЙНЫ ОПАСНЫ ДЛЯ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ!


 

Литература:
Елена Скороходова. «Война и мы» сценка для школьного театра, из репертуара Православной школы искусств.
Светлана Алексиевич. «Последние свидетели» (сто недетских рассказов).