Что делать, если критикуют коллеги и администрация
Учителя часто оказываются в центре перекрестного огня критики. Она касается как профессиональных качеств педагога, так и личностных. Это выводит из душевного равновесия, негативно сказывается на психологическом здоровье и на профессиональных качествах. Как реагировать на критику и научиться с ней справляться? Рассказываем вместе с психоаналитиком Эллой Ворсиной.
Какая бывает критика
Критика — это механизм взаимодействия, который направлен на контроль и коррекцию по отношению к другому человеку. Само слово часто воспринимается негативно, однако не все замечания плохи. С точки зрения психологии выделяют конструктивную и деструктивную критику.
Конструктивная
Цель конструктивной критики — помочь другому человеку. Чаще всего она преподносится в мягкой форме: советы, рекомендации. Такую критику могут высказывать администрация или старшие коллеги. Критик указывает только на те аспекты, которые хочет исправить, не затрагивая всю остальную работу. В этом случае личность человека не задевают — оценивают только его работу.
«Важно, чтобы критик приводил аргументы, которые объясняют, в чем суть претензий, ошибок или замечаний. Часто критикующий приводит примеры в доказательство правоты из своей жизни или общей практики», — замечает Элла Ворсина.
Примеры конструктивной критики:
- Методист указывает педагогу на то, что при изучении той или иной темы целесообразнее использовать иной метод.
- Руководитель ШМО рекомендует педагогу использовать иное методическое оснащение, показывает, как его можно применять и объясняет его преимущества перед старым.
- После конфликта педагога с родителями директор наедине беседует с учителем, разбирает ситуацию и предлагает на будущее более компромиссный способ взаимодействия.
Деструктивная
Цель деструктивной критики — закрепить собственную значимость критикующего. Информация преподносится через манипуляции или оскорбления. Критикующий не разбирает какой—то конкретный кейс, а подвергает критике множество качеств или поступков человека. Происходит переход на личность. Для подтверждения своих слов критикующий не использует объективных аргументов или доводов.
«Часто чтобы быть услышанными люди просто поднимают голос. А стоило бы работать над смыслом сказанных слов. Деструктивная критика — это нездоровый способ взаимодействия и коммуникации людей», — говорит Элла Ворсина.
Примеры деструктивной критики:
- Коллега негативно отзывается о личностных качествах педагога.
- После посещенного урока завуч говорит педагогу, что его урок — полный провал, не объясняя, какие именно ошибки были допущены в методике
- Директор на повышенных тонах говорит учителю, что он не умеет работать, после поступления жалобы на него от родителей.
Как люди реагируют на критику
Также как и видов критики, реакций на нее тоже две — конструктивная и деструктивная.
Конструктивно
Эта реакция в большей степени связана с общением и диалогом. Задавать уточняющие вопросы, аргументировать свою позицию, пытаться понять собеседника — это допустимый, цивилизованный и экологичный ответ на критику.
В случае, когда диалог невозможен, абстрагирование тоже станет конструктивной реакцией. Но важно осознавать, что абстрагирование — не есть замалчивание. Оно может сработать только в том случае, если человек действительно может «отключиться» от проблемы и не прокручивать постоянно в голове негативные мысли.
Примеры конструктивного ответа на критику:
- — Спасибо за помощь и указание на мои ошибки. Я проанализирую ваш совет.
- — Благодарю, но в этом вопросе я справлюсь сам.
- — Почему, на ваш взгляд, я поступил неправильно?
Деструктивно
Деструктивная реакция усугубляет эмоциональное состояние и не решает назревший конфликт. Одна из ее форм — уход от общения. Например, из обиды уйти, хлопнув дверью. В такой ситуации конфликт не решается, а проблема остается.
Еще одна форма — ответная агрессия. Обычно она направлена на личность критикующего, а не на разрешение предмета спора. Агрессия может проявляться как в активной защите себя, так и в нападении на критикующего.
Примеры деструктивного ответа на критику:
- — Без вас я бы точно никак не догадался!
- — На себя сначала посмотрите.
- — В ваших советах не нуждаюсь.
Как правильно воспринимать критику
Люди не рождаются с врожденными умениями решать конфликты. Этому можно научиться, только работая над собой.
«Злиться, паниковать или придавать ситуации катастрофическое значение — это верный путь к неврозам. Кроме того, критикующий человек, заметив, что вы проявляете слабость, будет и в дальнейшем использовать это и давить все сильнее», — отмечает Элла Ворсина.
Любая критика — это лишь мнение чужого человека. Она может быть полезной, но никогда не нужно придавать ей огромное значение. Но к такому восприятию получится прийти только будучи психологически зрелой личностью.
Поэтому первая задача — научиться понимать, любить себя и уметь отстаивать свои границы. Работать над самооценкой. Как завышенная, так и заниженная самооценка мешают объективно смотреть на свою работу и адекватно воспринимать замечания в свой адрес. Если эти аспекты прорабатывать, чужие комментарии не будут остро ранить.
Работа с людьми — это постоянная коммуникация. Невозможно всегда быть правым. Даже самым опытным учителям иногда необходимы чужие советы, помощь или взгляд на их работу со стороны. Поэтому быть открытым для конструктивной критики — это, пожалуй, еще одна полезная компетенция для педагога.