Что дает школам статус «инновационной площадки», и как его получить
Госстандарт не препятствие для нововведений и экспериментов. Это на практике подтверждают российские школы, у которых есть статус Федеральной инновационной площадки (ФИП). Вместе с ними разбираемся как стать ФИПом, и какие возможности это открывает.
Что такое ФИП
Федеральные инновационные площадки (ФИП) — это школы, лицеи, гимназии, университеты и специальные образовательные организации, которые разрабатывают новые методики и учебные программы или применяют стандартные, но в необычных условиях. В 2021 году этот статус был присвоен 18 образовательным учреждениям.
Каждая ФИП создаёт инновационный проект, который решает одну из проблем современного образования. Или испытывают новые:
- учебные программы,
- методические и лабораторные комплексы,
- формы обучения,
- программы дополнительного образования.
«Став ФИП, школа получает дополнительные возможности для развития и модернизации, открывает путь к инновациям для других образовательных учреждений», — поясняет директор школы № 31 г. Тольятти Алла Евгеньевна Трунькина.
Какие задачи решают ФИП
- Придумывают, как выстроить для учеников индивидуальные траектории обучения.
- Работают над доступностью образования для детей, независимо от достатка родителей, условий и места проживания, особенностей здоровья. Реализуют инклюзивные модели.
- В сфере среднего и высшего образования разрабатывают новые направления профессиональной подготовки.
- Создают и апробируют курсы повышения квалификации для учителей, научных сотрудников и руководителей школ, училищ и ВУЗов.
- Экспериментируют с управлением в сфере образования: внедряют новые методики и технологии, которые ранее, например, применялись только в бизнесе (тот же CRM).
- Разрабатывают учебно-методические материалы, техническое обеспечение, совершенствуя организационный, правовой и финансовый аспекты образования.
Как получить статус ФИП
Статус Федеральной инновационной площадки присваивает Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки на конкурсной основе. Школа представляет на конкурс свой проект. Если его посчитают значимым, дают статус ФИП и возможность проект реализовать.
Шаг первый: придумать проект
Найти интересную идею получится, если отталкиваться от слабых мест в образовании — это и есть пространство для инноваций.
Например, в гимназии № 1 г. Челябинска решили создать систему оценивания метапредметных и личностных результатов школьников. Для этого придумали «разноуровневые задания на основе средневзвешенного балла». Про них можно посмотреть целый фильм на сайте.
В гимназии Святителя Василия Великого в Московской области воскресили дореволюционную педагогическую классику, основанную на работах Константина Дмитриевича Ушинского.
А в школе № 31 в Тольятти решили изменить отношение учеников к здоровью.
Шаг второй: собрать команду
Работа над проектом требует времени и сил. Поэтому потребуется команда инициативных и профессиональных педагогов, которые будут верить в успех проекта и смогут уделить ему достаточно времени.
Шаг третий: оценить имеющийся опыт
Это удобнее всего сделать в сотрудничестве с другими школами, университетами и педагогическими организациями. Новые люди помогут взглянуть на проблему свежим взглядом, и даже получить готовые решения от коллег, сэкономив время.
Алла Евгеньевна Трунькина, директор школы № 31 г. Тольятти:
«В рамках проекта по укреплению здоровья мы запустили программу „Школа — центр физического совершенствования“. Чтобы не „изобретать велосипед“, мы начали заключать договоры с детско-юношескими спортивными школами и перенимать уже имеющийся у них опыт».
Шаг четвертый: воплотить проект
На этом этапе важный критерий значимости проекта — его тиражируемость. Ведь ФИПы — это школы-первопроходцы, открывающие путь для других. Чем системнее подход, тем полезнее он будет коллегам.
Алла Евгеньевна Трунькина, директор школы № 31 г. Тольятти:
«Мы проработали все задачи, которые поставили, и теперь:
- учителя регулярно беседуют с учениками о здоровом образе жизни,
- педагоги используют здоровьесберегающие технологии на уроках,
- в школе созданы условия, чтобы дети больше двигались,
- проводится мониторинг физического состояния учащихся,
- в началке дети играют подвижные игры, воспитатели проводят часы здоровья в группах продленного дня
- педагоги разработали и внедрили авторскую программу углубленного изучения физической культуры,
- в школе открыли специализированные спортивные классы-команды.
Думаем, наш опыт должен пригодится и другим учебным заведениям».
Шаг пятый: участвовать в соревнованиях
Конкурсы помогут оценить свою работу, получить обратную связь и, если нужно, доработать проект. Часто именно по результатам соревнований становится понятно, готова ли школа к отбору ФИПов или нет. Иногда еще до ФИПа школы получают статус региональной площадки.
Алла Евгеньевна Трунькина, директор школы № 31 г. Тольятти:
«Мы участвовали во Всероссийском образовательном форуме „Школа будущего“, конкурсе „100 Лучших школ России“, региональном конкурсе „Образовательное учреждение — центр инновационного поиска — 2016“. А наша „Модель спортивных классов“ получила статус муниципальной, а затем региональной инновационных площадок».
Шаг шестой: подать заявку на ФИП
После того как проект будет готов и принесет результаты, можно приступить к участию в конкурсном отборе на звание ФИП. Важно правильно оформить документацию и заявку.
Ирина Ивановна Кацай, заместитель директора по научно-методической работе гимназии № 1 г. Челябинск:
«Статус присваивает федеральное министерство. Наша задача — представить внятное описание проекта, отвечающее всем требованиям. Тем, кто планирует заявляться на конкурсный отбор, рекомендую внимательно изучить требования. Очень помогают материалы вебинаров, которые выложены в информационной системе во вкладке «Мероприятия».
Иван Алексеевич Смирнов, заместитель директора гимназии Святителя Василия Великого:
«Мы стали ФИП не с первого раза. Подавали заявку и в предыдущий цикл, но не прошли. Зато учли полученные замечания и предложения, внесли изменения, и теперь очень рады новому статусу».
Надо понимать, что отбор на ФИП очень серьезный, а получение статуса — это серьезная ответственность, которую берет на себя школа. Каждый урок, каждое задание, каждая отметка — все должно быть подчинено общей идее, которую школа для себя определила. Зато у школы появляется возможность улучшить качество образования на уровне всей страны.
Цель меняться и менять мир вокруг требует много труда и времени. Стоит ли оно того — решает каждая школа в отдельности.