Бабушка знает
Почему старшее поколение незаменимо в воспитании
Мамы и папы, да и сами бабушки и дедушки далеко не всегда понимают, насколько велик их вклад в воспитание внуков. Бабушки и дедушки бережно хранят семейные ценности, их своевременные мудрые советы запоминаются на всю жизнь, а время, проведённое с ними, бесценно. Вот почему сегодня хотелось бы поговорить о тех важных ролях, которые бабушки и дедушки могут играть в процессе развития и воспитания внуков.
Неоценимый вклад в воспитание
Считается, что если родители воспитывают ребёнка, то бабушки и дедушки просто любят. Но у них своя, особая роль в жизни детей. Чем же полезно общение с бабушками и дедушками? Для многих взрослых бабушки были неотъемлемой частью жизни. В детстве многие родители проводили с ними много времени, учились полезным навыкам, узнавали о семейных традициях. Сейчас социальные роли немного изменились, бабушки, как правило, живут отдельно от молодых семей. Они имеют свои личные нереализованные мечты и планы и часто не берут на себя новый груз обязательств, а просто хотят наслаждаться жизнью. Несмотря на это, ещё остались те бабушки, которые в любой момент готовы помочь молодым родителям.
Многие бабушки и дедушки с удовольствием играют с внуками, часами возят машинки из угла в угол, переодевают кукол с утра до ночи, готовят и «едят» кашу из песка, разложенную на листочках с деревьев, читают ребёнку в 325-й раз «Теремок». У родителей же на такие подвиги обычно нет ни времени, ни желания.
Семейные ценности
Присутствие в жизни бабушек и дедушек помогает детям определить своё место в социуме, в семейной системе, научиться взаимодействию между поколениями, уважительному отношению к людям более старшего возраста.
Бабушки и дедушки помнят то, что не помнят родители, они застали удивительное время, когда мама и папа были маленькими, и могут рассказать об этом тысячи историй! Они знают, какой была жизнь без компьютеров, телевизоров и телефонов, и легко ориентируются в сложных семейных связях: кто кому брат, шурин или свекровь, помогая детям найти своё место на генеалогическом древе. Благодаря этому ребёнок может почувствовать, что в этой жизни он опирается на прочные семейные корни, что он — одна из закономерных и важных частей этого дерева, и вся его будущая семья, его собственные дети смогут расположиться на устойчивых ветвях и почувствовать поддержку рода.
Сами бабушки и дедушки, включённые хотя бы частично в заботу о внуках, по статистике, живут дольше, как будто вписанность в семейное дерево даёт им больше сил, чувство важности и нужности на этой земле. Для гармоничного развития ребёнка важно иметь возможность опираться не только на родителей, но и на бабушек и дедушек. И пусть и у тех, и у других всегда хватает мудрости справляться с неизбежными конфликтами в процессе взаимодействия и уважать друг друга. Бабушки и дедушки не только готовы дольше играть, но и делают это по-другому. Так как они меньше озабочены расстановкой границ и правил, то в играх и семейных ситуациях они чаще поддаются, давая ребёнку возможность почувствовать вкус победы. Соглашаясь на проигрыш, бабушки и дедушки показывают, как спокойно и достойно можно переносить жизненные неудачи. То, чему сознательно хотят научить детей родители, — уметь не только выигрывать, но и проигрывать, легко «считывается с руки» прародителей.
Бабушки и дедушки гораздо легче переносят и то, что внуки в игре иногда нарушают правила, мухлюют. Как ни странно, но мухлевать — это тоже полезный навык.
Не всегда нужно быть суперхорошим, бывает, что идеальное соблюдение всех правил противоречит нашим интересам. А ведь навык поиска других вариантов достижения цели в жизни может очень пригодиться! У родителей другая задача — им нужно научить ребёнка сражаться и побеждать в честной борьбе, формируя у него позитивные человеческие качества и ценности.
Лучшие наставники
Обычно у бабушек больше времени на внуков, поэтому они с удовольствием занимаются с ними уроками, беседуют на темы, которые интересны детям, готовят вкусную и полезную еду. А ещё рассказывают о своём детстве, о том, как отмечали праздники, какие любили игры. Показывают свои фотографии, рассказывают о книгах, которые их в детстве поразили или вдохновили. Рассказы о прошлом помогают ребёнку развить интерес и бережное отношение к истории своей семьи. Вместе с бабушкой дети могут нарисовать генеалогическое древо, потому как она легко ориентируется в сложных семейных связях. При помощи древа ребёнок визуально увидит развитие его рода, узнает о традициях своей семьи.
Бабушки могут с радостью научить печь пирожки и блины, варить кашу, наводить порядок в доме, а особые мастерицы могут показать внукам, как нужно шить, вышивать и вязать. А главное — они смогут рассказать о своём жизненном опыте и поделиться житейской мудростью.
Помощники в учёбе
У бабушек, особенно педагогов в прошлом, более сильно развиты навыки воспитателя. Они учат детей сочувствовать, сострадать другим людям или животным, бережно относиться к природе. Объясняют, почему не нужно принимать быстрых и необдуманных решений, а лучше действовать спокойно и рассудительно.
А ещё бабушки и дедушки дают ребёнку первый опыт обращения с финансами и учат младшее поколение не тратить деньги впустую. Жить экономно в современном мире — бесценный навык. Бабушки и дедушки могут научить своих внуков и внучек не тратить деньги на ненужные вещи, а пользоваться тем, что уже есть.
А ещё бабушки и дедушки прощают детям мелкие проказы, умеют хвалить, а небольшая похвала всегда полезна малышу. Почему? Так у детей вырабатывается навык принятия бескорыстной любви, которую не нужно заслуживать.
Кроме этого, при взаимодействии с бабушкой и дедушкой у ребёнка формируется понимание того, что везде существуют разные социальные роли и формы поведения.
В семье он себя может вести одним образом, в детском саду или школе — иначе, а с бабушкой и дедушкой совсем по-другому. Уважительное отношение родителей к ним может стать для ребёнка образцом поведения.
Бабушки и дедушки помогают детям лучше понять себя, начать отличать плохое от хорошего, закладывают основу доброты и чуткости к другим людям. Единственное, то, что они не должны забывать, что в воспитании ребёнка главные — родители.
А теперь хочется ответить на самые частые вопросы, которые задают родители.
Как быть, если бабушки и дедушки отказываются признавать авторитет родителей и делают все по-своему?
Мама и папа — самые главные люди в жизни ребёнка, они несут за него ответственность, задают систему воспитания, выстраивают границы, думают про образование. Бабушки и дедушки уже вырастили своих детей, реализовались как родители, теперь у них есть возможность дать такой шанс своим детям — пусть они побудут взрослыми, столкнутся со своими сложностями, даже наделают ошибок, но своих. Важно, чтобы бабушки и дедушки признавали авторитет родителей детей, то есть согласились с тем, что дети, которых они вырастили, теперь умные и взрослые, а для некоторых это очень и очень непросто.
Чтобы дети чувствовали себя уверенно в этом мире, родители должны восприниматься как сильные фигуры, на которые можно опереться. Бабушкам и дедушкам нет необходимости выстраивать границы: пусть этим занимаются мамы и папы. Они могут смело баловать и давать внукам то, что, возможно, не получилось дать собственным детям, так как приходилось много работать, заниматься домашним хозяйством, выживать: эмоциональное тепло, нежность, совместные игры.
А зачем же детей баловать? Нужно учить их работать, подчиняться правилам, давать подарки, только если они их заработали, ведь так устроена жизнь! Важно, чтобы ребёнок это сразу понял: «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Это, конечно, тоже правда.
Но когда в жизни случается что-то хорошее, когда тебе делают что-то просто так, от любви, многие ли готовы легко принять это? Искренне порадоваться не тому, что избежал удара судьбы, а тому, что мир и любимые люди дарят вам подарки?
Принимать бескорыстную любовь — это тоже важный навык, который далеко не у всех есть. Он показывает, что мир может быть приятным и безопасным местом, ему можно доверять. Это сильно снижает тревогу детей при освоении мира и выходе в социальную среду.
Как принять разницу в подходах в воспитании дома и у бабушки с дедушкой?
А как их после бабушки-дедушки назад собирать, спрашивают родители? Как? Сложно. Но только поначалу. Довольно быстро дети учатся, что с родителями и бабушками-дедушками можно и нужно вести себя по-разному. Задача родителей на это указывать: «Дома так не делаем, это у бабушки так можно». Заодно мы показываем детям, что в разных социальных условиях существуют разные правила. Мы учим их, что поведение может отличаться при общении с разными людьми.
В детском саду так, но дома по-другому. Да, в школе так положено, но у бабушки свои правила. Мы играем много разных социальных ролей в обществе, вот почему важно иметь навык переключения и соответствия принятым в обществе нормам.
Как справляться с разногласиями и конфликтами с бабушками и дедушками в воспитании ребёнка?
Проговорите с бабушками и дедушками, какой именно помощи вы ждёте от них, в мягкой форме обозначьте, что вы считаете приемлемым, что можно и что нельзя делать в воспитании ребёнка, с вниманием отнеситесь к точке зрения бабушки и дедушки по этому вопросу.
Не ставьте перед бабушками и дедушками требований, касающихся особенностей воспитания детей, — обратитесь к ним за советом. Это даст им возможность поделиться опытом и, возможно, смягчить свою точку зрения на воспитание и принять вашу.
Обосновывайте свою точку зрения на воспитание — делитесь информацией, на которую опираетесь в вопросах воспитания, — авторитетный источник информации может быть для ваших родителей более убедительным, чем их сын или дочь, которые в их представлении часто остаются детьми, несмотря на их возраст.
При возникновении конфликта между внуком и бабушкой или дедушкой иногда лучше не проявлять заинтересованность и не вставать на ту или иную сторону — дайте возможность им самим решить свои споры. Этим вы можете их подтолкнуть к развитию навыков взаимодействия и не обидеть ни одну из сторон.
Чаще советуйтесь с бабушками или дедушками по различным вопросам воспитания ребёнка, даже если ребёнок находится с вами, — ваши родители будут чувствовать себя более вовлечёнными в процесс воспитания, и у них будет меньше оснований оспаривать ваши методы и подходы.
Если вы будете придерживаться этих простых советов, то приобретёте надёжных и опытных союзников в воспитании вашего ребёнка.
Как сделать бабушек и дедушек союзниками в воспитании ребёнка?
Часто бабушка или дедушка, а иногда и оба сразу, считают методы и подходы родителей к воспитанию ребенка неверными. Взрослое поколение считает, что молодые слишком «распустили» ребёнка, не проявляют строгости, боятся «шлёпнуть» ребёнка, а вместо требования слушаться старших постоянно с ними разговаривают и доказывают необходимость своих просьб. Или же, наоборот, бабушки и дедушки позволяют ребёнку абсолютно всё, прощают все шалости, закармливают конфетами и задаривают игрушками, потакают всём его прихотям и желаниям.
Часто родители задумываются: а не нужно ли ограничить время, которое ребёнок проводит с бабушкой и дедушкой? Не нужно. И мы вам откроем секрет почему: в первую очередь, бабушки и дедушки — это основной источник информации для ребёнка об истории, ценностях и традициях семьи, о том семейном круге дальних родственников, с которыми ребёнок не контактирует или контактирует редко. Именно через прародителей ребёнок может почувствовать себя значимой и ценной частью своей семьи и её истории.
Время, проводимое ребёнком с бабушкой и дедушкой (будь то часовая прогулка по парку или «командировка» ребёнка на все выходные), — это снятие физического и эмоционального напряжения с родителей, возможность уделить больше внимания себе, возможность соскучиться друг по другу родителям и ребёнку.
Большую часть контактов со взрослыми у ребёнка составляют контакты с родителями или педагогами/воспитателями. Именно у них он произвольно или непроизвольно перенимает ценности, манеры поведения и общения, интересы и т.д. Общение с бабушкой и дедушкой — это возможность для ребёнка расширить круг интересов и улучшить разнообразные практические навыки и навыки общения со взрослыми. Кроме того, это возможность для ребёнка самому стать «учителем» — научить бабушку или дедушку тому, в чём они не особо компетентны — современным технологиям, гаджетам и т.д.
Время, проводимое с внуками, помогает пожилым людям поддерживать значимые социальные контакты и наполнять свою жизнь новым смыслом, что в свою очередь благоприятно сказывается как на их эмоциональном, психологическом, так и на физическом здоровье.
Даже сами слова «бабушка» и «дедушка» в русском языке включают уменьшительно-ласкательный суффикс, указывая на специальную роль: мудрых людей, дарящих нежность, ласку и заботу, но проявлять эти чувства нужно и по отношению к ним. Понятно, что все бабушки и дедушки разные: в современном мире многие из них всё чаще становятся «передержкой» или «камерой хранения детей», спешащей на подмену маме или папе, когда тем надо бежать на работу или хочется сходить в кино. А есть и те, кто считает, что своих детей они уже воспитали, и теперь у них есть шанс пожить для себя, так что видятся с внуками они лишь на больших семейных мероприятиях.
Но во всех ситуациях общение со старшим поколением может стать для ребёнка большим ресурсом для его развития, важной вехой формирования его личности.
Родителям важно это понимать и грамотно выстраивать общение и отношения ребёнка с бабушками и дедушками.
Для ребят, у которых нет бабушек и дедушек или они оказались слишком далеко, и для бабушек и дедушек, оставшихся без общения с внуками, при участии сотрудников «Института воспитания» был придуман и реализован интересный социальный проект «Дедсад», который был показан на канале НТВ (https://www.ntv.ru/peredacha/Dedsad/).
Анна Бояринцева