Академик Чубарьян уточнил новую концепцию мировой истории для школьников. Меньше Европы, больше Азии, Африки и Океании
Новая концепция мировой истории для школьников разработана Институтом Всеобщей истории РАН — о ней подробно рассказал академик Александр Чубарьян. По его словам, учебники по истории будут включать больше событий в странах азиатского региона, Африки, в Китае. Впервые в школьном курсе появится раздел по Океании. Кроме того, все даты будут синхронизированы с событиями отечественной истории. Еще одно новшество – в старшей школе теперь будут изучать новый материал по истории, а не повторять пройденный.
Работа над новой концепцией изучения мировой истории в школах почти завершена, идет согласование. Однако обновленные учебники появятся в школах еще не так скоро, не 1 сентября 2022-го, как сообщили некоторые издания, подготовка займет еще год-другой. О том, как изменится преподавание, «МК» рассказал руководитель Института всеобщей истории РАН академик Александр Чубарьян.
— Новая концепция общемировой истории призвана повысить уровень эрудиции наших школьников?
— Появление новой концепции – естественный процесс. Дело в том, что в нашей отечественной школе, и это признано во всем мире как достижение, история России и всеобщая история преподаются в равной мере. Изучение истории у нас начинается не с России, а с Древнего мира, это 5-й класс. Отечественная история и общемировая у нас равнозначные дисциплины.
Семь лет назад была принята концепция преподавания отечественной истории. Я еще тогда выступил с идеей о концепции и всеобщей истории тоже. Чтобы не было попыток принизить изучение мировой истории в школе.
Работа началась спустя два года, потом она приостановилась. В прошлом году мы с Министерством просвещения и Российским историческим обществом пришли к соглашению о том, что проведем аналогичную работу и по всеобщей истории. Сейчас проект концепции подготовлен.
В конце февраля концепция будет представлена на общественное обсуждение ученым, учителям, всем заинтересованным организациям. С тем, чтобы 1 сентября представить проект в Минпросвещения.
— Каковы главные изменения?
— Меньше перемен в трактовках или в полемике – больше истории именно мировой. Потому что, как только два года назад мы взялись обсуждать концепцию, так и поняли, что раньше в школе изучалась история по преимуществу европейская. Были почти не учтены Азия, Африка, Латинская Америка.
Если Китай, Япония, Индия, в меньшей степени, хоть как-то в учебниках присутствовали, то все остальное было в очень незначительной степени. Поэтому, не отменяя европейские стандарты, мы выступили с идеей расширить изучение других частей света. За счет того материала, который у нас теперь есть. Например, есть работы наших африканистов, особенно по XVII-XVIII и XIX–XX векам. Пусть небольшие разделы о роли истории этих стран в мировой цивилизации, но они появятся. То же самое касается и Азии, и Латинской и Центральной Америки.
— И даже Океания будет, как я слышала?
— Даже Океания. Вот мы (Институт всеобщей истории РАН – авт.) выпустили 7 томов Всемирной истории, и даже президент присутствовал на презентации. И все отмечали в качестве главного достоинства этого труда – там присутствует весь мир. Это общая тенденция сейчас в истории.
— И наша нынешняя дружба с Китаем тут не при чем?
— Нет, конечно. Никакой переориентации с Европы на Азию нет. Кроме того, Китай же не в Африке, по Китаю как раз раздел и раньше в учебниках присутствовал. Но раньше акцент больше делался на политической истории XX века. Я считаю, что сейчас мы дополнили понимание о роли цивилизаций китайской, индийской и других. Применительно к истории древнего мира и роли этих стран в развитие общемировой цивилизации. К примеру, если говорить о Китае, надо, чтобы наши дети знали, кто такой Конфуций. Вот в чем моя идея.
Считаю, что учебники нового поколения должны содержать меньше текста и дат для запоминания, все равно после школы их никто не помнит. В них должно быть больше аудиовизуальных материалов, того, что привлекает внимание детей. Следует уйти от обилия фактов в сторону осмысления, оценки событий. И еще важнейший аспект новой концепции – синхронизация истории. Чтобы не было такого, что по истории России изучается XIX век, а по мировой XVIII.